ДЕЛО О «ТЕРРОРИСТЕ» (В.Ф.Каринский)
Будут цвесть и клены, и сирени, Колыхаться золотые дни… Господи! В лугах Твоих весенних Без весны ушедших помяни.
Борис Семенов
Среди многочисленных общественно-политических организаций и движений, существовавших в довоенной Эстонии, к числу наименее известных относилось Братство Русской Правды. Объясняется это в основном двумя причинами: во-первых, эта организация действовала нелегально, во-вторых, центр ее находился за пределами Эстонии, в Западной Европе. Последнее обстоятельство приводило к тому, что иногда на одной территории существовало параллельно несколько групп БРП, ничего не знавших друг о друге. Так что конкретно судить об уровне этого политического движения в Эстонии очень затруднительно, можно лишь говорить об отдельных его участниках и группах. Это же относится и к Печорскому краю. Сколько групп БРП там было в 1920-30-е годы, сколько людей состояло в них — неведомо. Однако об одной такой группе, действовавшей всего около трех лет, данные обнаружились в архиве.
Возглавлял печорскую группу БРП Владимир Каринский, учитель Тайлов-ской начальной школы. В постановлении на его арест, помеченном 1 сентября 1940 года, сотрудник уездного отдела НКВД среди прочих «прегрешений» Карийского отметил и подготовку им «покушения на советского полпреда в Эстонии». Что это было за «покушение», и что собой представляло Братство Русской Правды — выяснилось в ходе следствия. (АУ ФСБ РФ ПО, д. А-5370)
Владимир Федорович Каринский относился к молодому поколению просветителей Печорского края 1920-30-х годов. Родился он в Пскове, в семье потомственного железнодорожника. Его отец, работавший помощником начальника станции Псков-2, умер в 1913 году. Оставшиеся члены семьи, вместе с В.Каринским, оптировались в 1920 году в Эстонию, как уроженцы Печорского края. Его мать состояла в родстве с известным в Печорах купцом Плешковым.
В 1921-28 годах учился в Печорской гимназии. Его товарищ по классу, друживший с ним, Н. П .Златинский, помнил Карийского как жизнерадостного, с поэтическими задатками, способного и очень увлекающегося человека. По окончании гимназии Каринский поступил на богословский факультет Юрьевского университета, который окончил в 1934 году. После двухлетней практики в Печорской гимназии сдал экстерном экзамены на звание учителя начальной школы при Таллинском педагогиуме и в 1936 году был назначен в школу в деревне Высокий Мост Лавровской волости, где работал до 1939 года, после чего был переведен в Тайловскую школу. Работая учителем, Каринский написал два учебника
по вероучению для русских школ и брошюру «Гоголь, как православный христианин».
Даже по меркам тех лет не может не удивлять общественная активность В.Ф.Каринского. Начиная со студенческих лет, он состоит в кружке Любителей христианского просвещения, в обществе Русских студентов Юрьевского университета. В 30-х годах становится членом Печорского русского просветительного общества, местного отделения Русского национального союза (РНС), Печорского русского учительского союза, организации Самаритян Красного креста, организации «Молодые орлы», входит в совет Печорского церковного прихода.
Обо всех этих общественных организациях и движениях Карийскому на следствии было задано множество вопросов, но, пожалуй, более всего работников НКВД интересовала организация «Братство Русской Правды».
В БРП Каринский вступил еще, будучи студентом Юрьевского университета, в 1929 году. В том же году им была создана группа БРП в Печорах. Руководителя этой организации в Эстонии, военного историка, генерала А.К.Байова он тогда не знал, а связь поддерживал с ее центром, который находился в Бельгии. В руководство организации, которое называлось Верховным кругом, входили генералы А.П.Кутепов, П.Н.Краснов, бывший русский посол в Сербии В.Н.Штран-дман и другие видные деятели русской эмиграции. В связи с раскрытием рижского отделения БРП, стало известно, что в Латвии им руководил князь А.Ливен, в прошлом участник Гражданской войны на Северо-Западе России.
Группа Карийского не была единственной представительницей Братства Русской Правды в Печорах. С 1927 года по 1937 в уездном городке существовала подпольная организация БРП, в которой состояли бывшие офицеры-се-верозападники под руководством монархиста капитана К.Д.Мерказина, о чем не мог догадываться Каринский. В его же группу, кроме него самого, входили еще два человека, которые умерли до прихода советской власти в Эстонию. Связь поддерживалась непосредственно с Бельгией, откуда в Печоры поступала антисоветская литература и листовки, предназначенные для переброски в СССР. Однако, как показал на следствии Каринский, эту задачу их организация выполнить не смогла из-за своей малочисленности. В1930 году он написал письмо в Бельгию с просьбой не высылать больше на его адрес литературы, сославшись на большую занятость учебой в университете.
В следственном деле В.Ф.Каринского представлено несколько печатных изданий, выпускавшихся Братством Русской Правды. В «Бюллетене центра БРП в САСШ», датированном 1 марта 1932г.,-журналвыходилдваразавмесяц-среди сообщений, поступивших из СССР, есть и такое: «Недавно нами был сожжен большой коммунистический колхоз на Псковщине. Название еще не выяснено». Определенное любопытство представляет и брошюра БРП, в которой изложены основные принципиальные установки этой малоизвестной эмигрантской организации:
«Нет мира между Христом и Сатаною».
» …Хотят убить у нас русскую душу. Не быть этому! Вставай, кто в Бога верует! Кровью и огнем покажем комиссарам, — жива русская душа, и мы, христиане, Сатане не подданные».
«Позор малодушным. Долой власть красного Дьявола! Да здравствует Всероссийское Христианское правительство!»
«Коммунизм умрет. Россия не умрет!»
В этой же брошюре изложены основные требования, предъявляемые БРП к своим соратникам. Вот некоторые из них:
«Брат любит и жалеет свой народ».
«Брат верует в Бога и блюдет свою веру».
«Брат РП блюдет свой исконный, честный, от предков полученный семейный быт и свято хранит его обычаи и образы».
«Брат блюдет свою русскую честь. Дал слово — держит».
«Брат РП блюдет свою духовную самостоятельность».
«Брат РП не признает классовых различий. Для него нет ни белой кости, ни черной кости, ни пролетария, ни буржуа. У него мерка одна — кто верит в Бога, кто ненавидит красного Дьявола, кто любит Родину, кто готов за нее бороться, то мне свои и родные мне».
«Брат РП борется и работает, чтоб установить на Руси независимое русское, национальное правительство. Наш завет: «Не людям служим — Богу и Ро-динеслужим».
«Брат РП — террорист. Надо собрать народ и убедить его, что и на красного волка есть пуля. Брат всеми способами налаживает убийства комиссаров и ко-миссарчиков, особливо агентов ГПУ и всяких красных шпионов».
» Брат РП — повстанец и первый пособник повстанца».
» Брат РП смерти не ищет, но смерти не боится. Он верит в Бога и знает, что смерти нет, а есть загробная жизнь бесконечная и светлый рай за честно сложивших головы за Веру, Честь и Родину».
В этих текстах БРП легко прочитываются практические методы деятельности многих протестных движений 20 — начала 21 веков, начиная с национальных революций и кончая антиглобалистскими течениями. Что же касается самого Карийского, у которого эти документы были обнаружены, то все усилия следователей ОГПУ найти конкретные факты «подрывной» деятельности их подследственного против советской власти, оказались бесплодными.
Правда, в ходе следствия по этому делу вдруг всплыла одна история, которая на первых порах показалась чекистам неоспоримым доказательством «террористической деятельности» Карийского, непосредственно направленной против представителей советской власти. Как ни печально, но эту историю следователям «подбросил» епископ Иоанн Булин, в прошлом наместник Псково-Пе-черского монастыря. Находясь под следствием в тех же самых застенках Ленинградского ОГПУ, где находился и Каринский, Иоанн Булин на одном из допросов дал следующие показания.
Страницы: 1 2
Опубликовано 18 Сентябрь 2010 в рубрике Белогвардейцы Пскова
Если Вам интересна эта тема - дополнительный материал Вы найдете в статьях:Новое на сайте: