В сентябре 1949 г. в школе был создан географический кружок. Помощь кружковцам в организации краеведческой работы была оказана Ленинградским отделением Всесоюзного археологического общества, куда они обратились за советом. Работа в кружке заинтересовала ребят. За короткий период времени географический кружок перерос свои рамки и в 1955 году в шйэле было создано краеведческое общество.
Участник боев за город Великие Луки писатель Борис Полевой в своем письме посоветовал краеведам изучить жизнь и деятельность известного ученого, академика В. А. Обручева и назвать общество его именем. Он также помог наладить связь с бывшим сотрудником института мерзловедения Акаде­мии Наук СССР А. М. Чекотилло, который в течение 18 лет работал вместе с академиком и близко знал его.
А. М. Чекотилло прислал краеведам 38 писем с воспомина ниями об В. А. Обручеве. Он помог членам общества завести переписку с сыновьями Обручева. Много писем, книг, фотогра­фий прислал юным краеведам сын Обручева — Сергей Влади­мирович, лауреат Сталинской премии, известный геолог и писатель. Он буквально покорил ребят романтикой научных исканий. Ребята узнали, что имя академика присвоено боль­шому количеству учреждений, что на карте мира имеется 18 названий его имени. Перед учащимися постепенно вырисовы­вался образ замечательного ученого, писателя, скромного и самоотверженного человека, известного не только в СССР, но и за рубежом.
В последующие годы объем работы общества .настолько увеличился, что пришлось создать секции: историческую под руководством учительницы Дмитриевой М. Н., географическую под руководством учительницы Морозовой Е. М., археологи­ческую и следопытов- В работе общества ежегодно принимает участие свыше 100 учащихся школы.
Руководит работой общества президиум, который избирает­ся на общем собрании краеведов {председателем президиума является ученица Смирнова Людмила). Общество имеет свой устав, удостоверения, которые вщаюд^я членам об^ства, и печать. Членом Краеведческого общества имени Обручева мо­жет быть тот учащийся, который признает устав, является успевающим, имеет оценку по географии не ниже «4» и добро­совестно выполняет задания общества. Прием в члены обще­ства новых учащихся производит президиум на оснйв’е реко­мендаций пионерской и ком^бмольской организаций.
За многие годы в школе сложилась определенная методика и система в организации краеведческой работы.
Вся деятельность общества проводится на основе единого плана. Планируется работа .президиума и секций общества-Его деятельность не затухает в течение всего.года. При плани­ровании работы учитываются пожелания и интересы учащих­ся, их возрастные особенности.
В начале каждого учебного года краеведы подводят итоги своей работы за прошлый год, организуют выставку, прини­мают новых учащихся в члены краеведческого общества. В краеведческую работу вовлекаются и учащиеся 3—5 классов школы. Из них создаются отряды следопытов.
Все члены общества имеют те или иные поручения, конкрет­ные обязанности, задания. Они бывают постоянные, времен­ные, групповые, индивидуальные. Президиум общества конт­ролирует выполнение данных поручений или заданий.
Большое внимание обращается на развитие активности и самостоятельности у краеведов. Они избавлены .от излишней опеки, поощряется их инициатива и творчество, воспитывается интерес к явлениям природы и общества, чувство долга, ответ­ственность перед коллективом. Ежегодно из членов общества создается хорошо подготовленный актив, готовятся инструкто­ра, которые работают с младшими детьми, шефствуют над ни­ми. В 1959—1960 учебном году было подготовлено инструкто­ров по туризму второй степени 12 человек, третьей степени — 18 человек, 43 краеведа школы имеют значок «Турист СССР».
Работа, проводимая краеведами школы, носит общественно полезный характер. Они привлекаются к охране природы, природных богатств, к рациональному использованию их для нужд народного хозяйства, к выполнению конкретных заданий научных учреждений, изучают сельскохозяйственное и про­мышленное производство, семилетний план развития своего города, области и т. д.
Краеведческая работа широко используется для связи обу­чения с жизнью, для воспитания у учащихся советского пат­риотизма и пролетарского интернационализма, для физиче­ского и эстетического воспитания детей, для выработки у них санитарно-гигиенических навыков и культуры поведения.
В процессе краеведческой работы используются самые разнообразные формы и методы воспитания детей: походы ‘ (дальние, ближние и тренировочные), экскурсии, заочные пу­тешествия, вечера, конкурсы, соревнования, выставки, встречи, обработка материалов и т. п. С целью   более   качественного
проведения летних походов заранее намечается маршрут, от­бираются объекты, составляется график движения, проводится заочное изучение маршрута,, налаживается связь с музеями, школами, райкомами ВЛКСМ, с любителями-краеведами.
В школе с уважением относятся к работе краеведов и бережно хранят все собранные и оформленные ими материа­лы (коллекции, гербарии, рисунки, фотоснимки, альбомы, до­кументы, подарки, экспонаты и т. п.). Эти материалы разме­щены в школьном краеведческом музее и широко используют­ся учителями в учебно-воспитательной работе.
Члены краеведческого общества имени академика В. А- Об­ручева проводят разнообразную общественно полезную рабо-
ту, связанную с изучением своего родного края и всей страны.
Они издают рукописный журнал «Родные просторы» и устный журнал «Глобус», в общешкольной стенной газете ведут раздел «Знаешь ли ты?» Специальный номер стенной газеты «Юный краевед» посвящен академику В. А. Обручеву. В рукописном журнале «Родные просторы» краеведы описы­вают впечатления об экскурсиях, походах, помещают наиболее интересные письма друзей, результаты наблюдений и т. п.
Краеведы школы связаны с общественными организация­ми, научными обществами и учреждениями, с краеведческими музеями, школами, с отдельными учеными, писателями, обще­ственными деятелями, поддерживают с ними связь и перепис­ку. Ребята переписываются с Маршалом Советского Союза Рокоссовским, с академиком Верзилиным, с писателями По­левым и Бирюковым, с краеведом Разиным (Ленинград), с секретарем ЦК Союза чехословацко-сой^гской Д{^жбы Яном Немец, с клубом следопытов 77-й школы Свердловска, с крае­ведами Городковской средней школы Витебской области, с 45-й начальной школой Дрездена (ГДР) и другими. Эти пись­ма имеют для учащихся большое воспитательное и познава­тельное значение. Вот что пишет в одном из своих писем крае­ведам писатель Н. Бирюков:
«Дорогие мои племяши! К сожалению, не мог приехать на вашу торжественную встречу с друзьями-краеведами из других областей и республик. Я и тетя Аня сердечно поздравляем вас и всех ваших гостей с наступающей 43-й годовщиной Ве­ликого Октября. Большие, нужные дела у вас, разведчики бо­гатств родной земли. Будьте всегда такими жизнерадостными и влюбленными в природу и людей.
Сердечно обнимаю вас, мон дорогие друзья. Каш всегда Н Бирюков. 30 октября 1960 года».
Поздравили ребят с праздником Октября и китайские друзья.
Кроме писем, краеведы получают подарки, обмениваются материалами. Друзья из школы-интерната Бухты Провидения Магаданской области лрислали для школьного музея образцы оленьего мха, коллекцию минералов, гербарий растений тунд­ры, фотографии, изделия чукчей. Из города Байрам-Али (Туркменская ССР) получен гербарий южных растений, семе­на и^коробочки хлопка, коконы шелкопряда, хлопковое масло. Печеркинская школа Свердловской области прислала коллек­цию уральских минералов. В связи с подготовкой к 90-летию со дня-рождения В. И. Ленина краеведы получили фотосним­ки документов, открытки, литературу из Пскова, Ульяновска,
из музеев Ленина в Кракове и Праге. Все эти материалы были использованы для оформления ленинской комнаты, для прове­дения конкурса с пионерами «По ленинским местами.


Страницы: 1 2 3

Опубликовано 20 Сентябрь 2010 в рубрике Краеведение в школе

Если Вам интересна эта тема - дополнительный материал Вы найдете в статьях:
  • ШКОЛЬНЫЙ  КРАЕВЕДЧЕСКИЙ МУЗЕЙ
  • КРАЕВЕДЧЕСКОЕ ОБЩЕСТВО В ШКОЛЕ
  • ОБЩЕСТВО И ШКОЛА НЕРАЗДЕЛЬНЫ


  • Новое на сайте:

  • Рекомендации по выбору стиральной машины автомат и продлению ее срока службы
  • Как выбрать блок-хаус?
  • В Пскове началось историческое ориентирование
  • Изучение истории Псковского края в послереволюционный период
  • Рыбное хозяйство Псковской губернии.