Церковное имущество
Земли при Димитриевской церкви, как видно из поверочного плана 30 мая 1858 г., состоит: под церковью и кладбищем 1 д. 1842 с, под дворами и огородами 1120 с, под полурекою и ручьем 452 с, под дорогою 486 с. Всего 2 дес. 500 саж., а по генеральному плану 1781 г. только показано 2 дес. 696 кв. саж.
В 1808 г. дворовое и огородное место в 554 кв. саж. поселившегося на церковной земле крестьянина Федора Гузынина отошло под церковь по его духовному завещанию. В 1840 годах, по случаю тесноты кладбища, прибавлено к нему земли более десятины от Никитского поля. Почти вся эта земля занята под католическое кладбище. (Далее Гавриил Лебедев привел сведения об огородных местах при церкви, часто сдаваемых крестьянам в оброк, и о бывших землях Димитриевского монастыря, указанных в древних писцовых книгах — Н. Л.)
б) Вклады
При Димитриевской церкви имеются вклады, проценты с коих поступают на содержание церкви и причта, следующих лиц: граждан г. Пскова и прихожан Димитриевской церкви 1814 г. 3700 р. ассигнациями = 1057 р. 14? к. серебром; 1818 г. помещицы г. Валуевой 500 р. асе. — 142-85? коп. сер.; 1852 г. купеческой жены Веры Кононовны Навинской 600 р.; 1855 г. священника С.-Петербургского Андреевского собора Петра Ст. Гиа-цинтова 100 р.; 1856 г. мещанина, бывшего старосты Димитриевской церкви Ивана Петр. Затеплинского 400 р.; подполковника Буйлова 50 р.; 1860 г. помещицы г. Дерюгиной 500 р.; 1866 г. мещанской жены Поднебесновой 800 р.; 1868 г. жены чиновника г. Лобачевой, урожденной Затеплинской, 100 р.; 1869 г. жены дивизионного доктора Ольги Пантелеймоновны Маляревской 550
p.; 1870 г. священнической жены Марьи Васильевны Березской, урожденной Павской, 300 р. Итого 4600 р.
Все вклады заключаются в процентных бумагах: один билет 6 % комиссии погашения долгов 1818 г. в 500 р. ассигн., непрерывно-доходный 4 % билет в 2210 р., а остальные в 5 % билетах внутреннего займа.
в) Здания
В 1866 г. для помещения священно- и церковнослужителей куплен на церковные деньги деревянный, двухэтажный дом за 1500 руб., стоящий на церковной Димитриевской земле, от бывшего священника Панова. Так как в то время церковных денег недоставало на уплату продавцу, то разрешено было духовною Консисториею употребить на это поступивший тогда вклад 800 р., с тем чтобы вклад был составлен впоследствии из церковных доходов, а до образования его священно- и церковнослужители обязаны платить проценты и ремонтировать дом на свой счет; в возврат вклада поступило 500 р. Дом же, для приведения в настоящий порядок, требует больших денежных затрат, да и исправить его почти невозможно, или, по крайней мере, исправление будет стоить столько же, как и построение нового. В нем помещаются два священника и один причетник, а другой причетник живет в церковной сторожке. Сторожка построена в 1866 г. на церковные деньги.
г) Серебряные вещи
Иконы
С серебряными ризами и другими украшениями следующие иконы: а) Св. великомученика Димитрия Мироточивого, храмовая, в чудесах. На ризе венец и копье, а на чудесах 13 венчиков и 24 клейма позлащены, всего в ризе серебра 84 пробы 10 фун. Под этою иконою следующая надпись: «устроена сия риза в Пско-воградскую Димитриевскую кладбищенскую церковь, на храмовой образ св. Димитрия Мироточивого, по завещанию Псковского мещанина Михаила Афанасьева, сыном его Иваном Михайловым, при приходском священнике Василе Лебедеве».
(Далее перечислены еще 21 икона, 4 печатных Евангелия, 3 серебряных напрестольных креста, 16 священно-служебных сосудов и 10 других древних вещей. Отдельным разделом приведены сведения об источниках содержания церкви и ее доходах — Н. Л.)
Приход
Приход расположен вниз по течению р. Псковы, с левой стороны, и простирается до половины посада. Большинство прихожан — крестьяне — занимаются хлебопашеством и огородничеством, и, кроме этого, некоторые, в свободное время, занимаются биржевым извозом. Они, за исключением весьма немногих, живут очень бедно; дома их заметно уже пришли в упадок; и в весеннее время не на что бывает купить семян на посев. Причина бедности кроется в них самих, потому что большая часть пожиток и заработок не поступает в дом в хозяйство, а идет, по большей части, в трактирные и питейные заведения. С другой стороны, бедность можно объяснить и тем, что земли их отстоят далеко от города и притом на Запсковье; земля же при домах занята огородами и некоторая часть отдана под селение «Новой слободы» за штабами, в которой почти в каждом доме и заведение, аренда с коих едва ли выносится из заведений владельцами земли крестьянами.
После крестьян населяют приход военные (почти все из отставных) и мещане; занимаются они преимущественно торговлею в лавочках, в трактирных и питейных заведениях; и, наконец, статские, кои или состоят на службе, или в отставке живут от получаемого пенсиона; вдовы же живут пенсиями мужей, доходами от домов и рукоделиями.
Отношения прихожан к церкви выясняются следующими данными: так, в 1870 году из 115 душ муж. пола и 144 женского не было у исповеди: по малолетству 16 муж. и 16 жен., по отлучкам и другим причинам 8 муж. и 4 жен. и по опущению 29 муж. и
33 жен., в том числе раскольников 2 муж. и 2 жен., а всего не бывших у исповеди и св. причастия муж. 55 и жен. 55 человек.
Дворы показаны только лиц Православного исповедания, а равно из проживающих в них только семейства домовладельцев и немногих из нанимающих квартиры, которые уже живут в приходе.)
На 10 мая в приходе состояло: мелочных лавок овощных — 9, мясная лавка — 1, булочных (содержат немцы) — 2, питейных домов — 8, харчевен — 4; всего — 24.
Штат и содержание священно- и церковнослужителей
При Димитриевской церкви издавна положено по штату один священник и два причетника. В 1814 г., когда была приписана к Димитриевской Царя Константиновская церковь, с ее приходом и принадлежащую ей землею, — определен и диакон на причетнической вакансии, а с 1833 года — на полной диакон-ской, т. е. получал доходов четвертою частию менее священника и таковою же больше причетника. В 1836 г. Константиновская церковь, по просьбе прихожан, приписана к Иоанно-Богослов-ской Мишаринской; диакон же при Димитриевской церкви, по резолюции покойного Преосвященного Нафанаила 18 Февраля, № 304, оставлен пока, но состоял в должности до 1870 г., когда, вместо диакона, определен второй священник на диакон-ских доходах.
Священно- и церковнослужители получили в 1870 г. выгод положительных: жалованья от казны 21 р. 43 к., процентов от вкладов 119 р. 97 к., оброчных с пустоши 140 р. Кроме сего, поступает за поминовение умерших и требоисправления каждодневного дохода в год 653 р. 87 к., за годовые сорокоусты 243 р., за шестинедельные сорокоусты 210 р., за великопостное поминовение 55 р. 15 к., крестоходных по городу и приходу во время праздников, а равно и в родительские субботы 341 р. 73 к. А всего в год 1785 р. 15 к.
Доходы получаются, главным образом, от городских жителей, потому что прихожане, как замечено выше, по причине бедности, за исключением немногих, не могут доставить достаточного обеспечения причту; так, в 1869 г. поступило от прихожан всех доходов 243 р. 79 коп.
О захоронениях на кладбище
Извлечение из постановления Приходского Попечительства Димитриевской церкви 6 сентября 1867 г. об обложении сбором мест на кладбище, занимаемых для погребения умерших, утвержденного Епархиальным Начальством 19 декабря. По ст. 5 Полож. о Приходских Попечительствах при церквах, на Попечительство возложена обязанность содержать в порядке кладбища.
Хотя резких беспорядков на кладбище и не замечалось, но все-таки Димитриевское кладбище далеко не походит на кладбища иноверцев, а что всего важнее — с набережной стороны кладбища нет ограды, на проведение которой потребовалась бы значительная сумма. Но как земля под кладбищем церковная, а не городская, то Попечительство, по примеру иногородних кладбищ, признало необходимым сделать следующее:
«1) Обложить платою не менее 1 р. каждое место на кладбище, занимаемое для погребения умерших.
Страницы: 1 2
Опубликовано 22 Сентябрь 2010 в рубрике Храмы и монастыри
Если Вам интересна эта тема - дополнительный материал Вы найдете в статьях:Новое на сайте: