К новой жизни
ветских писателей в стране получил широкое звучание лозунг об активном участии читателей в делах литературных. Газета «Гдовский колхозник» в декабре 1934 года писала: «Литературный поход объявлен. Основная задача его: ознакомить широкие массы колхозников с лучшими книгами современных писателей (путем громких читок и разбора книг в избах-читальнях, клубах, красных уголках). Вместе с этим надо поднять творческую активность самих колхозников. Вперед, за культуру!» Громкие читки произведений М. Горького, «Поднятой целины» М. Шолохова, «Брусков» Ф. Панферова повсеместно собирали многие десятки человек. Только за время объявленного литпохода было открыто 25 новых библиотек и 48 красных уголков. По итогам проходившего в 1935 году Всесоюзного конкурса на лучшую постановку библиотечного дела Гдовскому району была присуждена премия.
Гдовщина исстари славится народными песнями, музыкой, танцами, играми, сказами, обрядами. В деревнях Кануновщина, Подолешье, Скамья издавна разыгрывались массовые театральные действа «Ермак», «Аника-воин», «Ярмарка» и другие. Ни одно гулянье или вече-ринка-супрядка не обходились без музыкантов, среди которых были прекрасные исполнители на самодельных гуслях, балалайках, рожках и гармониках.
В конце 1917 года учитель Быковищенской начальной школы Захарий Петрович Савельев вместе с группой вернувшихся с фронта солдат организовал Народный дом «Звездочка». Это был первый очаг культуры в Гдовском уезде. Открыли его в бывшем помещичьем имении Ка-менно: оборудовали сцену, собрали немудреный реквизит. В «Звездочку» записалось 300 человек, в большинстве своем молодежь — местные песенники, музыканты, плясуны, любители театрального искусства. Концерты и спектакли кружковцев привлекали многих зрителей, зал Народного дома не мог вместить и десятой доли желающих.
Сначала пробовали свои силы в простых сценках, а когда коллектив окреп, в его репертуаре появились пьесы А. Н. Островского.
Активным участником кружка был талантливый гусляр и рожечник Иосиф Устинович Смоленский из деревни Хворостово. В 13 лет он ушел на заработки в Питер, был сезонником-землекопом. Мальчик уже тогда восхищал слушателей своей игрой на рожке, который он сам смастерил из калинового прутика и бычьего рога.
Слух о самородке дошел до В. А. Андреева — виртуоза игры на балалайке, композитора, организатора первого оркестра русских народных инструментов. Иосиф Смоленский был приглашен в знаменитый оркестр. В 1917 году он вернулся в свою деревню и занимался хлебопашеством. (Позднее И. У. Смоленский снова выступал в профессиональном оркестре, стал народным артистом республики.) В «Звездочке» Иосиф Устинович играл с Ильей Ивановичем и Егором Ивановичем Смирновыми. Они вместе выступали раньше в оркестре Андреева.
Народный дом «Звездочка», сыгравший большую роль в развитии музыкальной и театральной культуры края, пострадал от белогвардейских банд Юденича, вторгшихся в Гдовский уезд в 1919 году. Здание «Звездочки» было разрушено, декорации и реквизит уничтожены, библиотека сожжена. Всех участников кружка Булак-Балахович приказал выпороть плетьми.
После изгнания белогвардейцев творческая работа развернулась с новой силой. На торжествах по случаю освобождения Красной Армией города Гдова вновь собранный коллектив «Звездочки» дал трехчасовой концерт. Присутствовавший на празднике Джон Рид был покорен выступлением артистов из народа, с особым восхищением отзывался он об игре И. У. Смоленского. Несколько позднее коллективы самодеятельности возникли в деревнях Смуровьево, Ужово, Вейно, Рябово и других.
В 1925 году в деревне Добручи родился коллектив «Гдовская старина». Его организатором и бессменным художественным руководителем стал Захарий Петрович Савельев. Это был ярко выраженный фольклорный коллектив. На первых порах он состоял из двадцати девяти человек — людей пожилых (не моложе 60 лет).
Затем в коллектив пришли люди средних лет и молодежь. Илья Иванович Смирнов привел целый ансамбль — одиннадцать гусляров и рожечников. Среди них выделялись братья Александр и Матвей Тимофеевы из деревни Лобановщины, знавшие до 150 мотивов народных песен, плясок и наигрышей. Песни не просто пели, а «играли», инсценировали: например, в песне «Как по морю, морю синему» одна из женщин изображала в плавном танце лебедя. Из сундуков были извлечены сарафаны, кофты, передники, ленты, вытканные еще в середине, а то и в начале прошлого века.
Репетировали много и упорно. Наконец концерт-спектакль был готов. Сначала его показали (не менее десяти раз) землякам. Успех был потрясающим. Коллектив стал гордостью гдовичей. Скоро слава о нем разнеслась по всей области, в деревню Добручи приезжали репортеры центральных газет, журнала «Работница и крестьянка»…
К Первомайским торжествам 1925 года коллектив «Гдовской старины» был приглашен в Ленинград. Выступления в Смольном, в Большом драматическом театре, в заводских клубах прошли с огромным успехом. 1 Мая гдовские «артисты из крестьян» находились во время праздничной демонстрации на трибуне Дворцовой площади.
От желающих записаться в коллектив не было отбоя. 3. П. Савельев — умный воспитатель и организатор — никому не отказывал в приеме. Оставались самые увлеченные и талантливые. Временами количество кружковцев достигало 300 человек. Не так-то все было просто.
Коллектив не имел постоянного помещения. Репетировали по очереди в здании сельской школы, а выступали зачастую прямо на улице. В Гдове развертывали массовое действо на крытой галерее торговых рядов во всю ее почти стометровую длину. В одном конце плавно лилась обрядовая песня, посредине водили хоровод, а в дальнем конце исполняли пляски с одновременным пением частушек:
Между липами во мху
Хоронили мы соху,
По другую сторону —
Деревянну борону.
Раньше мы сдавали рыбу Кровопийцам-кулакам, Тяжело тогда жилося Без колхоза рыбакам…
В 1936 году колхозники села Подолешье специально для «Гдовской старины» построили большой клуб, и коллектив еще более окреп и расцвел. Он создал музыкально-драматический спектакль по пьесе, написанной 3. П. Савельевым на местном фольклорном материале. В этом спектакле, в основе которого был старинный обряд деревенской свадьбы, исполнялось 40 народных песен и плясок. Спектакль так и назвали — «Гдовская старина».
На первом областном смотре художественной самодеятельности коллектив «Гдовская старина» занял первое место, а потом с большим успехом выступал в ленинградских театрах и клубах. Особой любовью зрителей пользовались Наталья Федорова — отличная запевала, Иринья Алексеева — прекрасный знаток народных песен, сказок и былин, ее муж Андрей Алексеев — обладатель бархатного баса, прекрасно игравший роль главного свата.
Талантливыми исполнителями песен и плясок были Ольга Романова, Наталья Иванова, Фекла Лукина, Филипп Никитин, Петр Романов, Григорий Тарасов. Колхозный сторож Дмитрий Завьялов играл роль отца невесты так убедительно, что зрители аплодировали ему среди действия. Особенно красив был этот старик в пляске. Роль матери невесты в «Гдовской старине» исполняла Матрена Кярова. При встрече после спектакля народная артистка СССР Е. П. Корчагина-Александрове к а я обняла ее и сказала: «Матрена, ты так хорошо играешь, что мне надо у тебя поучиться. Ты —• настоящая русская обездоленная мать». —• «Как же мне, Екатерина Павловна,
не сыграть эту роль,— ответила Матрена,— если я до революции батрачила и нищенствовала с тремя малолетними детьми и вдосталь натерпелась горя. Я играю саму себя».
Опубликовано 20 Сентябрь 2010 в рубрике Город Гдов
Если Вам интересна эта тема - дополнительный материал Вы найдете в статьях:Новое на сайте: