КОНФЕССИОНАЛЬНАЯ ГЕОГРАФИЯ
Конфессиональная география (от слова «конфессия» — религиозная община) занимается изучением распространения на Земле различных вероисповеданий.
1. Русская православная церковь
Русская православная церковь к началу 1991 года имела 13,5 тысячи приходов, 63 монастыря, 2 духовные академии, 24 других духовных учебных заведений (семинарии и духовные училища), иконописную школу.
Псковская митрополия в настоящее время объединяет десять благочинии (округов) со 120 приходами (в начале 1991 года было 110 приходов). Границы благочинии не совпадают с административными (рис. 13). Троицкий кафедральный собор в Пскове не входит в псковское благочиние. В нем находится кафедра митрополита, то есть он является главным в митрополии.
Псковско-Печорский (Свято-Успенский) мужской монастырь относится к числу самых известных монастырей Русской православной церкви.
Свое название Успенский монастырь получил в честь первой церкви по пришедшей из Киева традиции. Год освящения Успенской церкви (1473) и считается датой основания монастыря. Печорским он стал называться (подобно Киево-Печерской лавре) из-за наличия здесь пещеры, где размещалась первоначально Успенская церковь (раздел: Западное порубежье. Печорский край).
2. Старообрядчество
Старообрядческими называют религиозные группировки, не принявшие реформ, проведенных во второй половине XVII века тогдашним главой Русской православной церкви патриархом Никоном.
Проведенные Никоном реформы заключались в исправлении многочисленных неточностей, допущенных ранее при переводе религиозных книг с греческого языка. Исправление эти, как правило, не имели существенного значения. Например, имя Сына Божьего стали писать «Иисус» вместо
прежнего «Исус». В новых книгах стали писать «Господь Иисус Христос», истолкованное сторонниками старины как «Господь и Исус Христос». Они говорили, что церковь Никона отлучила Господа от Христа и, следовательно, впвла в ересь.
Незначительны были и изменения обрядности. Так, несколько сокращалась продолжительность церковных служб, вводилось почитание шестиконечного креста вместо восьмиконечного, креститься стали тремя, а не двумя пвльцами и так далее.
Перемещение старообрядцев на окраину России началось сразу после раскола в Русской православной церкви (1667 год). А с 1685 года, после обнародования суровых законов царевны Софьи против раскольников, усилилось их бегство за рубеж — в Речь Посполитую, прибалтийские земли, захваченные шведами и другие. Псковская земля стала местом оседания многих раскольников и транзитной территорией для их бегства за рубеж — в западное Причудье, Латгалию, Белоруссию, Литву.
Старообрядчество не является однородным, оно разделилось на большое число группировок, которые сводят в два основных течения: поповщина и беспоповщина.
Поповщина стоит близко к православной церкви. Среди по-повцев на Псковщине были представлены единоверцы и бегло-поповцы.
Единоверие возникло в результате компромисса между частью умеренно настроенных старообрядцев и православной церковью. Единоверцы сохранили свою старую обрядность, однако подчинялись руководству со стороны православной церкви. Иногда раскольников насильно обращали в единоверие. В середине XIX века в Псковской губернии единоверцы составляли 0,5% верующего населения (в Псковском уезде — 1,5%). Но уже в начале XX века единоверцев осталось очень мало.
Беглопоповцы принимали священников, переходивших к ним из православия. Отсюда и название течения. Как и единоверцев, беглопоповцев в начале XX века было немного.
Беспоповщина была наиболее радикальным течением в старообрядчестве. Беспоповцы дальше других старообрядцев отошли от православия. Они отказались от священников, от ряда таинств (крещения, покаяния н причащения). Беспоповцы делятся на большое число групп, которые объединяются в не-
сколько толков: поморский, федосеевский, филипповский, бе-гунский, спасовский. На Псковщине наиболее представительны два толка: поморский и федосеевский.
