Будут цвесть и клены, и сирени, Колыхаться золотые дни… Господи! В лугах Твоих весенних Без весны ушедших помяни.
Борис Семенов
Среди многочисленных общественно-политических организаций и движе­ний, существовавших в довоенной Эстонии, к числу наименее известных отно­силось Братство Русской Правды. Объясняется это в основном двумя причи­нами: во-первых, эта организация действовала нелегально, во-вторых, центр ее находился за пределами Эстонии, в Западной Европе. Последнее обстоятель­ство приводило к тому, что иногда на одной территории существовало парал­лельно несколько групп БРП, ничего не знавших друг о друге. Так что конкрет­но судить об уровне этого политического движения в Эстонии очень затрудни­тельно, можно лишь говорить об отдельных его участниках и группах. Это же относится и к Печорскому краю. Сколько групп БРП там было в 1920-30-е годы, сколько людей состояло в них — неведомо. Однако об одной такой груп­пе, действовавшей всего около трех лет, данные обнаружились в архиве.
Возглавлял печорскую группу БРП Владимир Каринский, учитель Тайлов-ской начальной школы. В постановлении на его арест, помеченном 1 сентяб­ря 1940 года, сотрудник уездного отдела НКВД среди прочих «прегрешений» Карийского отметил и подготовку им «покушения на советского полпреда в Эстонии». Что это было за «покушение», и что собой представляло Братство Русской Правды — выяснилось в ходе следствия. (АУ ФСБ РФ ПО, д. А-5370)
Владимир Федорович Каринский относился к молодому поколению про­светителей Печорского края 1920-30-х годов. Родился он в Пскове, в семье потомственного железнодорожника. Его отец, работавший помощником началь­ника станции Псков-2, умер в 1913 году. Оставшиеся члены семьи, вместе с В.Каринским, оптировались в 1920 году в Эстонию, как уроженцы Печорского края. Его мать состояла в родстве с известным в Печорах купцом Плешковым.
В 1921-28 годах учился в Печорской гимназии. Его товарищ по классу, дру­живший с ним, Н. П .Златинский, помнил Карийского как жизнерадостного, с по­этическими задатками, способного и очень увлекающегося человека. По оконча­нии гимназии Каринский поступил на богословский факультет Юрьевского уни­верситета, который окончил в 1934 году. После двухлетней практики в Печорской гимназии сдал экстерном экзамены на звание учителя начальной школы при Тал­линском педагогиуме и в 1936 году был назначен в школу в деревне Высокий Мост Лавровской волости, где работал до 1939 года, после чего был переведен в Тайловскую школу. Работая учителем, Каринский написал два учебника
по вероучению для русских школ и брошюру «Гоголь, как православный христианин».
Даже по меркам тех лет не может не удивлять общественная активность В.Ф.Каринского. Начиная со студенческих лет, он состоит в кружке Любителей христианского просвещения, в обществе Русских студентов Юрьевского универ­ситета. В 30-х годах становится членом Печорского русского просветительного общества, местного отделения Русского национального союза (РНС), Печорско­го русского учительского союза, организации Самаритян Красного креста, орга­низации «Молодые орлы», входит в совет Печорского церковного прихода.
Обо всех этих общественных организациях и движениях Карийскому на следствии было задано множество вопросов, но, пожалуй, более всего ра­ботников НКВД интересовала организация «Братство Русской Правды».
В БРП Каринский вступил еще, будучи студентом Юрьевского университе­та, в 1929 году. В том же году им была создана группа БРП в Печорах. Руководи­теля этой организации в Эстонии, военного историка, генерала А.К.Байова он тогда не знал, а связь поддерживал с ее центром, который находился в Бельгии. В руководство организации, которое называлось Верховным кругом, входили ге­нералы А.П.Кутепов, П.Н.Краснов, бывший русский посол в Сербии В.Н.Штран-дман и другие видные деятели русской эмиграции. В связи с раскрытием рижско­го отделения БРП, стало известно, что в Латвии им руководил князь А.Ливен, в прошлом участник Гражданской войны на Северо-Западе России.
