Судьба этих двух городских поселений в чем-то очень схо­жа. Оба поселения обязаны рождением железной дороги, по­строенной в конце XIX — начале XX века. Однако экономиче­ское развитие Дедовичей, как и рост населения в них, запоздали по сравнению с более выгодно расположенным Дном примерно на полвека.
Природные условия не благоприятствовали появлению здесь ни крепостей, ни крупных торговых поселений. Сельские поселения на этой земле испытывали периоды взлета и падения, вплоть до обезлюденья большинства из них.
Свое название город Дно получил от двух деревень: Дно Большое и Дно Малое (Донце Меньшое). Построенные еще нов­городцами, они были впервые упомянуты, когда Новгородская земля стала частью Московского государства. В середине XVI ве­ка исчезает Донце Меньшое. А Дно Большое не только выжива­ет, но и к концу XIX века превращается в крупное и богатое се­ло.
Название поселка Дедовичи также произошло от двух дере­вень, расположенных в нескольких километрах от него. В конце XIX века они назывались Большие Дедовицы и Малые Дедови-цы (или Большой Дедовец и Малый Дедовец).
В 1893—1897 годах строится железная дорога Бологое — Псков. Одной из шестнадцати станций на ней становится Дно. В 1898—1901 годах станция Дно соединяется со станцией Новосо-колышки. Это был участок железной дороги Санкт-Петер­бург — Витебск. Здесь появляется станция Дедовичи.
Дно, став крупным железнодорожным узлом, связанным с Псковом, Москвой, Санкт-Петербургом и южными городами империи, быстро растет.
Еще в 1897 году завершается строительство паровозного де­по в Дне, считавшегося главным на этом участке пути. А с появ­лением второй железной дороги Дно как бы приближается к сто­лице: на станцию стали приходить столичные журналы и газе­ты, нетрудно было и самим жителям съездить в город на Неве. Недалеко были и местные центры образования и культуры: Псков, Старая Русса (здесь каждое лето гастролировал курорт­ный театр, где были заняты лучшие русские артисты), Великие Луки (железнодорожное училище, где учились дети служащих станции Дно).
Число жителей поселка Дно стало быстро расти. Рядом со станцией появилось поселение Донщина, где оседали местные крестьяне, прибывающие для работы на станции. Развивались железнодорожные мастерские при депо.
В период революций станция Дно прославила себя задерж­кой поезда Николая II перед отречением его от престола.
В 1925 году поселок Дно был преобразован в город. Наибо­лее интенсивный рост населения города приходился на первую половину нашего века. За первые полвека существования стан-
ции число жителей в Дне выросло в 30 раз. Численность населе­ния города перед Великой Отечественной войной приблизилась к 15 тысячам человек. К сожалению, городу так и не удалось в последующем восстановить довоенную численность населения. В конце 50-х годов в городе жило свыше 13 тысяч человек. В это время Дно еще удерживало первое место по числу жителей на северо-востоке области. В 60—70-е годы происходило сокраще­ние количества жителей города, и Дно вернуло первое место Порхову. В 80-е годы произошла стабилизация численности на­селения Дна, и в конце десятилетия количество горожан даже увеличилось до 12,4 тысячи человек.
Иная судьба в нашем веке сложилась у поселка при станции Дедовичи. В отличие от Дна он не стал промышленным центром в период индустриализации страны. Население Дедовичей стало расти быстро лишь после 1967 года, когда они получили статус поселка городского типа. В 80-е годы поселок испытывал подъ­ем, связанный со строительством крупнейшей в области тепло­вой электростанции — Псковской ГРЭС. По сути появился но­вый город — поселок энергетиков. За 80-е годы население Дедо­вичей выросло почти в 1,5 раза, достигнув 8,5 тысячи человек. Это были самые высокие темпы роста среди городских поселений Псковской области. Дедовичи сейчас являются самым крупным поселком городского типа в нашей области.
Дедовичи уже не менее десяти последних лет отличаются самым молодежным составом населения в области. Мигранты — это чаще всего лица молодых возрастов. По этой же причине в поселке высока рождаемость, а значит, и естественный прирост населения.
Дно в этом отношении занимает противоположную пози­цию. В нем высока доля лиц пенсионного возраста. Молодежи мало, и она продолжает уезжать в другие города. Миграции из других местностей не могут компенсировать естественный и ме­ханический отток населения города.
Порхов занимает промежуточную позицию по демографи­ческим показателям как на уровне области, так и на уровне Се­веро-Восточного района.


Опубликовано 20 Сентябрь 2010 в рубрике История псковского края

Если Вам интересна эта тема - дополнительный материал Вы найдете в статьях:
  • ПУСТОШКА И ИДРИЦА
  • ЗАПЛЮСЬЕ
  • ВЕЛИКОЛУКСКИЙ КРАЙ


  • Новое на сайте:

  • Рекомендации по выбору стиральной машины автомат и продлению ее срока службы
  • Как выбрать блок-хаус?
  • В Пскове началось историческое ориентирование
  • Изучение истории Псковского края в послереволюционный период
  • Рыбное хозяйство Псковской губернии.