СБОРНИК ТРУДОВ СОТРУДНИКОВ МУЗЕЯ, ПСКОВ 2003
Строительство и развитие железных дорог Псковщины тесно свя­заны с историей нашей Родины, железнодорожники были участни­ками многих важных событий. Это и революция, гражданская и Ве­ликая Отечественная война, восстановление разрушенного хозяй­ства в послевоенные годы, мирный труд железнодорожников в на­стоящее время. Об этом рассказывается в сборнике.
Спонсор выпуска: С-Петербург-Витебское отделение Октябрьс­кой железной дороги.
ПРЕДИСЛОВИЕ
Псковский железнодорожный музей был создан силами широкого крута энтузиастов-железнодорожников. Одним из главных инициаторов созданиямузея стал инженер тяги Алек­сандр Иванович Валентик Им была проделана огромная соби­рательская и поисковая работа по выявлению музейных па­мятников, изучению архивных материалов, научной и спе­циальной литературы в крупнейших архивах и библиотеках страны, в личных архивах людей; им собраны и записаны вос­поминания участников и очевидцев многих важных событий в жизни нашей страны, в частности в истории железных до­рог. Удалось собрать редкие документы и материалы. Боль­шую помощь в создании музея оказало руководство Псковско­го отделения Октябрьской железной дороги. Это Николай Львович Мельников — начальник отделения дороги, Геннадий Иванович Андреев—главный инженер отделения, Иосиф Ива­нович Солдатов — начальник отдела кадров и другие.
27 июля 1967 года решением райпрофсожа музей был ут­вержден официально и открыт. Вначале он располагался в здании вокзала. В 1983 году музею предоставили новое поме­щение. Музей располагается на первом этаже 5-этажного жилого дома в историческом центре микрорайона железно­дорожников — в начале улицы Яна Фабрициуса у железнодо­рожного вокзала.
Псковский железнодорожный музей по своему профилю является историко-краеведческим. В нем отражена в конк­ретных исторических образах с помощью музейных предме-
тов история строительства и раз­вития железных дорог Псковщины, жизнь, работа железнодорожников, их активное участие во всех важных событиях, происходивших в стране. С 1967 по 1979 год руководителем музея был Александр Иванович Вален­тин. Он является автором первой эк­спозиции музея, которая отличалась выразительностью и умело постав­ленными акцентами в изображении той или иной темы. Александр Ива­нович много работал с материалами по истории революции и Великой Отечественной войны.
В 80-е—90-е годы музеем руководила Надежда Николаевна Товстоляк, которая являлась автором экспозиции 1984 года (когда музей переехал в новое помещение). В экспозицию были внесены дополнительные материалы по строитель­ству железных дорог, по истории отдельных предприятий. С1993 по 1997 год музей работал под руководством Зина­иды Петровны Ивановой. Она является автором ряда ста­тей, включенные в данный сборник. Среди них особый инте­рес представляет статья «Николай II. Хроника отречения от престола. Псков, 1917 год». С 1994 года в музее стала ра­ботать Раиса Николаевна Королькова, она является авто­ром экспозиции музея 2001 года, при подготовке и оформле­нии которой была проведена значительная систематизация исторического материала, был введен ряд новых тем и до­полнены старые за счет показа 500 новых экспонатов, Р. Н- Ко­ролькова является составителем сборника и автором ряда представленных в нем статей.
ИСТОРИЯ СТРОИТЕЛЬСТВА И РАЗВИТИЯ ЖЕЛЕЗНЫХ ДОРОГ ПСКОВСКОЙ ГУБЕРНИИ
(1851-1916 гг.)
Псковская губерния была образова­на в 1830 году. Население насчитывало около 700 тыс. человек, преимуществен­но барщинных крестьян. Промышлен­ность была слабо развита: кожевенная, винокуренная, льнообрабатывающая. К середине века льнообрабатывающая промышленность становится ведущей. Грамотность составляла 14% к общему населению губернии. Центральный го­род губернии — Псков, его население составляло немногим более 16 тыс. че­ловек (по данным 1863 года).
Заглянем в историю и представим себе средства передвижения и дороги начала 19-го века. На Псковщине, как и на всей огромной России, основными путями сообщения были грунтовые до­роги с гужевыми перевозками и ямским промыслом, водные пути с парусными судами. На территории Псковской гу­бернии проходил один из шести гене­ральных гужевых трактов 1 класса Пе­тербург — Ковно.
К1859 году в Псковской губернии на­считывалось 325 верст 651 сажень шос­сейных дорог по направлению к Варша­ве, Киеву, Риге, а также 720 почтовых до­рог. Каждой весной устраивались через реки перевозы и переправы. Вдоль трак­тов располагалось 46 почтовых станций, на которых содержалось 1209 лошадей.
Ближайшей к Пскову почтовой станцией была станция Кресты, расположенная в нескольких верстах от городской заста­вы. Почтовую станцию Кресты посещал Александр Сергеевич Пушкин, проезжая в Михайловское.


Опубликовано 20 Сентябрь 2010 в рубрике История железных дорог

Если Вам интересна эта тема - дополнительный материал Вы найдете в статьях:
  • СТРОИТЕЛЬСТВО ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО МОСТА В ПСКОВЕ
  • СТРОИТЕЛЬСТВО ЖЕЛЕЗНОЙ ДОРОГИ ПЕТЕРБУРГ — ВАРШАВА
  • СТАНЦИЯ ДНО


  • Новое на сайте:

  • Рекомендации по выбору стиральной машины автомат и продлению ее срока службы
  • Как выбрать блок-хаус?
  • В Пскове началось историческое ориентирование
  • Изучение истории Псковского края в послереволюционный период
  • Рыбное хозяйство Псковской губернии.