На Псковской земле было довольно хорошо развиты производство и обработка железа. Железо плавили из болотной или озерной руды в небольших домницах с печами. Б качестве топлива применяли древесный уголь, котормй получали, нагревая древесину без доступа воздуха. Полученное в домнице железо содержало много шлака. Его проковывали молотами, ос­вобождая от шлака, и делали заготовки в виде прутков. Из этих железных заготовок кузнецы делали ножи, серпы» косы, сошни­ки, оружие и другие изделия.
В Пскове при раскопках на территории Довиюнтова города археологи обнаружили остатки домницы. Рядом с печью, в яме был найден запас древесных углей, а вокруг домницы было най­дено множество кусков болотной руды.
В новгородских писцовых книгах конца XV века встречается много упоминаний об этом промысле. Например, «…а домницы у них две, а печи у них две, а руду они копают на своей земле».
Весьма развито было кузнечное ремесло/ В Пскове кузнецы жили за городской стеной (район современной улицы Кузнец­кой) , так как это производство было связано с огнем. Этот район города назывался «Кузнецы».
В Пскове были также колокольные мастера, медники, серебряники, замочники. Радом с мастерской ремесленники имели лавки, где продавали свою продукцию.
Важной отраслью ремесла в Пскове было производство оружия и военных доспехов. В Западной Европе получили широкую известность русские кольчуги, которые упоминаются даже во французском народном эпосе. Большим почетом поль­зовались шитники — мастера, изготовлявшие щиты, а также бронники, производившие разные доспехи. Мастер, как правило, специализировался на определенном виде оружия. Этим объясняется большое количество названий мастеров оружейного дела.
Широкое распространение имело кожевенное ремесло. Ко­жа была одним из самых распространенных товаров, которые везли из Пскова в Западную Европу. Некоторые сорта кожи, например, юфть, очень высоко ценились. При археологических раскопках в Пскове, в районе современной Октябрьской площа­ди, обнаружено большое количество обрезков кожи, доски для раскроя, сапожные ножи, колодки. Надо полагать, что в XI-XV веках здесь было сосредоточено кожевенное производство. В Пскове был целый городской квартал, который назывался «Ко­жевники» и располагался у Гремячей башни.
По всей Руси славились псковские мастера — каменщики. Псковских мастеров отличало умение строить из природного камня — известняка. Их руками созданы многие шедевры древнерусского зодчества. Псковские артели приглашали строить самые важные и ответственные сооружения. В Москве, на Красной площади, псковские мастера строили храм Покрова Божьей Матери, более известный, как храм Василия Блаженно­го. Мастера из Пскова принимали участие в строительстве церквей и оборонных сооружения в Казани.
Строительное дело в Пскове было одной из самых уважае­мых профессий. Если ремесленников других профессий летопи­сец называет уменьшительными именами, например, «Демеш-ка-мелытк», «Ермолка-хлебник», то каменщиков в псковских летописях именуют уважительно: «мастер Кирилл», «мастер Федор», «мастер Еремей».
Труд каменщиков хорошо оплачивался. Расходы на строительство утверждались общим собранием горожан. Лето­пись 1456 года так сообщает нам об этом: «Дали псковичи мас­терам за работу 60 рублей, и мастеры били челом на вече пско­вичам, и те придали им еще 20 рублей». По тем временам это были большие деньги.
Их труд имел для Псковской земли жизненно важное значе­ние. Каменщики возводили огромные оборонительные сооружения Пскова и его пригородов. От качества их труда за­висела жизнь людей.
РЕМЕСЛЕННЫЕ ОБЪЕДИНЕНИЯ
Ремесленное производство в Пскове, как и в других городах Псковской земли, четко организовано. До нас не дошли ка­кие-либо уставы объединений ремесленников, но по имею­щимся источникам можно составить некоторое представление о них.
Ремесленные объединения назывались рядами. Например, гончарный ряд, солодовенный ряд. В документах встречаются упоминания о льняном ряде как о корпорации ремесленников и купцов, а не торговой точке.
Ремесленники одной профессии, как правило, селились на одной улице. Богатые улицы имели свои храмы, например, церковь Анастасии во Кузнецах. Такие церкви были свое­образными общественными центрами. В них решались многие вопросы гражданской жизни. Как правило, эти храмы отмечали праздник в честь того святого, имя которого они носили. Праздник заключался не только в торжественных церковных службах, но и в так называемых братчинах. В «Псковской суд­ной грамоте» — основном законе Псковской земли второй поло­вины XV века — можно прочитать: «А братчина судит как судьи». Очевидно, что братчины были общими собраниями профессиональных объединений — рядов.
Ряды имели выборное руководство и свою казну. В 1485 го­ду в Пскове был сооружен новый мост через реку Пскову. Го­воря о строительстве этого моста, летописец пишет: «В ту же осень псковичи поставили новый мост через Пскову, а дали мае-
терам шестьдесят рублей, а платили те деньги мясники». Таким образом, ремесленные объединения участвовали в развитии города.


Опубликовано 18 Сентябрь 2010 в рубрике Биография Псковщины

Если Вам интересна эта тема - дополнительный материал Вы найдете в статьях:
  • ИЗМЕНЕНИЕ ДЛИТЕЛЬНОСТИ БОЛЬШИХ ЦИКЛОВ
  • ТРЕТИЙ ИНДУСТРИАЛЬНЫЙ ЦИКЛ (1930-1958 ГОДЫ)
  • ЧЕТВЕРТЫЙ ИНДУСТРИАЛЬНЫЙ ЦИКЛ (1958-1998 ГОДЫ)


  • Новое на сайте:

  • Рекомендации по выбору стиральной машины автомат и продлению ее срока службы
  • Как выбрать блок-хаус?
  • В Пскове началось историческое ориентирование
  • Изучение истории Псковского края в послереволюционный период
  • Рыбное хозяйство Псковской губернии.