Еще в начале XX века русское население Новгородской, Архангельской, Олонецкой и других северных и северо-восточ­ных губерний значительно отличалось по типам жилища и хо­зяйственных построек, по сельскохозяйственной технике, по ти­пам женской одежды, вышивке, орнаменту, особенностям се­мейного строя, свадебной обрядности, характеру устной поэзии от русского населения Орловской, Курской, Воронежской и других южных губерний.
Вышеперечисленные особенности материальной и духовной культуры характеризуют две основные этнографические группы
русского народа: северно-русскую и южно-русскую. Эти куль­турные особенности отличались устойчивостью и передавались от поколения к поколению.
Например, северно-русский тип жилья характеризуется пологим скатом крыш, наличием ставней, наличников, украшений на крыше и так далее.
Однако во второй половине XX века происходило быстрое стирание различий между южной и северной этнографическими группами русского населения.
Граница между северной и южной этнографическими обла­стями русского народа тянулась через всю Европейскую Россию: от Пскова через Москву до Средней Волги. Псковская земля расположена в зоне контакта двух основных этнографических групп русского населения, и это отразилось на культуре пскови­чей. Средняя часть Псковщины (от Пскова до Опочки, от Порхова до Локни) характеризуется переходной — среднерусской культурой.
К северу от линии Псков-Порхов более значительно влия­ние северно-русской культуры, а к юго от линии Опочка-Локня — южно-русской культуры.
Псковщина — край, где происходил интенсивный куль­турный обмен между этнографическими группами русского народа и другими народами. Например, в вышивке населения Гдовского и Печорского районов можно увидеть общие северно­русские черты: двусторонний шов нитями по белому полотну; изображение фигурок женщин, птиц, коней и так далее. Но в ге­ометрическом орнаменте можно наблюдать заимствования из балтийской культуры (восьмиконечные звезды) и финно-угорской культуры (квадратные и прямоугольные узоры), отли­чающиеся от узоров русского типа (ромбические формы).
Интенсивные культурные контакты с финно-угорскими и балтийскими народами, соседство с белорусами и местные природные особенности привели к культурной специфике Псковщины в пределах среднерусского пояса. Поэтому Псков­скую губернюю (вместе со Смоленской и частями соседних гу­берний) часто выделяли как особую западно-русскую эт­нографическую область.
На материальную и духовную культуру населения влияют: религия, этническое самосознание, языковые особенности. Еще
совсем недавно изучение культурных различий на территории считалось привилегией этнографической науки. Однако сейчас набирает силу молодое научное направление — география куль­туры, интегрирующая достижения этнической, конфессиональ­ной, лингвистической географий и ряда смежных научных дис­циплин.
ЛИНГВИСТИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯ
Лингвистическая география занимается изучением территориального распространения диалектов (от греческого слова «диалектоо, что означает «разговор, говор, наречие»). В этом же значении употребляется и другой термин — говор.
Под говором подразумевается территориальная наименьшая разновидность языка, являющаяся средством общения более или менее ограниченного коллектива (жителей хутора, деревни, се­ла) . Группа в общем сходных, но имеющих между собой частные различия говоров, образует наречие.
В русском диалектном языке различают два наречия — се­верно-русское и южно-русское. Между двумя основными наречиями узкой полосой тянутся среднерусские говоры, в ко­торых совмещаются отдельные языковые черты, принадлежащие северному и южному наречиям. На основе среднерусских говоров некогда возник русский литературный язык. Это связано с тем, что Москва находится на территории среднерусских говоров.
Диалекты различаются по звуковому составу, грамматичес­ким формам, синтаксическим и лексическим особенностям. Изучением языковых особенностей говоров и наречий занимает­ся диалектология, одна из ветвей языкознания — науки о языке.
Северно-русское наречие характеризуется следующими чертами: окань­ем — различением безударных гласных [о] и [а] после твердых согласных (вода — трава); взрывным характером произношения звонкого согласного [г]; неразличением звуков [ц] и [ч] (цай, чарь, цас, цасто); выпадением звука «йот» [й] между заударными гласными (он зиат; изба нова); употреблением звуков [мм] вместо сочетания [бм] («омман, оммазал» вместо «обман, обма­зал»); твердым [т] в окончании третьего лица настоящего времени глаголов (они идут; свет горит); окончанием [-ам] в творительном падеже множествен­ного числа (пойти за грибам) и так далее.
Южно-русскому наречию в целом, в отличие от северно-русского, свой­ственно аканье — неразличение после твердых согласных безударных глас­ных [о] и [а] (вада, трава); яканье или иканье (ряка, пятак, лясгГ; рика, шпак, лиса»); фрикативное образование звонкого заднеязычного согласного [у] вме­сто [г], которому в конце слова соответствует глухой согласный [х] («уалка, пирох» в соответствии с «галга, пирог); мягкий согласный в окончании третьего лица глаголов (вдуть, знаеть); окончание [-е] в родительном и вини­тельном падежах единственного числа личных местоимении (у мене; у тебе); сохранение сочетания [бм] (обман); различение окончания в дательном н творительном падежах множественного числа существительных (к дровам, за дровами).
Среднерусские говоры образуют две большие зоны — запад­ную и восточную. В каждой из них имеются акающие и окаю­щие говоры, но по происхождению большинство из них северно­русские. Южно-русское наречие как бы надвигалось в течение нескольких веков на северно-русское, создав специфику переходных (среднерусских) говоров.


Опубликовано 18 Сентябрь 2010 в рубрике Биография Псковщины

Если Вам интересна эта тема - дополнительный материал Вы найдете в статьях:
  • ГДОВСКИЕ ГОВОРЫ
  • БЕЛОРУСЫ НА ЮГЕ ПСКОВЩИНЫ
  • АНТРОПОЛОГИЧЕСКИЙ ОБЛИК ПСКОВИЧЕЙ


  • Новое на сайте:

  • Для нагревания табака от компании glo
  • Погружение в мир ставок и увлекательного азарта
  • Крем Сустарад: для суставов он станет как целебное зелье
  • Калькутта красочная
  • Сочиняшка: сайт где есть всё для любителей литературы и не только