На южном побережье Финского залива между реками На­рва и Нева, Луга и Плюсса и на Карельском перешейке еще со­всем недавно жили довольно многочисленные группы народов, говоривших на прибалтийско-финских языках: водь, ижора (или ижорцы, ижеряне, ингры, инкери), финны (савакот, зурямей-сет, суомалайсет), карелы и эстонцы.
До прихода славян здесь жили племена чуди, води и ижоры. По мере колонизации этой территории славянами (кривичами и словенами ильменскими) прибалтнйско-финские племена по­степенно перенимали славянский язык и культуру.
Как писал известный русский историк Василий Ключевский, «происхо­дило заселение, а не завоевание края, не порабощение или вытеснение тузем­цев»; «чудь, постепенно русея, всею своею массою, со всеми антропологиче­скими и этнографическими особенностями, со своим обличьем, языком, обы­чаями и верованиями входила в состав русской народности».
К северу от границ современной Псковской области жили племена ижоры. Ижорцы первоначально называли себя карела­ми, так как пришли на южное побережье Финского залива с тер­риторий к северу от него, вероятно, на рубеже нашей эры, и их язык близок к карельскому. Позже за ними закрепилось назва­ние, данное славянами, по наименованию реки Инкери — прито­ка Невы (по одной из версий, название «Инкери» или «Ингери» производится из скандинавского личного княжеского имени Ин-
гварь, то есть Игорь). Название народа претерпело деформацию в славянском языке: сперва — «ыжера», а позже — «ижора».
В середине XVI века чудь, водь и нжора приняли правосла­вие. Искоренение язычества у этих племен произошло по указу царя Ивана Грозного. А совершил эту миссию инок новгород­ский Илья. С тех пор чудь почти перестала отличаться от рус­ских.
Тем не менее прибалтийско-финские народы сильно повли­яли на русскую культуру Северо-Запада России. Много элемен­тов они привнесли и в материальную культуру местных русских жителей. В вышивке населения Северо-Западной и Северной России многие орнаменты и мотивы имеют финно-угорское про­исхождение: одинаковые орнаменты можно встретить и на севе­ре Псковщины, и у сету, и в Архангельской области.
Считается, что современные крыловидные («звончатые») гусли, еще сохранившиеся на севере Псковщины (в Гдове даже есть ансамбль гусляров), произошли из прибалтийско-финского струнного инструмента — кантеле (каннель). Позже в Эстонии появился цитрообразный каннель, который был также занесен на Псковщину эстонскими переселенцами, и стал называться в России цитрой (реже также гуслями).
Новый прилив финно-угорских народов (финнов, ижорцев и карел) на север Псковщины произошел в начале-середине XVII века. После завоевания Ижорской земли шведами, давши­ми ей название Ингерманландия, началось бегство православно­го водского, ижорского и русского населения в Россию. Эти зем­ли шведы сначала решили заселить северно-германскими наро­дами. Первыми были приглашены немецкие колонисты из Мек-ленбурга и Бремена. Но через некоторое время немецкие кре­стьяне и дворяне стали возвращаться на родину: слишком суро­вым показался им климат Ижорской земли и плохими ее почвы. Неудачей завершилась и попытка привлечь немецких эмигран­тов из Голландии. Тогда шведский король раздал земли Ингер-манландии своим герцогам и баронам и разрешил переселяться сюда финским крестьянам.
Финнов, пришедших сюда в основном из восточной Фин­ляндии (савакот, эурямейсет и других), стали позже называть
ингерманландскими финнами. Их доля на Ижорской земле с се­редины до конца XVII века возросла с 1/3 до 2/3 (при соответст­вующем падении доли русско-водско-ижорского населения). От местных прибалтийско-финских народов (води и ижоры) финны отличались лютеранской религией. Но тем не менее близость языка и культуры привели к закреплению за всеми прибалтий­ско-финскими народами Ижорской возвышенности названия
ингерманландцы.
В середине XIX века в Ингермаиландии насчитывалось: води — 5 тысяч человек, ижорцев — около 18 тысячи и ингерманландских финнов — свыше 72 тысяч. Ингерманландцы были подвергнуты репрессиям в 1928—1936 годах и высылке в годы Великой Отечественной войны. В Псковской области после войны «отбывало ссылку» 300 ингерманландских семей, часть из которых по­сле 1949 года была переселена в Карело-Финскую АССР, испытывающую в то время дефицит в трудовых ресурсах.
В годы Северной войны (1700-1721 годы) в пограничной со шведской Прибалтикой полосе, в Обозерье, беженцы-эстонцы основали деревню Луукюла (по-русски «Луг»). Позже в При­озерье были созданы и другие эстонские деревни — Ершово, Чудские Заходы, Грива и другие.
Но массовые переселения эстонцев на Псковскую землю на­чались лишь в XIX веке. В 1816—1819 годах эстонские крестья­не были раскрепощены царскими законами. После этого многие эстонцы даже в Эстонии приняли православие в попытке освобо­диться от власти местных помещиков — немецких баронов. В 50—60-е годы XIX века эстонские крестьяне получили право по­купать землю и переселяться в любую точку Российской Импе­рии. С 60-х годов прошлого века до начала нашего века Эстонию покинуло не менее 1/10 части сельского населения.
Основная масса эстонских переселенцев сосредоточилась в Санкт-Петербургской губернии, особенно в Гдовском и Луж-ском уездах, наиболее близких к Эстонии. Здесь было основано несколько десятков эстонских поселений с общим населением не менее 10 тысяч человек.
Переселяясь на новые земли, эстонцы выкупали у помещи­ков наиболее непригодные для сельского хозяйства места: леси­стые и заболоченные. Там и были основаны первые хуторские хозяйства. После столыпинской реформы эстонские крестьяне стали выкупать и душевые наделы местных крестьян. Хутора ос-
новывались недалеко друг от друга, образуя группы. Создава­лись своеобразные эстонские колонии.
О трудолюбии и упорстве эстонских крестьян коренное на­селение рассказывало удивительные истории. Часто переселен­цы являлись пионерами сельскохозяйственных нововведений, приносили с собой передовой опыт обработки земли, умение применять современные орудия труда. При этом эстонцы сохра­няли свой образ жизни, быт, обычаи, традиции, кое-что переняв из материальной культуры русского населения.
После создания независимого государства эстонское прави­тельство предприняло попытку вернуть эстонских крестьян на родину. Эта кампания получила название «оптационной». Но значительная часть эстонских крестьян не поверила эстонскому правительству и осталась в России. В Эстонию вернулось не бо­лее 1/6 части переселенцев. В начале 20-х годов эстонское мень­шинство составляло 11% населения Гдовского и 5% — Лужского уездов. На довоенных картах иностранных изданий эти районы отмечались как территория со смешанным русско-эстонским на­селением.
С середины 20-х годов началась кампания создания нацио­нальных Сельских Советов. Для регистрации такого Совета тре­бовалось, чтобы национальное меньшинство (эстонцы, финны и латыши) составляло не менее 2/3 населения, и на территории Совета должно проживать от 300 до 3000 человек. Националь­ные Советы были созданы во всех трех районах на севере Псков­щины (например, Битинский в Плюсском районе, Дубницкий в Стругокрасненском).
Большинство эстонских хозяйств добилось значительных успехов и относилось к середняцким и кулацким. Это сильно сказалось на процессах раскулачивания и коллективизации, развернувшихся в конце 20-х годов. На севере современной Псковской области к 1936 году насчитывалось уже 56 эстонских колхозов из 136, расположенных в Ленинградской области (куда в то время входил Северный край Псковщины). Но нарастала волна репрессий. Особенно интенсивно они проводились в 1937—1938 годах, сочетаемые с раскулачиванием и высылкой семей далеко на восток страны.
В 1939—1941 годах проходила кампания ликвидации хутор­ской системы, окончательно подорвавшая хозяйства эстонского национального  меньшинства.  После  Великой  Отечественной

Ответственное хранение в мытищи www.skladovka.ru.


Страницы: 1 2

Опубликовано 20 Сентябрь 2010 в рубрике История псковского края

Если Вам интересна эта тема - дополнительный материал Вы найдете в статьях:
  • СОВРЕМЕННЫЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ СОСТАВ И ЕГО ИЗМЕНЕНИЕ В XX ВЕКЕ
  • ПСКОВСКАЯ ЗЕМЛЯ ДО ПЕТРОВСКИХ РЕФОРМ
  • СЕТУКЕЗИЯ


  • Новое на сайте:

  • Для нагревания табака от компании glo
  • Погружение в мир ставок и увлекательного азарта
  • Крем Сустарад: для суставов он станет как целебное зелье
  • Калькутта красочная
  • Сочиняшка: сайт где есть всё для любителей литературы и не только