ЭТНОГРАФИЧЕСКИЕ РАЗЛИЧИЯ РУССКОГО НАСЕЛЕНИЯ
Еще в начале XX века русское население Новгородской, Архангельской, Олонецкой и других северных и северо-восточных губерний значительно отличалось по типам жилища и хозяйственных построек, по сельскохозяйственной технике, по типам женской одежды, вышивке, орнаменту, особенностям семейного строя, свадебной обрядности, характеру устной поэзии от русского населения Орловской, Курской, Воронежской и других южных губерний.
Вышеперечисленные особенности материальной и духовной культуры характеризуют две основные этнографические группы
русского народа: северно-русскую и южно-русскую. Эти культурные особенности отличались устойчивостью и передавались от поколения к поколению.
Например, северно-русский тип жилья характеризуется пологим скатом крыш, наличием ставней, наличников, украшений на крыше и так далее.
Однако во второй половине XX века происходило быстрое стирание различий между южной и северной этнографическими группами русского населения.
Граница между северной и южной этнографическими областями русского народа тянулась через всю Европейскую Россию: от Пскова через Москву до Средней Волги. Псковская земля расположена в зоне контакта двух основных этнографических групп русского населения, и это отразилось на культуре псковичей. Средняя часть Псковщины (от Пскова до Опочки, от Порхова до Локни) характеризуется переходной — среднерусской культурой.
К северу от линии Псков-Порхов более значительно влияние северно-русской культуры, а к юго от линии Опочка-Локня — южно-русской культуры.
Псковщина — край, где происходил интенсивный культурный обмен между этнографическими группами русского народа и другими народами. Например, в вышивке населения Гдовского и Печорского районов можно увидеть общие севернорусские черты: двусторонний шов нитями по белому полотну; изображение фигурок женщин, птиц, коней и так далее. Но в геометрическом орнаменте можно наблюдать заимствования из балтийской культуры (восьмиконечные звезды) и финно-угорской культуры (квадратные и прямоугольные узоры), отличающиеся от узоров русского типа (ромбические формы).
Интенсивные культурные контакты с финно-угорскими и балтийскими народами, соседство с белорусами и местные природные особенности привели к культурной специфике Псковщины в пределах среднерусского пояса. Поэтому Псковскую губернюю (вместе со Смоленской и частями соседних губерний) часто выделяли как особую западно-русскую этнографическую область.
На материальную и духовную культуру населения влияют: религия, этническое самосознание, языковые особенности. Еще
совсем недавно изучение культурных различий на территории считалось привилегией этнографической науки. Однако сейчас набирает силу молодое научное направление — география культуры, интегрирующая достижения этнической, конфессиональной, лингвистической географий и ряда смежных научных дисциплин.
ЛИНГВИСТИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯ
Лингвистическая география занимается изучением территориального распространения диалектов (от греческого слова «диалектоо, что означает «разговор, говор, наречие»). В этом же значении употребляется и другой термин — говор.
Под говором подразумевается территориальная наименьшая разновидность языка, являющаяся средством общения более или менее ограниченного коллектива (жителей хутора, деревни, села) . Группа в общем сходных, но имеющих между собой частные различия говоров, образует наречие.
В русском диалектном языке различают два наречия — северно-русское и южно-русское. Между двумя основными наречиями узкой полосой тянутся среднерусские говоры, в которых совмещаются отдельные языковые черты, принадлежащие северному и южному наречиям. На основе среднерусских говоров некогда возник русский литературный язык. Это связано с тем, что Москва находится на территории среднерусских говоров.
Диалекты различаются по звуковому составу, грамматическим формам, синтаксическим и лексическим особенностям. Изучением языковых особенностей говоров и наречий занимается диалектология, одна из ветвей языкознания — науки о языке.
Северно-русское наречие характеризуется следующими чертами: оканьем — различением безударных гласных [о] и [а] после твердых согласных (вода — трава); взрывным характером произношения звонкого согласного [г]; неразличением звуков [ц] и [ч] (цай, чарь, цас, цасто); выпадением звука «йот» [й] между заударными гласными (он зиат; изба нова); употреблением звуков [мм] вместо сочетания [бм] («омман, оммазал» вместо «обман, обмазал»); твердым [т] в окончании третьего лица настоящего времени глаголов (они идут; свет горит); окончанием [-ам] в творительном падеже множественного числа (пойти за грибам) и так далее.
Южно-русскому наречию в целом, в отличие от северно-русского, свойственно аканье — неразличение после твердых согласных безударных гласных [о] и [а] (вада, трава); яканье или иканье (ряка, пятак, лясгГ; рика, шпак, лиса»); фрикативное образование звонкого заднеязычного согласного [у] вместо [г], которому в конце слова соответствует глухой согласный [х] («уалка, пирох» в соответствии с «галга, пирог); мягкий согласный в окончании третьего лица глаголов (вдуть, знаеть); окончание [-е] в родительном и винительном падежах единственного числа личных местоимении (у мене; у тебе); сохранение сочетания [бм] (обман); различение окончания в дательном н творительном падежах множественного числа существительных (к дровам, за дровами).
Среднерусские говоры образуют две большие зоны — западную и восточную. В каждой из них имеются акающие и окающие говоры, но по происхождению большинство из них севернорусские. Южно-русское наречие как бы надвигалось в течение нескольких веков на северно-русское, создав специфику переходных (среднерусских) говоров.
Опубликовано 18 Сентябрь 2010 в рубрике Биография Псковщины
Если Вам интересна эта тема - дополнительный материал Вы найдете в статьях:Новое на сайте: