ветских писателей в стране получил широкое звучание лозунг об активном участии читателей в делах литера­турных. Газета «Гдовский колхозник» в декабре 1934 го­да писала: «Литературный поход объявлен. Основная за­дача его: ознакомить широкие массы колхозников с луч­шими книгами современных писателей (путем громких читок и разбора книг в избах-читальнях, клубах, крас­ных уголках). Вместе с этим надо поднять творческую активность самих колхозников. Вперед, за культуру!» Громкие читки произведений М. Горького, «Поднятой це­лины» М. Шолохова, «Брусков» Ф. Панферова повсеме­стно собирали многие десятки человек. Только за время объявленного литпохода было открыто 25 новых библи­отек и 48 красных уголков. По итогам проходившего в 1935 году Всесоюзного конкурса на лучшую постановку библиотечного дела Гдовскому району была присуждена премия.
Гдовщина исстари славится народными песнями, му­зыкой, танцами, играми, сказами, обрядами. В деревнях Кануновщина, Подолешье, Скамья издавна разыгрыва­лись массовые театральные действа «Ермак», «Аника-воин», «Ярмарка» и другие. Ни одно гулянье или вече-ринка-супрядка не обходились без музыкантов, среди которых были прекрасные исполнители на самодельных гуслях, балалайках, рожках и гармониках.
В конце 1917 года учитель Быковищенской начальной школы Захарий Петрович Савельев вместе с группой вер­нувшихся с фронта солдат организовал Народный дом «Звездочка». Это был первый очаг культуры в Гдовском уезде. Открыли его в бывшем помещичьем имении Ка-менно: оборудовали сцену, собрали немудреный реквизит. В «Звездочку» записалось 300 человек, в большинстве своем молодежь — местные песенники, музыканты, плясу­ны, любители театрального искусства. Концерты и спек­такли кружковцев привлекали многих зрителей, зал На­родного дома не мог вместить и десятой доли желающих.
Сначала пробовали свои силы в простых сценках, а ко­гда коллектив окреп, в его репертуаре появились пьесы А. Н. Островского.
Активным участником кружка был талантливый гус­ляр и рожечник Иосиф Устинович Смоленский из дерев­ни Хворостово. В 13 лет он ушел на заработки в Питер, был сезонником-землекопом. Мальчик уже тогда восхи­щал слушателей своей игрой на рожке, который он сам смастерил из калинового прутика и бычьего рога.
Слух о самородке дошел до В. А. Андреева — вирту­оза игры на балалайке, композитора, организатора пер­вого оркестра русских народных инструментов. Иосиф Смоленский был приглашен в знаменитый оркестр. В 1917 году он вернулся в свою деревню и занимался хле­бопашеством. (Позднее И. У. Смоленский снова высту­пал в профессиональном оркестре, стал народным арти­стом республики.) В «Звездочке» Иосиф Устинович играл с Ильей Ивановичем и Егором Ивановичем Смирновы­ми. Они вместе выступали раньше в оркестре Андреева.
Народный дом «Звездочка», сыгравший большую роль в развитии музыкальной и театральной культуры края, пострадал от белогвардейских банд Юденича, вторгшихся в Гдовский уезд в 1919 году. Здание «Звез­дочки» было разрушено, декорации и реквизит уничто­жены, библиотека сожжена. Всех участников кружка Булак-Балахович приказал выпороть плетьми.
После изгнания белогвардейцев творческая работа развернулась с новой силой. На торжествах по случаю освобождения Красной Армией города Гдова вновь со­бранный коллектив «Звездочки» дал трехчасовой кон­церт. Присутствовавший на празднике Джон Рид был покорен выступлением артистов из народа, с особым восхищением отзывался он об игре И. У. Смоленского. Несколько позднее коллективы самодеятельности воз­никли в деревнях Смуровьево, Ужово, Вейно, Рябово и других.
В 1925 году в деревне Добручи родился коллектив «Гдовская старина». Его организатором и бессменным художественным руководителем стал Захарий Петрович Савельев. Это был ярко выраженный фольклорный кол­лектив. На первых порах он состоял из двадцати девяти человек — людей пожилых (не моложе 60 лет).
Затем в коллектив пришли люди средних лет и мо­лодежь. Илья Иванович Смирнов привел целый ан­самбль — одиннадцать гусляров и рожечников. Среди них выделялись братья Александр и Матвей Тимофеевы из деревни Лобановщины, знавшие до 150 мотивов на­родных песен, плясок и наигрышей. Песни не просто пе­ли, а «играли», инсценировали: например, в песне «Как по морю, морю синему» одна из женщин изображала в плавном танце лебедя. Из сундуков были извлечены са­рафаны, кофты, передники, ленты, вытканные еще в се­редине, а то и в начале прошлого века.
Репетировали много и упорно. Наконец концерт-спек­такль был готов. Сначала его показали (не менее десяти раз) землякам. Успех был потрясающим. Коллектив стал гордостью гдовичей. Скоро слава о нем разнеслась по всей области, в деревню Добручи приезжали репор­теры центральных газет, журнала «Работница и кре­стьянка»…
К Первомайским торжествам 1925 года коллектив «Гдовской старины» был приглашен в Ленинград. Вы­ступления в Смольном, в Большом драматическом теат­ре, в заводских клубах прошли с огромным успехом. 1 Мая гдовские «артисты из крестьян» находились во время праздничной демонстрации на трибуне Дворцовой площади.
От желающих записаться в коллектив не было отбоя. 3. П. Савельев — умный воспитатель и организатор — никому не отказывал в приеме. Оставались самые увле­ченные и талантливые. Временами количество кружков­цев достигало 300 человек. Не так-то все было просто.
Коллектив не имел постоянного помещения. Репетиро­вали по очереди в здании сельской школы, а выступали зачастую прямо на улице. В Гдове развертывали мас­совое действо на крытой галерее торговых рядов во всю ее почти стометровую длину. В одном конце плавно ли­лась обрядовая песня, посредине водили хоровод, а в дальнем конце исполняли пляски с одновременным пе­нием частушек:
Между липами во мху
Хоронили мы соху,
По другую сторону —
Деревянну борону.
Раньше мы сдавали рыбу Кровопийцам-кулакам, Тяжело тогда жилося Без колхоза рыбакам…
В 1936 году колхозники села Подолешье специально для «Гдовской старины» построили большой клуб, и кол­лектив еще более окреп и расцвел. Он создал музыкаль­но-драматический спектакль по пьесе, написанной 3. П. Савельевым на местном фольклорном материале. В этом спектакле, в основе которого был старинный обряд деревенской свадьбы, исполнялось 40 народных песен и плясок. Спектакль так и назвали — «Гдовская старина».
На первом областном смотре художественной само­деятельности коллектив «Гдовская старина» занял пер­вое место, а потом с большим успехом выступал в ле­нинградских театрах и клубах. Особой любовью зрите­лей пользовались Наталья Федорова — отличная запе­вала, Иринья Алексеева — прекрасный знаток народных песен, сказок и былин, ее муж Андрей Алексеев — обла­датель бархатного баса, прекрасно игравший роль глав­ного свата.
Талантливыми исполнителями песен и плясок были Ольга Романова, Наталья Иванова, Фекла Лукина, Филипп Никитин, Петр Романов, Григорий Тарасов. Колхозный сторож Дмитрий Завьялов иг­рал роль отца невесты так убе­дительно, что зрители аплоди­ровали ему среди действия. Особенно красив был этот ста­рик в пляске. Роль матери не­весты в «Гдовской старине» ис­полняла Матрена Кярова. При встрече после спектакля на­родная артистка СССР Е. П. Корчагина-Александрове к а я обняла ее и сказала: «Матре­на, ты так хорошо играешь, что мне надо у тебя поучить­ся. Ты —• настоящая русская обездоленная мать». —• «Как же мне, Екатерина Павловна,
не сыграть эту роль,— ответила Матрена,— если я до революции батрачила и нищенствовала с тремя ма­лолетними детьми и вдосталь натерпелась горя. Я иг­раю саму себя».

ремонт двс weichai


Страницы: 1 2 3 4

Опубликовано 20 Сентябрь 2010 в рубрике Город Гдов

Если Вам интересна эта тема - дополнительный материал Вы найдете в статьях:
  • ШКОЛЬНЫЙ  КРАЕВЕДЧЕСКИЙ МУЗЕЙ
  • CКЛАДЧИНА
  • XVIII век Пскова


  • Новое на сайте:

  • Погружение в мир ставок и увлекательного азарта
  • Крем Сустарад: для суставов он станет как целебное зелье
  • Калькутта красочная
  • Сочиняшка: сайт где есть всё для любителей литературы и не только
  • Девушки по вызову: почему не стоит пользоваться их услугами?