Группа Карийского не была единственной представительницей Братства Русской Правды в Печорах. С 1927 года по 1937 в уездном городке существо­вала подпольная организация БРП, в которой состояли бывшие офицеры-се-верозападники под руководством монархиста капитана К.Д.Мерказина, о чем не мог догадываться Каринский. В его же группу, кроме него самого, входили еще два человека, которые умерли до прихода советской власти в Эстонию. Связь поддерживалась непосредственно с Бельгией, откуда в Печо­ры поступала антисоветская литература и листовки, предназначенные для переброски в СССР. Однако, как показал на следствии Каринский, эту задачу их организация выполнить не смогла из-за своей малочисленности. В1930 году он написал письмо в Бельгию с просьбой не высылать больше на его адрес литературы, сославшись на большую занятость учебой в университете.
В следственном деле В.Ф.Каринского представлено несколько печатных изда­ний, выпускавшихся Братством Русской Правды. В «Бюллетене центра БРП в САСШ», датированном 1 марта 1932г.,-журналвыходилдваразавмесяц-среди сообщений, поступивших из СССР, есть и такое: «Недавно нами был сожжен боль­шой коммунистический колхоз на Псковщине. Название еще не выяснено». Опре­деленное любопытство представляет и брошюра БРП, в которой изложены основ­ные принципиальные установки этой малоизвестной эмигрантской организации:
«Нет мира между Христом и Сатаною».
» …Хотят убить у нас русскую душу. Не быть этому! Вставай, кто в Бога верует! Кровью и огнем покажем комиссарам, — жива русская душа, и мы, христиане, Сатане не подданные».
«Позор малодушным. Долой власть красного Дьявола! Да здравствует Всероссийское Христианское правительство!»
«Коммунизм умрет. Россия не умрет!»
В этой же брошюре изложены основные требования, предъявляемые БРП к своим соратникам. Вот некоторые из них:
«Брат любит и жалеет свой народ».
«Брат верует в Бога и блюдет свою веру».
«Брат РП блюдет свой исконный, честный, от предков полученный семей­ный быт и свято хранит его обычаи и образы».
«Брат блюдет свою русскую честь. Дал слово — держит».
«Брат РП блюдет свою духовную самостоятельность».
«Брат РП не признает классовых различий. Для него нет ни белой кости, ни черной кости, ни пролетария, ни буржуа. У него мерка одна — кто верит в Бога, кто ненавидит красного Дьявола, кто любит Родину, кто готов за нее бороться, то мне свои и родные мне».
«Брат РП борется и работает, чтоб установить на Руси независимое рус­ское, национальное правительство. Наш завет: «Не людям служим — Богу и Ро-динеслужим».
«Брат РП — террорист. Надо собрать народ и убедить его, что и на красного волка есть пуля. Брат всеми способами налаживает убийства комиссаров и ко-миссарчиков, особливо агентов ГПУ и всяких красных шпионов».
» Брат РП — повстанец и первый пособник повстанца».
» Брат РП смерти не ищет, но смерти не боится. Он верит в Бога и знает, что смерти нет, а есть загробная жизнь бесконечная и светлый рай за честно сло­живших головы за Веру, Честь и Родину».
В этих текстах БРП легко прочитываются практические методы деятель­ности многих протестных движений 20 — начала 21 веков, начиная с националь­ных революций и кончая антиглобалистскими течениями. Что же касается са­мого Карийского, у которого эти документы были обнаружены, то все усилия следователей ОГПУ найти конкретные факты «подрывной» деятельности их подследственного против советской власти, оказались бесплодными.
Правда, в ходе следствия по этому делу вдруг всплыла одна история, кото­рая на первых порах показалась чекистам неоспоримым доказательством «тер­рористической деятельности» Карийского, непосредственно направленной про­тив представителей советской власти. Как ни печально, но эту историю следо­вателям «подбросил» епископ Иоанн Булин, в прошлом наместник Псково-Пе-черского монастыря. Находясь под следствием в тех же самых застенках Ле­нинградского ОГПУ, где находился и Каринский, Иоанн Булин на одном из доп­росов дал следующие показания.


Страницы: 1 2

Опубликовано 18 Сентябрь 2010 в рубрике Белогвардейцы Пскова

Если Вам интересна эта тема - дополнительный материал Вы найдете в статьях:
  • ЛИТЕРАТУРА
  • Печорский ковчег
  • ЧЕРТЕЖНИК ИЗ ПЕЧОРСКОЙ УПРАВЫ (Г.П.Захаров)


  • Новое на сайте:

  • Рекомендации по выбору стиральной машины автомат и продлению ее срока службы
  • Как выбрать блок-хаус?
  • В Пскове началось историческое ориентирование
  • Изучение истории Псковского края в послереволюционный период
  • Рыбное хозяйство Псковской губернии.