ДОРОГА ПСКОВ — БОЛОГОЕ
4 июня 1894 года началось строительство железной дороги Псков — Бологое длиной 335 верст. Развернулись большие споры по поводу направления дороги. Псковское губернское земство обсуждало вопрос о направлении будущей дороги. Для рассмотрения предлагалось несколько вариантов. Выбор пал на проект, включающий в себя строительство ветки южного направления (Старая Русса, Порхов, Псков). Решающим за выбор именно этого проекта стало следующее: на этом участке находились две известные ярмарки, которые пользовались хорошей репутацией не только в близлежащих местностях, но и в более дальних районах России. Это Сорокинская ярмарка в селе Сорокине Порховского уезда и Ашевская ярмарка в Новоржевском уезде. Кроме этого, Псковская губерния в конце 19-го и начале 20-го вв. пользовалась привозным хлебом, и именно на южном направлении цена на зерно была ниже, а дорога короче. В выписке из постановления Псковского губернского земства от 8 декабря 1894 года говорилось: «Преимущество первой линии пред второю, для пользы губернии, по плану очевидное и направление чем южнее, тем представляется более полезным; с
другой стороны, северная линия наоборот, обходя населенные места и минуя г. Порхов, представляет много потери для последнего, тогда как в посаде Сольцы и теперь существует водяной путь по реке Шелони».
Собрание после обмена высказанных мнещщ постановило: «Вопрос о линии дороги от Бологое на Псков решить выбором намеченной южной линии от Пскова на Порхов и Старую Руссу.
С подлинным верно: Председатель Псковской губернской земской управы В. Горбунов».
Правление общества Рыбинско-Бологовской железной дороги пишет Псковскому губернатору (4 июля 1894 г.), что государь император соизволил на разрешение произвести изыскание для железнодорожной линии от ст. Бологое по направлению на Валуй, Старую Руссу и Порхов до Пскова.
Руководство и распоряжение всеми действиями по производству вышеупомянутых изысканий Правление возложило на инженера путей сообщений статского советника Петра Эрнестовича Гетте, для участия в исполнительных работах по сим изысканиям в пределах Псковской губернии приглашены инженеры Владимир Николаевич Линии, Эрнест Патрикее-вич Рурк, Сергей Иванович Пугачев. Далее следует просьба к губернатору оказывать содействие инженерам в их работе.
При постройке дороги поставка материалов, строительные работы целиком отдавались в руки поставщиков и подрядчиков. Для того чтобы получить подряд или поставку, прибегали к протекции, интригам, взяткам. Забота поставщиков и подрядчиков сводилась сначала к тому, чтобы получить подряд, а затем — чтобы больше на нем нажиться. В конечном итоге страдали рабочие, подвергавшиеся жестокой эксплуатации. На постройке этой дороги работали солдаты железнодорожных войск. Но основную работу выполняли крестьяне-отходники, население тех деревень и сел, по территории которых проходила линия строящейся железной дороги. Лопата, тачка, кирка и лом оставались основными инструментами. Артель, которую нанимали, должна была иметь землекопов, навальщиков, каталей, равилыциков. Для ремонта особый плотник или топорник. Оплата труда производилась на всю артель. Штрафы, отсутствие условий для жизни, эпидемии делали работу на строительстве железных дорог очень тяжелой. Тачка для перемещения грунта весила 100 кг, 1/3 веса приходилась на руки рабочего, который не только катил ее, но и
удерживал в равновесии, Пррдолжительность рабочего дня определялась от климата и времени года. Летом — 12,5 часа. Жили рабочие в шалашах и землянках, реже в бараках. Все это создавало строительству железной дороги мрачную репутацию. Но там, где действовали творческие люди, техника строительного дела достигла блестящих результатов. Ведь строительство железных дорог России происходило в большинстве случаев на полигонах большой протяженности, в местах, изобилующих реками, непроходимыми болотами и лесами, в трудных климатических условиях.
Не только в строительном деле русская техническая мысль шла вровень с европейской и американской, но иногда и опережала ее даже в раннюю свою пору, в творчестве таких инженеров, как строитель мостов Журавский. И во всех других областях железнодорожной техники русские инженеры и конструкторы не только учились у других, но и сами учили.
На .железной дороге Бологое — Псков было построено 16 станций (Березки, Карамышево, Подсевы, Дно, Морино, Волот и др.). Строительство осуществлялось комплексно. Строилась не только сама колея дороги, но одновременно все необходимые для ее эксплуатации хозяйственные службы: путевое хозяйство со станциями и разъездами, службы связи, водоснабжение с водокачками и водонапорными башнями, службы тяги с паровозными и вагонными депо, жилые дома для рабочих с садами и парками. Были возведены по типовому проекту 1-этажные деревянные вокзалы.
Опубликовано 20 Сентябрь 2010 в рубрике История железных дорог
Если Вам интересна эта тема - дополнительный материал Вы найдете в статьях:Новое на сайте: