ГОРОДСКИЕ РЕМЕСЛА
На Псковской земле было довольно хорошо развиты производство и обработка железа. Железо плавили из болотной или озерной руды в небольших домницах с печами. Б качестве топлива применяли древесный уголь, котормй получали, нагревая древесину без доступа воздуха. Полученное в домнице железо содержало много шлака. Его проковывали молотами, освобождая от шлака, и делали заготовки в виде прутков. Из этих железных заготовок кузнецы делали ножи, серпы» косы, сошники, оружие и другие изделия.
В Пскове при раскопках на территории Довиюнтова города археологи обнаружили остатки домницы. Рядом с печью, в яме был найден запас древесных углей, а вокруг домницы было найдено множество кусков болотной руды.
В новгородских писцовых книгах конца XV века встречается много упоминаний об этом промысле. Например, «…а домницы у них две, а печи у них две, а руду они копают на своей земле».
Весьма развито было кузнечное ремесло/ В Пскове кузнецы жили за городской стеной (район современной улицы Кузнецкой) , так как это производство было связано с огнем. Этот район города назывался «Кузнецы».
В Пскове были также колокольные мастера, медники, серебряники, замочники. Радом с мастерской ремесленники имели лавки, где продавали свою продукцию.
Важной отраслью ремесла в Пскове было производство оружия и военных доспехов. В Западной Европе получили широкую известность русские кольчуги, которые упоминаются даже во французском народном эпосе. Большим почетом пользовались шитники — мастера, изготовлявшие щиты, а также бронники, производившие разные доспехи. Мастер, как правило, специализировался на определенном виде оружия. Этим объясняется большое количество названий мастеров оружейного дела.
Широкое распространение имело кожевенное ремесло. Кожа была одним из самых распространенных товаров, которые везли из Пскова в Западную Европу. Некоторые сорта кожи, например, юфть, очень высоко ценились. При археологических раскопках в Пскове, в районе современной Октябрьской площади, обнаружено большое количество обрезков кожи, доски для раскроя, сапожные ножи, колодки. Надо полагать, что в XI-XV веках здесь было сосредоточено кожевенное производство. В Пскове был целый городской квартал, который назывался «Кожевники» и располагался у Гремячей башни.
По всей Руси славились псковские мастера — каменщики. Псковских мастеров отличало умение строить из природного камня — известняка. Их руками созданы многие шедевры древнерусского зодчества. Псковские артели приглашали строить самые важные и ответственные сооружения. В Москве, на Красной площади, псковские мастера строили храм Покрова Божьей Матери, более известный, как храм Василия Блаженного. Мастера из Пскова принимали участие в строительстве церквей и оборонных сооружения в Казани.
Строительное дело в Пскове было одной из самых уважаемых профессий. Если ремесленников других профессий летописец называет уменьшительными именами, например, «Демеш-ка-мелытк», «Ермолка-хлебник», то каменщиков в псковских летописях именуют уважительно: «мастер Кирилл», «мастер Федор», «мастер Еремей».
Труд каменщиков хорошо оплачивался. Расходы на строительство утверждались общим собранием горожан. Летопись 1456 года так сообщает нам об этом: «Дали псковичи мастерам за работу 60 рублей, и мастеры били челом на вече псковичам, и те придали им еще 20 рублей». По тем временам это были большие деньги.
Их труд имел для Псковской земли жизненно важное значение. Каменщики возводили огромные оборонительные сооружения Пскова и его пригородов. От качества их труда зависела жизнь людей.
РЕМЕСЛЕННЫЕ ОБЪЕДИНЕНИЯ
Ремесленное производство в Пскове, как и в других городах Псковской земли, четко организовано. До нас не дошли какие-либо уставы объединений ремесленников, но по имеющимся источникам можно составить некоторое представление о них.
Ремесленные объединения назывались рядами. Например, гончарный ряд, солодовенный ряд. В документах встречаются упоминания о льняном ряде как о корпорации ремесленников и купцов, а не торговой точке.
Ремесленники одной профессии, как правило, селились на одной улице. Богатые улицы имели свои храмы, например, церковь Анастасии во Кузнецах. Такие церкви были своеобразными общественными центрами. В них решались многие вопросы гражданской жизни. Как правило, эти храмы отмечали праздник в честь того святого, имя которого они носили. Праздник заключался не только в торжественных церковных службах, но и в так называемых братчинах. В «Псковской судной грамоте» — основном законе Псковской земли второй половины XV века — можно прочитать: «А братчина судит как судьи». Очевидно, что братчины были общими собраниями профессиональных объединений — рядов.
Ряды имели выборное руководство и свою казну. В 1485 году в Пскове был сооружен новый мост через реку Пскову. Говоря о строительстве этого моста, летописец пишет: «В ту же осень псковичи поставили новый мост через Пскову, а дали мае-
терам шестьдесят рублей, а платили те деньги мясники». Таким образом, ремесленные объединения участвовали в развитии города.
Достойный выбор https://stonemade.ru мастерская природного камня.
Опубликовано 18 Сентябрь 2010 в рубрике Биография Псковщины
Если Вам интересна эта тема - дополнительный материал Вы найдете в статьях:Новое на сайте: