ДНО И ДЕДОВИЧИ
Судьба этих двух городских поселений в чем-то очень схожа. Оба поселения обязаны рождением железной дороги, построенной в конце XIX — начале XX века. Однако экономическое развитие Дедовичей, как и рост населения в них, запоздали по сравнению с более выгодно расположенным Дном примерно на полвека.
Природные условия не благоприятствовали появлению здесь ни крепостей, ни крупных торговых поселений. Сельские поселения на этой земле испытывали периоды взлета и падения, вплоть до обезлюденья большинства из них.
Свое название город Дно получил от двух деревень: Дно Большое и Дно Малое (Донце Меньшое). Построенные еще новгородцами, они были впервые упомянуты, когда Новгородская земля стала частью Московского государства. В середине XVI века исчезает Донце Меньшое. А Дно Большое не только выживает, но и к концу XIX века превращается в крупное и богатое село.
Название поселка Дедовичи также произошло от двух деревень, расположенных в нескольких километрах от него. В конце XIX века они назывались Большие Дедовицы и Малые Дедови-цы (или Большой Дедовец и Малый Дедовец).
В 1893—1897 годах строится железная дорога Бологое — Псков. Одной из шестнадцати станций на ней становится Дно. В 1898—1901 годах станция Дно соединяется со станцией Новосо-колышки. Это был участок железной дороги Санкт-Петербург — Витебск. Здесь появляется станция Дедовичи.
Дно, став крупным железнодорожным узлом, связанным с Псковом, Москвой, Санкт-Петербургом и южными городами империи, быстро растет.
Еще в 1897 году завершается строительство паровозного депо в Дне, считавшегося главным на этом участке пути. А с появлением второй железной дороги Дно как бы приближается к столице: на станцию стали приходить столичные журналы и газеты, нетрудно было и самим жителям съездить в город на Неве. Недалеко были и местные центры образования и культуры: Псков, Старая Русса (здесь каждое лето гастролировал курортный театр, где были заняты лучшие русские артисты), Великие Луки (железнодорожное училище, где учились дети служащих станции Дно).
Число жителей поселка Дно стало быстро расти. Рядом со станцией появилось поселение Донщина, где оседали местные крестьяне, прибывающие для работы на станции. Развивались железнодорожные мастерские при депо.
В период революций станция Дно прославила себя задержкой поезда Николая II перед отречением его от престола.
В 1925 году поселок Дно был преобразован в город. Наиболее интенсивный рост населения города приходился на первую половину нашего века. За первые полвека существования стан-
ции число жителей в Дне выросло в 30 раз. Численность населения города перед Великой Отечественной войной приблизилась к 15 тысячам человек. К сожалению, городу так и не удалось в последующем восстановить довоенную численность населения. В конце 50-х годов в городе жило свыше 13 тысяч человек. В это время Дно еще удерживало первое место по числу жителей на северо-востоке области. В 60—70-е годы происходило сокращение количества жителей города, и Дно вернуло первое место Порхову. В 80-е годы произошла стабилизация численности населения Дна, и в конце десятилетия количество горожан даже увеличилось до 12,4 тысячи человек.
Иная судьба в нашем веке сложилась у поселка при станции Дедовичи. В отличие от Дна он не стал промышленным центром в период индустриализации страны. Население Дедовичей стало расти быстро лишь после 1967 года, когда они получили статус поселка городского типа. В 80-е годы поселок испытывал подъем, связанный со строительством крупнейшей в области тепловой электростанции — Псковской ГРЭС. По сути появился новый город — поселок энергетиков. За 80-е годы население Дедовичей выросло почти в 1,5 раза, достигнув 8,5 тысячи человек. Это были самые высокие темпы роста среди городских поселений Псковской области. Дедовичи сейчас являются самым крупным поселком городского типа в нашей области.
Дедовичи уже не менее десяти последних лет отличаются самым молодежным составом населения в области. Мигранты — это чаще всего лица молодых возрастов. По этой же причине в поселке высока рождаемость, а значит, и естественный прирост населения.
Дно в этом отношении занимает противоположную позицию. В нем высока доля лиц пенсионного возраста. Молодежи мало, и она продолжает уезжать в другие города. Миграции из других местностей не могут компенсировать естественный и механический отток населения города.
Порхов занимает промежуточную позицию по демографическим показателям как на уровне области, так и на уровне Северо-Восточного района.
Поставки трубного проката в спб MVP-STEEL.
Опубликовано 20 Сентябрь 2010 в рубрике История псковского края
Если Вам интересна эта тема - дополнительный материал Вы найдете в статьях:Новое на сайте: