ГРАНИЦЫ — БАРЬЕРЫ ИЛИ ЗОНЫ КОНТАКТОВ?
Государственные границы выглядят по-разному. Они могут быть легко проницаемыми или, как часто говорят, «прозрачными». Но могут быть и почти непреодолимыми, напоминая «высокий барьер». Однако и барьер может пропускать те или иные явления и влияния, но делает он это выборочно, отсеивая все «ненужное».
Достаточно вспомнить «железный занавес» между СССР и капиталистическим миром. Чуть пониже был барьер между СССР и европейскими странами народной демократии. Но и его относительная проницаемость как бы компенсировалась существованием такого же барьера между Западной и Восточной Европой. Несмотря на наличие второго барьера в Европе, государственная граница СССР оставалась одной из самых труднопреодолимых в мире.
С распадом СССР ситуация изменилась. На его территории появилось сразу пятнадцать государств со своими границами. Но эти границы, вероятно, уже не станут столь же непроницаемыми, как граница бывшего СССР. Надежда на это отразилась даже в новом общеупотребимом понятии — «ближнее зарубежье».
Степень проницаемости государственной границы сильно влияет на представление человека об окружающем мире, на восприятие им географического пространства.
Рассмотрим, например, как граница влияет на оценку человеком расстояний. Если внутри своего государства человек достаточно реалистично оценивает расстояния, то граница искажает его представления о пространстве. Величина искажения становится больше, если человек не имеет возможности или нужды пересекать границу. В случае уменьшения или разрыва связей с другими государствами происходит как бы «удаление» их в представлении человека.
Вряд ли кто скажет, что от Пскова до Финляндии рукой подать. А ведь на самом деле Финляндия находится совсем недалеко от границ Псковской области. По прямой от Пскова до Хельсинки расстояние не больше, чем до Витебска в соседней Белоруссии. А от Гдова до Финляндии и того ближе. Если бы летел самолет по линии Гдов-Хельсинки, ему для рейса понадобилось, бы не больше времени, чем на полет из Пскова в Великие Луки.
До шведской столицы Стокгольма из Пскова можно долететь за то же время, что и до Москвы; до польской столицы
Варшавы можно доехать на поезде за то же время, что я до расположенных близ Москвы Владимира и Рязани; а вместо Архангельска с тем же запасом горючего можно слетать из Пскова в Осло (Норвегия) или Копенгаген (Дания). Значит, не так уж далеко это «дальнее» зарубежье, как кажется! «Дальним» его сделала почти непроницаемая граница бывшего СССР.
Совсем иной характер имеют этнические границы, на которые часто опираются государственные рубежи. Такие границы уже не так просто нанести на карте в виде волосяных линий. На пограничных землях могут наблюдаться чересполосица или создаваться ареалы совместного проживания разных этносов. В условиях мира и дружбы соседствующих этносов (и государств) пограничная полоса может превратиться в этноконтактную зону, характеризующуюся не просто совместным проживанием народов, но и их культурным и хозяйственным взаимодействием.
Наглядным примером существования этноконтактной зоны является псковско-эстонское порубежье. Здесь, благодаря специфическому сочетанию государственных, этнических и конфессиональных границ в разные исторические периоды, сформировалась народность сету («православные эстонцы», «полуверцы»). Сету приняли ряд элементов русской и эстонской культур, но «переплавили» их, создав при этом свою самобытную культуру. Народность сету — порождение русско-эстонской этноконтактной зоны. Причем ни русские, ни эстонцы не считали сету своими (раздел: Западное порубежье. Сетукезия).
Сету выступали в качестве экономических посредников между прибалтийскими (эстонскими и латышскими) и русскими территориями, подтверждая тем самым, что приграничные зоны вполне подходят для роли связующего звена в культурных и хозяйственных контактах соседних народов.
В заключение следует отметить, что западная граница Псковской земли, являясь одновременно рубежом двух культурных миров, оставалась достаточно стабильной на протяжении почти тысячи лет. Исключение составила лишь первая половина XX века. Остальные границы Псковщины, не имея этнических «зацепок», менялись довольно часто. Они
проводились по совсем иному признаку — по сферам влияния двух центров нашего края. Но все же сохранению своего внутреннего единства на протяжении огромного исторического промежутка Псковщина обязана своему приграничному географическому положению.
§17. Историко-культурное районирование Псковской области
ЧТО ТАКОЕ ОБЩЕСТВЕННЫЙ И ИСТОРИКО-КУЛЬТУРНЫЙ РАЙОН?
До недавнего времени единстенным разработанным видом районирования в отечественной географии было/экономическое районирование. Все мы привыкли к названиям и границам экономических районов России: Северо-Западного, Северного, Ценрального, Центрально-Черноземного и других. В последние годы предпринимается попытка перехода от экономического к социально-экономическому, или же общественному районированию страны.
Причина перехода к этому виду районирования — обращение к человеку как к конечной цели общественного развития. Еще совсем недавно самоцелью развития общества признавалось хозяйство, а человек рассматривался в качестве элемента при экономике, винтика в хозяйственном механизме. В экономической географии в последнее время не уделялось сколько-нибудь существенного внимания отдельному человеку — индивидууму. Человек терялся среди безликих масс людей, совершающих миграции на целину и БАМ, или среди трудовых ресурсов — части производительных сил общества.
Сейчас ситуация изменилась. Хозяйство стало рассматриваться как средство или условие общественного развития. Повышение внимания к человеку привело к развитию социальной географии. Кульминационным моментом стало изменение традиционного названия общественного направления . географии. Его официальное название сейчас — экономическая и социальная география, но все чаще используют другое имя — социально-экономическая или же общественная география.
Районирование общества — задача более обширная, нежели экономическое районирование. Суть перехода от экономического районирования к общественному состоит в переходе от районирования хотя и важной, но все же одной стороны общества к районированию всех его сторон в совокупности и взаимосвязи — экономической, социальной, демографической, этнической, политической и других.
При общественном районировании нужно учитывать такие характерные черты территории, как природа, история, этническая и демографическая структура населения, духовная и материальная культура людей, их хозяйственные навыки, специализация экономики, транспортная связанность территории и маятниковые миграции населения, региональное самосознание местных жителей, то есть общие для территориальных общностей людей интересы, проблемы, отражающиеся в восприятии окружающего мира и даже в региональном самоназвании.
Ввиду многообразия этих признаков и сложности районирования общества применяется метод «плавающих признаков». Это означает, что отдается приоритет лишь некоторым признакам из их общего списка. Набор этих признаков оказывается уникальным для каждого общественного района. Например, границы одного из них могут проводиться по характеру расселения (средней людности населенных пунктов, плотности населения и пр.), а другого по этническим, конфессиональным или демографическим признакам.
Опубликовано 18 Сентябрь 2010 в рубрике Биография Псковщины
Если Вам интересна эта тема - дополнительный материал Вы найдете в статьях:Новое на сайте: