Юг Псковской области вместе с северной частью Белорус­сии, северо-западом Смоленской и западом Тверской областей некоторые авторы выделяют сейчас в особый историко-культур­ный регион — днепро-двинскую диалектную зону. Что же объе­диняет эти российские и белорусские земли? Эти территории на протяжении нескольких тысяч лет удерживали культурное свое­образие, что подтверждают археологические и лингвистические данные.
Например, граница днепро-двинской диалектной зоны соответствует южным пределам распространения длинных курганов кривичей, датируемых VI—VII веками, и оконтурнвает ареал длинных курганов смоленско-полоцко-го типа VIII—IX веков. Позже здесь оформились Полоцкое н Смоленское кня­жества, влившиеся затем в состав литовского и польско-литовского государств. В течение всего данного промежутка времени здесь шло формирование одно­го из восточно-славянских этносов — белорусов.
Территория днепро-двинской диалектной зоны совпадает с ареалом расселения кривичей полоцких (полочан) и смолен­ских, смешавшихся с местным балтийским населением. По сво­им антропологическим особенностям кривичи несколько отли­чались от радимичей и дреговичей, ставших вместе с полочана-ми основой будущего белорусского этноса.
Первым белорусским государственным образованием иссле­дователи считают Полоцкое княжество (иногда говорят о Поло­цкой республике, так как здесь присутствовали многие элемен­ты государственного устройства, схожие с Новгородской и Псковской вечевыми республиками). Но окончательное выделе­ние белорусов из восточно-славянского праэтноса произошло во времена существования Великого княжества Литовского, полное название которого — Великое княжество Литовское, Русское,
Жемайтское. Государственным языком в княжестве был старо­белорусский, который лишь в конце XVII века был заменен на польский.
Откуда пошло название «Белая Русь»? Окончательное за­крепление понятий «Белоруссия» и «белорусы» произошло толь­ко во второй половине XIX века. До этого названия «Русь Белая» и «Русь Черная» кочевали по территории Руси: то Русью Белой называли Московию, то Новгородскую или Полоцкую землю. Те же регионы в другое время обозначались как Русь Черная: Псковская земля, западная часть Московии.
Существует несколько гипотез происхождения названий «Русь Белая» и «Русь Черная». По мнению одних исследовате­лей Русь Белая — территория, раньше других принявшая хри­стианство. Другие ученые считают, что Русь Белая — свободная территория, политически независимая от монголо-татар (неко­торые русские княжества добровольно шли на подчинение Вели­кому княжеству Литовскому, чтобы не быть зависимыми от мон­голо-татар) . Третья группа исследователей связывает оба назва­ния с антропологическими особенностями населения, например, со слабо или ярко выраженной пигментацией (цветом волос, глаз, кожи). Также существует версия, производящая название «Русь Белая» от слова «обелить», то есть «признать невиновным, освободить от феодальных повинностей». Более вероятной пред­ставляется вторая версия, которая не вступает в особое противо­речие с третьим предположением.
В дальнейшем оба названия (Русь Белая и Русь Черная) пе­реместились на территорию современной Белоруссии, Со време­нем название «Русь Черная» стало применяться все реже, и в на­шем веке чернорусы уже не выделялись в статистике отдельно, став частью белорусского этноса.
Однако белорусы в Великом княжестве Литовском называли себя чаще всего литвинами, реже — кривичами. Само название «Литва» применялось не столько к балтийской части территории княжества, а сколько ко всем, преимущественно славянским, землям государства. Литовцы тогда называли свой край «Лету-ва», ядром которого считалась Жемайтия (по названию балтий­ского народа — жемайты, жмудь).
Заключение в 1569 году между Польшей и Литвой Люблин­ской унии создало предпосылки для ополячивания белорусов. Это происходило прежде всего религиозным путем — навязыва­нием католичества. Только создание униатской церкви (Брест­ской унией 1596 года) позволило сохранить православные обря­ды, уже ставшие к тому времени неотъемлемой частью культу­ры белорусов.
В начале нашего века северную этническую границу бело­русов проводили по границе Псковской и Витебской губерний. То есть все современные южные районы Псковщины относились тогда к чисто белорусской территории. Что же отличало жите­лей Витебской и Псковской губерний? Прежде всего их говоры.
Говоры Невельского, Себежского и Велижского уездов по­сле их присоединения в 1924 году к Псковской губернии были детально исследованы на предмет выявления в них северно ве­ликорусских, южно-великорусских и белорусских черт. Мест­ные говоры оказались очень мозаичны. В них были обнаружены даже элементы польского языка, и конечно, псковско-новгород-схих говоров. Все же преобладающими были названы черты юж­но-великорусского и белорусского наречий.
Были отмечены следующие белорусские черты: типичное белорусское твердо [н] (трапка); сочетание [ри] (реже [ры]) вместо русского [poj: «крови — криви (крыви), крошить — кришить (крышить)» и другие, в качестве одной из южно-русских черт местных говоров отмечена замена [у] иа [в]: «в меня» вместо «у меня»; «вкрал» вместо «украл». Очень большая мозаичность ивблю-далась в произношении звука [г]: встречались северно-русские взрывные ва­рианты произношения [г], близкого к {к] («тюк» — утюг, «юк» — юг); бело­русские гортанные («хат» — гад, «тахда» — тогда) и южио-русские варианты (раздел: Этнографические и лингвистические различия. Лингвистическая гео­графия).
Со среднерусским и южно-русским диалектами местные говоры объеди­няло аканье; но псковско-новгородское «цоканье» не являлось характерным для них. Вместе с тем самая характерная черта белорусских говоров, как «дзе­канье» и «цеканье» (то есть произношение мягких }д] и [т] со свистящим от­тенком) не было типичным явлением в этих местах, за исключением Велиж­ского уезда.
Такая пестрота языковых наслоений еще ярче отражалась в словаре местных говоров: например, в одних деревнях говорили «картошка», в других — «гульба», в третьих — «бульба». То есть уже в начале нашего века наблюдался плавный переход местных говоров от белорусских к среднерусским и южно-русским гово­рам, не относящихся строго ни к какой из этих групп.
Одна селянка на Невелыцине, сама не подозревая того, дала яркую ил­люстрацию переходного характера местных говоров: «Когда мы едем на пол­ночь (север) за Великие Луки, нас там называют бульбашами (белорусами), а когда едем на полдень (юг) за Невель, там над нами смеются, что мы навора­чиваем трохи по-расейски».
Отличное от псковичей самосознание местного населения и специфика говоров отразились в противопоставлении жителей юга Псковщины «скобарям». Местное русское население называ­ли «кацапами»: «Скобари опоченские, а пустошкински кацапы». Жители Себежского уезда четко знали, где проходит граница со скобарями: «Вод за ету реку называюца скобари». Местное насе­ление создавало пословицы и поговорки, подчеркивающие отли­чие своих говоров от псковских; «Пскопацане те же англицане, только наречие немножецко инаце» (дразнилка «цокающих» псковичей в Пустошкинском районе).
Белорусские особенности на юге современной Псковщины стали исчезать в XIX веке. Причиной этого процесса были отхо­жие промыслы, засилие русской школы и тому подобные. Крае­веды отмечают, что свой вклад в процесс обрусения жителей Не­вельского уезда внес Николай I, поставив в Невеле несколько полков гвардейцев, но, увидев бедность уезда, оставил часть гвардейцев на вечное поселение.
В конце XIX века в Велижском и Невельском уездах Витеб­ской губернии белорусы составляли 85% от всего населения (при 1—7% русского населения соответственно), в Себежском уезде — 47 % (при такой же доле русского населения). В 1926 го­ду после присоединения этих трех уездов к Псковской губернии в Невельском и Велижском уездах было зарегистрировано 32— 35% белорусов (при 60% русского населения), в Себежском уезде — 27,5% белорусов и 68,5% русских.


Страницы: 1 2

Опубликовано 20 Сентябрь 2010 в рубрике История псковского края

Если Вам интересна эта тема - дополнительный материал Вы найдете в статьях:
  • ПОШЕЛОНЬЕ
  • СОВРЕМЕННЫЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ СОСТАВ И ЕГО ИЗМЕНЕНИЕ В XX ВЕКЕ
  • ЭТНОГРАФИЧЕСКИЕ РАЗЛИЧИЯ РУССКОГО НАСЕЛЕНИЯ


  • Новое на сайте:

  • Для нагревания табака от компании glo
  • Погружение в мир ставок и увлекательного азарта
  • Крем Сустарад: для суставов он станет как целебное зелье
  • Калькутта красочная
  • Сочиняшка: сайт где есть всё для любителей литературы и не только