ИНТЕРЕСНО. УВЛЕКАТЕЛЬНО
В сентябре 1949 г. в школе был создан географический кружок. Помощь кружковцам в организации краеведческой работы была оказана Ленинградским отделением Всесоюзного археологического общества, куда они обратились за советом. Работа в кружке заинтересовала ребят. За короткий период времени географический кружок перерос свои рамки и в 1955 году в шйэле было создано краеведческое общество.
Участник боев за город Великие Луки писатель Борис Полевой в своем письме посоветовал краеведам изучить жизнь и деятельность известного ученого, академика В. А. Обручева и назвать общество его именем. Он также помог наладить связь с бывшим сотрудником института мерзловедения Академии Наук СССР А. М. Чекотилло, который в течение 18 лет работал вместе с академиком и близко знал его.
А. М. Чекотилло прислал краеведам 38 писем с воспомина ниями об В. А. Обручеве. Он помог членам общества завести переписку с сыновьями Обручева. Много писем, книг, фотографий прислал юным краеведам сын Обручева — Сергей Владимирович, лауреат Сталинской премии, известный геолог и писатель. Он буквально покорил ребят романтикой научных исканий. Ребята узнали, что имя академика присвоено большому количеству учреждений, что на карте мира имеется 18 названий его имени. Перед учащимися постепенно вырисовывался образ замечательного ученого, писателя, скромного и самоотверженного человека, известного не только в СССР, но и за рубежом.
В последующие годы объем работы общества .настолько увеличился, что пришлось создать секции: историческую под руководством учительницы Дмитриевой М. Н., географическую под руководством учительницы Морозовой Е. М., археологическую и следопытов- В работе общества ежегодно принимает участие свыше 100 учащихся школы.
Руководит работой общества президиум, который избирается на общем собрании краеведов {председателем президиума является ученица Смирнова Людмила). Общество имеет свой устав, удостоверения, которые вщаюд^я членам об^ства, и печать. Членом Краеведческого общества имени Обручева может быть тот учащийся, который признает устав, является успевающим, имеет оценку по географии не ниже «4» и добросовестно выполняет задания общества. Прием в члены общества новых учащихся производит президиум на оснйв’е рекомендаций пионерской и ком^бмольской организаций.
За многие годы в школе сложилась определенная методика и система в организации краеведческой работы.
Вся деятельность общества проводится на основе единого плана. Планируется работа .президиума и секций общества-Его деятельность не затухает в течение всего.года. При планировании работы учитываются пожелания и интересы учащихся, их возрастные особенности.
В начале каждого учебного года краеведы подводят итоги своей работы за прошлый год, организуют выставку, принимают новых учащихся в члены краеведческого общества. В краеведческую работу вовлекаются и учащиеся 3—5 классов школы. Из них создаются отряды следопытов.
Все члены общества имеют те или иные поручения, конкретные обязанности, задания. Они бывают постоянные, временные, групповые, индивидуальные. Президиум общества контролирует выполнение данных поручений или заданий.
Большое внимание обращается на развитие активности и самостоятельности у краеведов. Они избавлены .от излишней опеки, поощряется их инициатива и творчество, воспитывается интерес к явлениям природы и общества, чувство долга, ответственность перед коллективом. Ежегодно из членов общества создается хорошо подготовленный актив, готовятся инструктора, которые работают с младшими детьми, шефствуют над ними. В 1959—1960 учебном году было подготовлено инструкторов по туризму второй степени 12 человек, третьей степени — 18 человек, 43 краеведа школы имеют значок «Турист СССР».
Работа, проводимая краеведами школы, носит общественно полезный характер. Они привлекаются к охране природы, природных богатств, к рациональному использованию их для нужд народного хозяйства, к выполнению конкретных заданий научных учреждений, изучают сельскохозяйственное и промышленное производство, семилетний план развития своего города, области и т. д.
Краеведческая работа широко используется для связи обучения с жизнью, для воспитания у учащихся советского патриотизма и пролетарского интернационализма, для физического и эстетического воспитания детей, для выработки у них санитарно-гигиенических навыков и культуры поведения.
В процессе краеведческой работы используются самые разнообразные формы и методы воспитания детей: походы ‘ (дальние, ближние и тренировочные), экскурсии, заочные путешествия, вечера, конкурсы, соревнования, выставки, встречи, обработка материалов и т. п. С целью более качественного
проведения летних походов заранее намечается маршрут, отбираются объекты, составляется график движения, проводится заочное изучение маршрута,, налаживается связь с музеями, школами, райкомами ВЛКСМ, с любителями-краеведами.
В школе с уважением относятся к работе краеведов и бережно хранят все собранные и оформленные ими материалы (коллекции, гербарии, рисунки, фотоснимки, альбомы, документы, подарки, экспонаты и т. п.). Эти материалы размещены в школьном краеведческом музее и широко используются учителями в учебно-воспитательной работе.
Члены краеведческого общества имени академика В. А- Обручева проводят разнообразную общественно полезную рабо-
ту, связанную с изучением своего родного края и всей страны.
Они издают рукописный журнал «Родные просторы» и устный журнал «Глобус», в общешкольной стенной газете ведут раздел «Знаешь ли ты?» Специальный номер стенной газеты «Юный краевед» посвящен академику В. А. Обручеву. В рукописном журнале «Родные просторы» краеведы описывают впечатления об экскурсиях, походах, помещают наиболее интересные письма друзей, результаты наблюдений и т. п.
Краеведы школы связаны с общественными организациями, научными обществами и учреждениями, с краеведческими музеями, школами, с отдельными учеными, писателями, общественными деятелями, поддерживают с ними связь и переписку. Ребята переписываются с Маршалом Советского Союза Рокоссовским, с академиком Верзилиным, с писателями Полевым и Бирюковым, с краеведом Разиным (Ленинград), с секретарем ЦК Союза чехословацко-сой^гской Д{^жбы Яном Немец, с клубом следопытов 77-й школы Свердловска, с краеведами Городковской средней школы Витебской области, с 45-й начальной школой Дрездена (ГДР) и другими. Эти письма имеют для учащихся большое воспитательное и познавательное значение. Вот что пишет в одном из своих писем краеведам писатель Н. Бирюков:
«Дорогие мои племяши! К сожалению, не мог приехать на вашу торжественную встречу с друзьями-краеведами из других областей и республик. Я и тетя Аня сердечно поздравляем вас и всех ваших гостей с наступающей 43-й годовщиной Великого Октября. Большие, нужные дела у вас, разведчики богатств родной земли. Будьте всегда такими жизнерадостными и влюбленными в природу и людей.
Сердечно обнимаю вас, мон дорогие друзья. Каш всегда Н Бирюков. 30 октября 1960 года».
Поздравили ребят с праздником Октября и китайские друзья.
Кроме писем, краеведы получают подарки, обмениваются материалами. Друзья из школы-интерната Бухты Провидения Магаданской области лрислали для школьного музея образцы оленьего мха, коллекцию минералов, гербарий растений тундры, фотографии, изделия чукчей. Из города Байрам-Али (Туркменская ССР) получен гербарий южных растений, семена и^коробочки хлопка, коконы шелкопряда, хлопковое масло. Печеркинская школа Свердловской области прислала коллекцию уральских минералов. В связи с подготовкой к 90-летию со дня-рождения В. И. Ленина краеведы получили фотоснимки документов, открытки, литературу из Пскова, Ульяновска,
из музеев Ленина в Кракове и Праге. Все эти материалы были использованы для оформления ленинской комнаты, для проведения конкурса с пионерами «По ленинским местами.
как вырастить детку орхидеи из цветоноса
Опубликовано 20 Сентябрь 2010 в рубрике Краеведение в школе
Если Вам интересна эта тема - дополнительный материал Вы найдете в статьях:Новое на сайте: