На примере данного подрайона можно проследить, как ме­нял свое местоположение его центр. А вместе с ним менялось и понятие периферии в пределах подрайона. С конца IX века роль центра выполнял Изборск, который до начала X века был также ядром будущей Псковской земли. С появлением Пскова Изборск потерял свое значение, передав роль центра изборских (псков­ских) кривичей городу на реке Великой.
В XIII веке с появлением опасности на западных рубежах Новгородской земли Изборск восстановил утраченное значение.
Но он выполнял уже иную функцию — военно-оборонитель­ную, став западным пригородом Пскова. В дальнейшем, с про­движением на запад русско-эстонской этнической границы, поя­вилась необходимость создания нового форпоста на окраине рус­ской земли. Такую роль с XVI века начал выполнять Псковско-Печорский монастырь. В начале XVIII века он, как и Изборск, потерял военно-стратегическое значение. Граница Российской империи отодвинулась еще дальше на запад. Но с тех пор, воз­никший рядом с монастырем посад, а затем город Печоры вы­полняет функцию местного центра. Эта функция усиливается тем, что Печоры сохраняют роль форпоста, но уже не военного, а религиозного. Монастырь стал очагом православной веры, имеющим государственное значение. Монастырь привлекал пра­вославных людей из многих уголков Российского государства и сыграл немаловажную роль в заселении земель Западного пору-бежья.
Итак, на протяжении семи веков роль центра подрайона иг­рал Изборск. Перехватив лидерство в середине XVI века, Печо­ры сохраняют роль центра уже в течение четырех с лишним ве­ков.
Мы будем рассматривать земли Печорского края в порядке их освоения славянами, а затем русскими. Очень древней и хо­рошо изученной территорией славянского заселения на Псков­щине является изборская земля.
ИЗБОРСКАЯ ЗЕМЛЯ
Изборск относится к числу девяти древнейших русских го­родов, впервые названных в летописи, описывающей события IX века. Однако возник он намного раньше — на рубеже VII— VIII веков. Это был племенной центр кривичей, расположенный в ядре будущей Псковской земли. Даже в XIX веке эту группу кривичей называли изборской, отличая ее от двух других кри­вичских группировок: полоцкой (полочан) и смоленской. По со­временным представлениям археологов, кривичи пришли сюда с верховьев рек Одры и Вислы и осели здесь уже в V веке нашей эры.
Существует предание, согласно которому первоначально Изборск носил имя своего основателя Словена, сына первого
новгородского посадника Гостомысла, и назывался Словенском. Позднее он был переименован в честь сына Словена — Избора, погибшего от укуса змеи.
Чтобы подтвердить данную версию обычно указывают на местное название — Словенские ключи, что бьют под Жеравьей горой у Городищенского озера; Словенское поле (Словенец), простирающееся к западу от селения.
Есть и другие версии происхождения названия «Изборск»: от слова «сбор», то есть места, где собиралось русское войско, или от слова «бор» — лес. Иногда название поселения связывают с эстонским словом «иза» — отец или славянским «извор» — ключ, источник.
Первое упоминание об Изборске относится к 862 году. Из­борск получил известность благодаря легендарному сказанию о призвании на Русь варяжских князей.
Это было время, когда «варяги из-за моря брали дань на славянах новго­родских, на кривичах, также на чуди и мери*. Вскоре эти народы прогнали ва­рягов за море и перестали давать им дань. Но, прогнав варягов, они никак не могли уладить отношения друг с другом, что привело к междоусобным войнам. Тогда они стали говорить между собою: «Поищем себе князя, который бы вла­дел нами и судил все дела справедливо», — отправили послов к варягам к ру-си; русью назывались варяги точно так же, как другие зовутся шведами, иные норвежцами, англичанами, готами**.
Чудь, новгородцы и кривичи сказали Руси: «Земля наша велика, да по­рядку в ней нет, пойдите княжить и владеть нами». Собрались три брата с род­ственниками своими, взяли с собою всю Русь и пришли: Рюрик в Новгород, Синеус в Белоозеро, Трувор в Изборск; от них-то и прозвалась Русская земля. Через два года умерли Синеус и Трувор, Рюрик один принял всю власть и роз­дал города приближенным к себе людям.
Роль варягов в создании русского государства несколько преувеличена летописцами. Было время, когда этот летописный рассказ привел к разделению всего ученого мира на норманистов и антинорманистов в вопросе о древнерусской государственно­сти. В советский период этот спор был оставлен: зарождение
древнерусского государства стали рассматривать исключительно с классовых позиций.
Историки давно заметили, что имен Синеус и Трувор, в от­личие от Рюрика, нет в Скандинавии и они никогда больше не встречаются на страницах наших летописей. К тому же эти име­на можно перевести с древнешведского языка как «свой род» (Синеус) и «верная дружина» (Трувор). А значит, сообщение о трех братьях означает приход Рюрика «с родом своим и верной дружиной». Вероятно, братьев не было совсем, а в летописи их появление объясняется более поздним ее переписыванием. Но­вый летописец мог привлечь шведский первоисточник, но не смог перевести два слова, записав их как имена. Отсюда потре­бовались и неожиданные кончины двух братьев (ведь о них ни­чего более не было слышно в истории) и их княжение в Изборске и Белоозере (ведь князя с дружиной призывали только новго­родцы) . Так что эта легенда —более поздняя вставка в летопись, что подтверждают и другие факты*.
Легенда глубоко запала в сознание живших здесь людей. Древнее Изборское городище у Городищенского озера сейчас именуют Труворовым. Находящийся рядом каменный крест, ко­торый был поставлен не ранее XV века (а не в IX веке, если сле­довать летописи), также называется Труворовым.
Вокруг Изборска находятся еще более древние свидетели славянского заселения — длинные курганы, датируемые VI— VII веками. В Печорском крае длинные курганы известны около деревень Лезги, Гверздонь, Тайлово и других.
В X веке Изборск перерос в раннефеодальный город со сво­им детинцем и окольным градом. Изборскую землю окружало обширное заболоченное и редко заселенное пространство, кото­рое начиналось за современной деревней Тешевицы (ныне боло­то, находящееся на границе Печорского и Псковского районов, осушено). Древняя дорога из Изборска в Псков огибала этот участок с севера, проходя через Сенно, Печки, Корлы и Камно. На западе и северо-западе Изборская округа граничила с земля­ми эстов, завоеванными в XIII веке немецкими крестоносцами.
С начала XIV века Изборская крепость переместилась на новое место — на Жеравью гору. Новая крепость, построенная в XIV—XV веках, еще несколько веков защищала западные под­ступы к Пскову.
Изборская крепость на Жеравьей горе
В XVI веке, когда Псковская земля была присоединена к Московскому государству, в окрестностях Изборска закончилось формирование сети сельских поселений — существовали прак­тически все населенные пункты. Административные единицы Изборского уезда назывались тогда «губами». Западная граница русских губ проходила чуть дальше современной российско-эс­тонской границы. Но местное население не было чисто русским. Значительную часть его составляли потомки чуди и беглые эс­тонцы. О них сейчас и пойдет рассказ.


Опубликовано 20 Сентябрь 2010 в рубрике История псковского края

Если Вам интересна эта тема - дополнительный материал Вы найдете в статьях:
  • Исторические этапы развития городов
  • ВЯЗОВЩИНА
  • ОСВОЕНИЕ ТЕРРИТОРИИ КРАЯ


  • Новое на сайте:

  • Погружение в мир ставок и увлекательного азарта
  • Крем Сустарад: для суставов он станет как целебное зелье
  • Калькутта красочная
  • Сочиняшка: сайт где есть всё для любителей литературы и не только
  • Девушки по вызову: почему не стоит пользоваться их услугами?