После Ливонской войны (вторая половина XVI века) Псков так и не сумел оправиться. Его численность населения сократи­лась примерно в пять раз, составив на рубеже XVI—XVII веков 6—7   тысяч   человек.   После «смуты» и интервенций начала
XVII века население города стало постепенно восстанавливать­ся, в 20-е годы того же века достигнув 12 тысяч человек, но не­надолго. Все последующие десятилетия XVII века и почти весь
XVIII век Псков, потеряв роль торгового центра международно­го значения, переживал упадок.
Некоторое оживление принесла Северная война, которая, однако, для Пскова была закончена уже в 1708 году. Русские войска были выведены из Пскова, потерявшего стратегическое значение на границе со шведской Прибалтикой. Сам Псков в 1710—1711 годах пережил мор и пожары. Присоединение к Рос­сии прибалтийских земель и строительство Санкт-Петербурга окончательно подорвали торгово-экономический потенциал Пскова. В 1738 году была зафиксирована самая низкая во II ты­сячелетии численность населения города — 4,5 тысячи.
К началу реформ Екатерины II Псков был маленьким город­ком, почти не отличающимся от своих бывших пригородов. Поэ­тому, создавая в 1772 году Псковскую губернию, Екатерина II выбрала в качестве ее центра не Псков, а Опочку, расположен­ную в средней части новоиспеченной губернии, но ничем не вы­делявшуюся среди городов Псковского края.
И все же с 1777 года Псков восстановил административную функцию, став центром наместничества, а затем — губернии. Население города начало расти, хотя на первых порах и медлен­но. К 1861 году число жителей города достигло 16 тысяч чело­век. Построенная через Псков железная дорога Санкт-Петер­бург — Варшава ускорила его развитие, предоставив городу роль крупнейшего экспортера льна в России. В конце XIX века насе­ление Пскова перевалило за отметку в 30 тысяч человек.
В годы первой мировой войны численность населения Пско­ва стабилизировалась, хотя к 1917 году за счет беженцев число его жителей (в основном, временных) приблизилось к 90 тыся­чам человек. После гражданской войны восстанавливается нор­мальное развитие города: перед Великой Отечественной войной (1939 год) его население достигает 68 тысяч человек. Однако ру­беж в 100 тысяч город преодолел только в середине 60-х годов. И всего лишь через два десятилетия (в 1986 году) родился 200-ты­сячный житель Пскова. Сейчас в городе проживает около 210 тысяч человек (в 1991 году было 208,5 тысячи)*.
Статистические данные о национальном составе населения Пскова появляются со второй половины прошлого века. То есть мы можем проследить этническую историю города за период, превышающий один век.
На протяжении полувека (последней четверти XIX — пер­вой четверти XX) число жителей русской национальности в Пскове почти не менялось, составляя от 80 до 83%. В то же вре­мя резко упала доля немцев — в середине прошлого века одной из самых многочисленных национальных групп Пскова (около 6,5%), после гражданской войны уже не попавшей в список ос­новных национальностей города; их место в списке заняли поля-
ки, доля которых на рубеже веков превысила 5% от всего насе­ления Пскова.
Второе место среди национальных групп стабильно удержи­вали евреи, доля которых в конце прошлого века достигла своего максимума — около 4,7%. Еще один обмен местами произошел между эстонцами и латышами. Если пик миграций эстонцев на Псковщину пришелся на конец XIX века, то латыши интенсивно прибывали в самом начале нашего века. Доля эстонцев на про­тяжении всего полувекового периода была близка к 2%, но в на­чале нашего века начала снижаться. А латыши к 1926 году вы­шли даже на первое место среди национальных групп, превзой­дя 5%-ную отметку. Доля остальных этнических групп (белору­сов, литовцев, финнов и других) в Пскове была незначительна.
Теперь становится ясно, почему в XIX и начале нашего века в Пскове строили не только православные храмы. Наиболее мно­гочисленные национальные группы получили свои церкви: не­мцы, эстонцы и латыши — две лютеранские кирхи, евреи — си­нагогу, поляки и латгалы — римско-католический костел.
Современная этническая ситуация в городе сильно отлича­ется от существовавшей в начале нашего века. Однако нацио­нальный состав Пскова почти полностью повторяет среднеобла­стные показатели: русских — свыше 94%, украинцев — 2,3%, белорусов — 1,3%, цыган и евреев — по 0,3%, эстонцев и латы­ше — по 0,1 %. Отличия национального состава области и ее об­ластного центра небольшие: в Пскове несколько выше доля ук­раинцев и евреев, ниже — остальных национальных групп. Та­ким образом, в течение XX века Псков из этнически пестрого го­рода превратился фактически в мононациональный.
НИЖНЕЕ ПОВЕЛИЧЬЕ
Границы Нижнего Повеличья почти соответствуют сложив­шимся в средние века границам Псковского уезда. После потери независимости Псковская земля была разделена на уезды. Са­мым большим из них был Псковский, который занимал около трети всей территории Псковской земли. Намного меньшими были уезды пригородов Пскова. В XVI веке насчитывалось 15 уездов.
Уезды пригородов делились на губы, которые являлись по­датными округами. Центрами губ были погосты — место сбора дани. В погостах находились церкви, здесь осуществлялся суд.
Единственным уездом, который имел промежуточную сту­пень податных единиц — засады — был Псковский. Засады так­же делились на губы. Псковский уезд был разделен на семь за­сад, которые радиально расходились от Пскова до границ уезда: Заклинская, Мелетовская, Демяницкая, Рожницкая, Прудская (тянущиеся на восток и юг от города), Вельская (на север от За­псковья) , Завелицкая (на запад от Завеличья).
При создании в конце XVII века Псковского наместничест­ва (а затем — губернии), границы Псковского уезда были изме­нены незначительно. Таким образом, границы Нижнего Пове-личья имеют реальную историческую основу.
Во время своей независимости Псков окружил себя «оже­рельем» из малых и больших монастырей. Дальний пояс стали образовывать расположенные к северу от Пскова Спасо-Близа-ровский (Спасо-Великопустынский), к северо-востоку — Кры-пецкий, к западу — Мальской монастыри. Все они удалены на расстояние 20—30 км от центра Пскова. Первые два монастыря были основаны монахами после паломничества в Византию. Увидя расхождение в церковной службе в Пскове и Византии, они решили изменить местные церковные порядки*. Поэтому монастыри почти не имели военного значения.
Ближний пояс монастырей представляли Снетогорский мо­настырь (нижнее течение реки Великой; к северу от Пскова) и монастырь Пантелеймона Дальнего (этот монастырь не сохра­нился; он был основан на месте слияния рек Великой и Черехи, к югу от Пскова). Монастыри были настолько близки к Пскову, что их неоднократно выбирали как места ставок войск при осаде города.
В 1581 году Стефан Баторий избрал ставкой монастырь Пантелеймона Дальнего, от которого открывался великолепный вид на город. Именно здесь были написаны известные строки королевского секретаря о Пскове.
В 1615 году шведский король Густав-Адольф расположил свой лагерь в Снетогорском монастыре. Монастырь использовался как ставка войск, осажда­ющих город, и раньше (например, в «Смутное время», в 1611 году здесь стояли
казаки), и позже (в 1650 году здесь располагался отряд царских войск, вызван­ных для подавления восстания псковичей).
Снетогорский монастырь расположен на Снетной горе, от которой и по­лучил свое название. «Снетной» гора стала называться благодаря снеткам -мелкой рыбешке, главному богатству Псковско-Чудского водоема. Сейчас эту гору в Пскове именуют «Снятной», тем самым исказив первоначальное значе­ние названия.
Шестикилометровый участок реки Великой к югу от Пскова насыщен топонимами и гидронимами, связанными с именем княгини Ольги. Выше места рождения Ольги (деревня Выбуты) Великая имеет очень бурный характер течения, образуя пороги, называемые Выбутскими.

Продвижение сайта в москве цены seo продвижение саи тов в москве agency.sape.ru.


Страницы: 1 2

Опубликовано 20 Сентябрь 2010 в рубрике История псковского края

Если Вам интересна эта тема - дополнительный материал Вы найдете в статьях:
  • ПСКОВСКАЯ ЗЕМЛЯ ДО ПЕТРОВСКИХ РЕФОРМ
  • ПУСТОШКА И ИДРИЦА
  • Город нового времени (XVIII-XIX века)


  • Новое на сайте:

  • Для нагревания табака от компании glo
  • Погружение в мир ставок и увлекательного азарта
  • Крем Сустарад: для суставов он станет как целебное зелье
  • Калькутта красочная
  • Сочиняшка: сайт где есть всё для любителей литературы и не только