Во второй половине XVIII века Екатерина II провела гу­бернскую реформу, знаменовавшую переход к новому периоду развития системы городов нашего края. Все уездные центры (Псков, Великие Луки, Порхов, Гдов, Остров, Опочка, Себеж, Невель) автоматически преобразовывались в города и получали свои гербы. Центр Пусторжевского уезда был перенесен из Заво-лочья на новое место — погост Аршо. Новый центр уезда полу­чил название Новоржев; соответственно изменилось и название уезда. Города, не ставшие уездными, например Печоры (быв­ший уездным центром лишь 15 лет), назывались по-прежнему пригородами или «заштатными городами».
Екатерининские реформы дали всем городам равные стартовые возможности развития: все они были наделены адми­нистративными и организационно-распределительными функ­циями, имели небольшие различия в численности населения.
Даже Псков не очень выделялся среди других городов гу­бернии; не случайно, что Опочка стала на короткое время гу­бернским центром. В Пскове в конце XVIII века проживало не­многим более 7 тысяч человек, в начале XIX века — 5 тысяч, в середине XIX — 10 тысяч.
Ведущим фактором дальнейшего развития городов нашего края становится их экономико-географическое положение (ЭГП). Выгодное ЭГП стимулировало развитие торгово-промышленных функций городов. В середине XIX века, после строительства железной дороги Санкт-Петербург — Варшава, прошедшей через Псков и Остров, эти два города становятся крупнейшими в губернии благодаря превращению их в центры экспорта льна.
В конце XIX века в крупнейшем городе губернии, Пскове, проживало 30,5 тысячи человек, то есть столько же, сколько и в середине XVI  века.  На второе место вышли  Великие Луки
(8,5 тысячи жителей). Однако в Невеле, в то время находив­шемся в Витебской губернии, численность населения была не­много больше, чем в Великих Луках. В городах Псковской гу­бернии проживало около 7 % всего населения (доля горожан ста­ла почти в 4 раза меньше, чем в XVI-XVII веках). Причиной низкой доли городского населения явилось не только медленное развитие промышленности, но и демографический взрыв, охва­тивший сельское население губернии во второй половине XIX века.
3. Современный город (XX век)
В конце XIX века начинается строительство сразу несколь­ких железных дорог, связавших города нашего края с российскими столицами и балтийскими портами. Кардинально меняется ЭГП городов, через которые прошла железная дорога (Великие Луки, Порхов, Невель, Себеж, Печоры). Особенно вы­годное ЭГП получают железнодорожные узлы: Дно и Новосо-кольники, превратившиеся за короткое время из поселков при железнодорожных депо в интенсивно развивающиеся города. В 1925 году Дно, Новосокольники и Пустошка (через которую также прошла железная дорога) становятся городами. Послед­ним статус города в нашем крае получает Пыталово (в то время Яунлатгалле или Арбене; это произошло в 1933 году, когда посе­ление находилось на территории Латвии).
Во второй половине XX века завершается формирование се­ти городских поселений области: 13 поселений получают статус поселков городского типа, из них 7 расположены вблизи желез­ной дороги и 10 ныне являются центрами административных районов.
Функциями, обеспечивающими интенсивный рост городов, становятся: промышленно-транспортная (для всех городских по­селений); административная, торгово-распределительная и организационно-хозяйственная (для областного и районных центров); культурно-просветительская (в основном для Пскова и Великих Лук). О влиянии промышленно-транспортной функ-
ции на развитие городов подробнее рассказано в разделе «Ин­дустриальный этап развития экономики».
В начале XX века вследствие демографического взрыва, охватившего Псковскую губернию, рост численности городского населения запаздывал по сравнению с сельских населением. Этому же способствовала разруха после революции и гражданской войны. В 1920 году доля городского населения со­ставила 6,5% от всего населения губернии.
Демографический кризис, перешедший в середине века в демографическую катастрофу, происходил одновременно с кон­центрацией населения в городских поселениях. Рост городского населения был вызван в основном процессом социалистической индустриализации. Так с 1926 по 1967 год при сокращении чис­ленности населения в современных границах области почтив 2 раза, доля городского населения увеличилась в 5 раз, достиг­нув 38%.
С начала 70-х годов, когда темпы сокращения численности населения Псковской области замедлились, города стали расти еще быстрее. К середине 70-х годов доля городского населения достигла уже половины всего населения области, а в 1992 году — свыше 64%.
Рост числа горожан происходил в условиях де­мографического оскудения деревни. Но одновременно замедли­лись темпы индустриализации, проводившейся экстенсивными методами. А это означает, что промышленно-транспортная функция, ответственная за рост городского населения в течение всего XX века, начала исчерпывать свои резервы. Все большее значение приобретали неэкономические (административная и культурно-просветительская) функции городов. Псков и Вели­кие Луки сильно оторвались по численности населения от других городов области. Так, например, в 1992 году число жите­лей Острова (третьего по населенности города области) и Пскова отличалось более чем в 7 раз, Великих Лук — почти в 4 раза. Увеличивался разрыв между областным центром и Великими Луками (после ликвидации одноименной области): с 1959 по 1992 год — с 1,4 до 1,8 раз.


Опубликовано 18 Сентябрь 2010 в рубрике Биография Псковщины

Если Вам интересна эта тема - дополнительный материал Вы найдете в статьях:
  • ТИПОЛОГИЯ И КЛАССИФИКАЦИЯ ГОРОДОВ
  • ХАРАКТЕР СЕЛЬСКОГО РАССЕЛЕНИЯ
  • ТРЕТИЙ ИНДУСТРИАЛЬНЫЙ ЦИКЛ (1930-1958 ГОДЫ)


  • Новое на сайте:

  • Рекомендации по выбору стиральной машины автомат и продлению ее срока службы
  • Как выбрать блок-хаус?
  • В Пскове началось историческое ориентирование
  • Изучение истории Псковского края в послереволюционный период
  • Рыбное хозяйство Псковской губернии.