Поморцы занимают довольно умеренные позиции. Это наиболее ранний толк беспоповщины, возникший еще в конце XVII века. Из Псковской земли поморцы переселялись на западное побережье Чудского озера, в то время принадлежавшее шведам. В начале XX века в Псковской губернии проживало 8 тысяч поморцев.
Федосеевцы — более радикальная группа старообрядцев, отколовшаяся от поморцев. Основателем толка считается дьячок Феодосии, уроженец Новгородской губернии. Разойдясь с северными поморцами, федосеевцы обосновались в приграничном с Литвой Невельском уезде Витебской губернии. Первоначально федосеевцы требовали от своих членов аскетической жизни и безбрачия, но затем во многих сектах отказались от этих требований. В начале XX века на Псковщине проживало 38 тысяч федосеевцев.
Раскольники (беспоповцы) в середине XIX века составляли 1,2% верующего населения Псковской губернии. Первая всероссийская перепись населения 1897 года зафиксировала 40,5 тысячи старообрядцев всех толков (кроме единоверцев), что составляло 3,6% населения губернии.
Больше всего старообрядцев жило в Порховском (около 13% всех верующих) и Новоржевском (5%) уездах, меньше — в Опочецком (3%) и Псковском (2%). Легально действовало 18 старообрядческих общин и много — нелегально.
Кроме того, в трех уездах Витебской губернии, присоединенных в 1924 году к Псковской, проживало около 8 тысяч старообрядцев. Они составляли около 5% верующего населения Невельского уезда, 2,5% — Себежского уезда.
Сейчас зарегистрировано лишь три старообрядческие общины: в Пскове, Бежаницком (деревня Сысоево) и Дновском (деревня Корьхово) районах (рис. 13). В Псковской области можно встретить и незарегистрированные старообрядческие общины в других местах (раздел: Шелонская земля. Шелонские лядины).
3. Католическая и протестантская церкви
Римская католическая церковь на Псковщине имела своих последователей среди поляков, литовцев и латгалов. Так как эти национальные группы концентрировались в Пскове, здесь был построен католический костел, который после гражданской войны так и не был восстановлен. Второй католический костел в Псковской губернии был построен в 1904 году в Опочке. На рубеже XIX-XX веков римско-католики составляли 0,5% верующего населения губернии.
Еще два костела были возведены польскими магнатами в XVII веке на территории, входившей тогда в состав Речи Поспо-литой: в 1625 году — в Себеже, в середине XVII века — в Неве-ле. Здание костела в Себеже сохранилось до нашего времени, а в Невеле было разрушено в годы Великой Отечественной войны.
Протестантские общины на Псковщине представлены лютеранами, евангельскими христианами-баптистами, евангельскими христианами в духе апостольском (пятидесятники) и адвентистами седьмого дня.
Лютеранство получило название в честь Мартина Лютера — лидера реформационного движения в Германии в первой половине XVI века. Лютеранство стало государственной религией во многих скандинавских и североевропейских странах: Норвегии, Швеции, Финляндии, Исландия и Дании. Датчане и шведы насильно внедрили лютеранство в Эстонии и западной Латвии взамен католичества (раздел: Западное порубежье. Пыталовский край).
В Пскове в начале XX века были две лютеранские кирхи (церкви): одна эстонская, другая немецкая. После революции и гражданской войны лютеранские общины в Пскове пришли в упадок. Еще одна лютеранская кирха была построена в 1874 году в Опочке. Ее посещали эстонцы, латыши и немцы.
Сейчас единственную в Псковской области лютеранскую кирху, построенную в готическом архитектурном стиле, можно увидеть в Печорах. Лютеранская община в Печорах — следствие вхождения Печорского края в состав Эстонии в 20-30-х годах XX века.
Секта евангельских христиан-баптистов (ЕХБ) образовалась в результате слияния в 1944-1945 годах трех прежде самостоятельно существующих религиозных групп: баптистов, евангельских христиан и пятидесятников.
Страницы: 1 2
Опубликовано 18 Сентябрь 2010 в рубрике Биография Псковщины
Если Вам интересна эта тема - дополнительный материал Вы найдете в статьях:Новое на сайте: