ИЗ ИСТОРИИ ЖЕЛЕЗНЫХ ДОРОГ ПСКОВСКОГО КРАЯ
СБОРНИК ТРУДОВ СОТРУДНИКОВ МУЗЕЯ, ПСКОВ 2003
Строительство и развитие железных дорог Псковщины тесно связаны с историей нашей Родины, железнодорожники были участниками многих важных событий. Это и революция, гражданская и Великая Отечественная война, восстановление разрушенного хозяйства в послевоенные годы, мирный труд железнодорожников в настоящее время. Об этом рассказывается в сборнике.
Спонсор выпуска: С-Петербург-Витебское отделение Октябрьской железной дороги.
ПРЕДИСЛОВИЕ
Псковский железнодорожный музей был создан силами широкого крута энтузиастов-железнодорожников. Одним из главных инициаторов созданиямузея стал инженер тяги Александр Иванович Валентик Им была проделана огромная собирательская и поисковая работа по выявлению музейных памятников, изучению архивных материалов, научной и специальной литературы в крупнейших архивах и библиотеках страны, в личных архивах людей; им собраны и записаны воспоминания участников и очевидцев многих важных событий в жизни нашей страны, в частности в истории железных дорог. Удалось собрать редкие документы и материалы. Большую помощь в создании музея оказало руководство Псковского отделения Октябрьской железной дороги. Это Николай Львович Мельников — начальник отделения дороги, Геннадий Иванович Андреев—главный инженер отделения, Иосиф Иванович Солдатов — начальник отдела кадров и другие.
27 июля 1967 года решением райпрофсожа музей был утвержден официально и открыт. Вначале он располагался в здании вокзала. В 1983 году музею предоставили новое помещение. Музей располагается на первом этаже 5-этажного жилого дома в историческом центре микрорайона железнодорожников — в начале улицы Яна Фабрициуса у железнодорожного вокзала.
Псковский железнодорожный музей по своему профилю является историко-краеведческим. В нем отражена в конкретных исторических образах с помощью музейных предме-
тов история строительства и развития железных дорог Псковщины, жизнь, работа железнодорожников, их активное участие во всех важных событиях, происходивших в стране. С 1967 по 1979 год руководителем музея был Александр Иванович Валентин. Он является автором первой экспозиции музея, которая отличалась выразительностью и умело поставленными акцентами в изображении той или иной темы. Александр Иванович много работал с материалами по истории революции и Великой Отечественной войны.
В 80-е—90-е годы музеем руководила Надежда Николаевна Товстоляк, которая являлась автором экспозиции 1984 года (когда музей переехал в новое помещение). В экспозицию были внесены дополнительные материалы по строительству железных дорог, по истории отдельных предприятий. С1993 по 1997 год музей работал под руководством Зинаиды Петровны Ивановой. Она является автором ряда статей, включенные в данный сборник. Среди них особый интерес представляет статья «Николай II. Хроника отречения от престола. Псков, 1917 год». С 1994 года в музее стала работать Раиса Николаевна Королькова, она является автором экспозиции музея 2001 года, при подготовке и оформлении которой была проведена значительная систематизация исторического материала, был введен ряд новых тем и дополнены старые за счет показа 500 новых экспонатов, Р. Н- Королькова является составителем сборника и автором ряда представленных в нем статей.
ИСТОРИЯ СТРОИТЕЛЬСТВА И РАЗВИТИЯ ЖЕЛЕЗНЫХ ДОРОГ ПСКОВСКОЙ ГУБЕРНИИ
(1851-1916 гг.)
Псковская губерния была образована в 1830 году. Население насчитывало около 700 тыс. человек, преимущественно барщинных крестьян. Промышленность была слабо развита: кожевенная, винокуренная, льнообрабатывающая. К середине века льнообрабатывающая промышленность становится ведущей. Грамотность составляла 14% к общему населению губернии. Центральный город губернии — Псков, его население составляло немногим более 16 тыс. человек (по данным 1863 года).
Заглянем в историю и представим себе средства передвижения и дороги начала 19-го века. На Псковщине, как и на всей огромной России, основными путями сообщения были грунтовые дороги с гужевыми перевозками и ямским промыслом, водные пути с парусными судами. На территории Псковской губернии проходил один из шести генеральных гужевых трактов 1 класса Петербург — Ковно.
К1859 году в Псковской губернии насчитывалось 325 верст 651 сажень шоссейных дорог по направлению к Варшаве, Киеву, Риге, а также 720 почтовых дорог. Каждой весной устраивались через реки перевозы и переправы. Вдоль трактов располагалось 46 почтовых станций, на которых содержалось 1209 лошадей.
Ближайшей к Пскову почтовой станцией была станция Кресты, расположенная в нескольких верстах от городской заставы. Почтовую станцию Кресты посещал Александр Сергеевич Пушкин, проезжая в Михайловское.
Опубликовано 20 Сентябрь 2010 в рубрике История железных дорог
Если Вам интересна эта тема - дополнительный материал Вы найдете в статьях:Новое на сайте: