История псковского края
После Ливонской войны (вторая половина XVI века) Псков так и не сумел оправиться. Его численность населения сократилась примерно в пять раз, составив на рубеже XVI—XVII веков 6—7 тысяч человек. После «смуты» и интервенций начала
XVII века население города стало постепенно восстанавливаться, в 20-е годы того же века достигнув 12 тысяч человек, но ненадолго. Все последующие десятилетия XVII века и почти весь
XVIII век Псков, потеряв роль торгового центра международного значения, переживал упадок.
Некоторое оживление принесла Северная война, которая, однако, для Пскова была закончена уже в 1708 году. Русские войска были выведены из Пскова, потерявшего стратегическое значение на границе со шведской Прибалтикой. Сам Псков в 1710—1711 годах пережил мор и пожары. Присоединение к России прибалтийских земель и строительство Санкт-Петербурга окончательно подорвали торгово-экономический потенциал Пскова. В 1738 году была зафиксирована самая низкая во II тысячелетии численность населения города — 4,5 тысячи.
К началу реформ Екатерины II Псков был маленьким городком, почти не отличающимся от своих бывших пригородов. Поэтому, создавая в 1772 году Псковскую губернию, Екатерина II выбрала в качестве ее центра не Псков, а Опочку, расположенную в средней части новоиспеченной губернии, но ничем не выделявшуюся среди городов Псковского края.
И все же с 1777 года Псков восстановил административную функцию, став центром наместничества, а затем — губернии. Население города начало расти, хотя на первых порах и медленно. К 1861 году число жителей города достигло 16 тысяч человек. Построенная через Псков железная дорога Санкт-Петербург — Варшава ускорила его развитие, предоставив городу роль крупнейшего экспортера льна в России. В конце XIX века население Пскова перевалило за отметку в 30 тысяч человек.
В годы первой мировой войны численность населения Пскова стабилизировалась, хотя к 1917 году за счет беженцев число его жителей (в основном, временных) приблизилось к 90 тысячам человек. После гражданской войны восстанавливается нормальное развитие города: перед Великой Отечественной войной (1939 год) его население достигает 68 тысяч человек. Однако рубеж в 100 тысяч город преодолел только в середине 60-х годов. И всего лишь через два десятилетия (в 1986 году) родился 200-тысячный житель Пскова. Сейчас в городе проживает около 210 тысяч человек (в 1991 году было 208,5 тысячи)*.
Статистические данные о национальном составе населения Пскова появляются со второй половины прошлого века. То есть мы можем проследить этническую историю города за период, превышающий один век.
На протяжении полувека (последней четверти XIX — первой четверти XX) число жителей русской национальности в Пскове почти не менялось, составляя от 80 до 83%. В то же время резко упала доля немцев — в середине прошлого века одной из самых многочисленных национальных групп Пскова (около 6,5%), после гражданской войны уже не попавшей в список основных национальностей города; их место в списке заняли поля-
ки, доля которых на рубеже веков превысила 5% от всего населения Пскова.
Второе место среди национальных групп стабильно удерживали евреи, доля которых в конце прошлого века достигла своего максимума — около 4,7%. Еще один обмен местами произошел между эстонцами и латышами. Если пик миграций эстонцев на Псковщину пришелся на конец XIX века, то латыши интенсивно прибывали в самом начале нашего века. Доля эстонцев на протяжении всего полувекового периода была близка к 2%, но в начале нашего века начала снижаться. А латыши к 1926 году вышли даже на первое место среди национальных групп, превзойдя 5%-ную отметку. Доля остальных этнических групп (белорусов, литовцев, финнов и других) в Пскове была незначительна.
Теперь становится ясно, почему в XIX и начале нашего века в Пскове строили не только православные храмы. Наиболее многочисленные национальные группы получили свои церкви: немцы, эстонцы и латыши — две лютеранские кирхи, евреи — синагогу, поляки и латгалы — римско-католический костел.
Современная этническая ситуация в городе сильно отличается от существовавшей в начале нашего века. Однако национальный состав Пскова почти полностью повторяет среднеобластные показатели: русских — свыше 94%, украинцев — 2,3%, белорусов — 1,3%, цыган и евреев — по 0,3%, эстонцев и латыше — по 0,1 %. Отличия национального состава области и ее областного центра небольшие: в Пскове несколько выше доля украинцев и евреев, ниже — остальных национальных групп. Таким образом, в течение XX века Псков из этнически пестрого города превратился фактически в мононациональный.
НИЖНЕЕ ПОВЕЛИЧЬЕ
Границы Нижнего Повеличья почти соответствуют сложившимся в средние века границам Псковского уезда. После потери независимости Псковская земля была разделена на уезды. Самым большим из них был Псковский, который занимал около трети всей территории Псковской земли. Намного меньшими были уезды пригородов Пскова. В XVI веке насчитывалось 15 уездов.
Уезды пригородов делились на губы, которые являлись податными округами. Центрами губ были погосты — место сбора дани. В погостах находились церкви, здесь осуществлялся суд.
Единственным уездом, который имел промежуточную ступень податных единиц — засады — был Псковский. Засады также делились на губы. Псковский уезд был разделен на семь засад, которые радиально расходились от Пскова до границ уезда: Заклинская, Мелетовская, Демяницкая, Рожницкая, Прудская (тянущиеся на восток и юг от города), Вельская (на север от Запсковья) , Завелицкая (на запад от Завеличья).
При создании в конце XVII века Псковского наместничества (а затем — губернии), границы Псковского уезда были изменены незначительно. Таким образом, границы Нижнего Пове-личья имеют реальную историческую основу.
Во время своей независимости Псков окружил себя «ожерельем» из малых и больших монастырей. Дальний пояс стали образовывать расположенные к северу от Пскова Спасо-Близа-ровский (Спасо-Великопустынский), к северо-востоку — Кры-пецкий, к западу — Мальской монастыри. Все они удалены на расстояние 20—30 км от центра Пскова. Первые два монастыря были основаны монахами после паломничества в Византию. Увидя расхождение в церковной службе в Пскове и Византии, они решили изменить местные церковные порядки*. Поэтому монастыри почти не имели военного значения.
Ближний пояс монастырей представляли Снетогорский монастырь (нижнее течение реки Великой; к северу от Пскова) и монастырь Пантелеймона Дальнего (этот монастырь не сохранился; он был основан на месте слияния рек Великой и Черехи, к югу от Пскова). Монастыри были настолько близки к Пскову, что их неоднократно выбирали как места ставок войск при осаде города.
В 1581 году Стефан Баторий избрал ставкой монастырь Пантелеймона Дальнего, от которого открывался великолепный вид на город. Именно здесь были написаны известные строки королевского секретаря о Пскове.
В 1615 году шведский король Густав-Адольф расположил свой лагерь в Снетогорском монастыре. Монастырь использовался как ставка войск, осаждающих город, и раньше (например, в «Смутное время», в 1611 году здесь стояли
казаки), и позже (в 1650 году здесь располагался отряд царских войск, вызванных для подавления восстания псковичей).
Снетогорский монастырь расположен на Снетной горе, от которой и получил свое название. «Снетной» гора стала называться благодаря снеткам -мелкой рыбешке, главному богатству Псковско-Чудского водоема. Сейчас эту гору в Пскове именуют «Снятной», тем самым исказив первоначальное значение названия.
Шестикилометровый участок реки Великой к югу от Пскова насыщен топонимами и гидронимами, связанными с именем княгини Ольги. Выше места рождения Ольги (деревня Выбуты) Великая имеет очень бурный характер течения, образуя пороги, называемые Выбутскими.
Продвижение сайта в москве цены seo продвижение саи тов в москве agency.sape.ru.
Страницы: 1 2
Опубликовано 20 Сентябрь 2010 в рубрике История псковского края
Если Вам интересна эта тема - дополнительный материал Вы найдете в статьях:Новое на сайте: