21 мая 1897 года согласно Высочайшему распоря­жению министру путей сообщения предписывалось построить железную дорогу Дно — Новосокольники протяженностью в 165 верст с пятью станциями, на­звания которых не указывались.
Тогда не было железной дороги, соединяющей Пе­тербург, столицу Российской империи, с Белоруссией.
Дорога эта, имеющая важное стратегическое зна­чение, только планировалась. И вот железная дорога Дно — Новосокольники должна была быть первым, хотя и территориально средним ее звеном. Строи­тельство железнодорожного участка Дно — Новосо­кольники было возложено на общество Московско-Виндаво-Рыбинской железной дороги.
Перед началом строительства дороги Дно — Но­восокольники составлялись отношения (договоры), собирались заседания инженерного совета, рассмат­ривалось отчуждение земель под железную дорогу и многие другие вопросы. Кроме того, строительству дороги предшествовали тщательные геологические исследования грунта на всем пути железнодорожно­го полотна. Результаты этих исследований были опуб­ликованы в журнале «Известия геологического коми­тета», 1898, №8.
Работы начались весной 1898 года. Не знали тогда мощных подъемных кранов, экскаваторов и бульдо­зеров. Большинство работ производили вручную, но их объем грандиозный. От Дно до Новосокольников, например, для прокладки пути вырубили 210 десятин леса (1 десятина =1,1 гектара), выкорчевали пней на 56 десятинах. Было сделано 30510 кубических саже­ней выемок и 236873 кубических саженей насыпей (1 куб. сажень примерно равен 9,6 куб. метра).
При прокладке пути нужно было преодолеть мно­жество препятствий. Только на участке Чихачево — Локня, например, имелось 6 речек, 9 ручьев, 6 овра­гов, 4 канавы, болото и т. п. При устройстве земляно-
го полотна препятствия либо засыпались, либо через них строились мосты или подводились каменные тру­бы для отвода воды.
Около 2 лет велось строительство дороги: выруба­лись леса, делались насыпи, выемки, завозился бал­ласт, возводились искусственные сооружения, мос­ты, укладывались шпалы и рельсы, изготовлялись переносные щиты от снежных заносов, возводились станционные постройки. Протяженность ветки 165 верст, но технические требования к ней были не ме­нее высокие, чем к линиям магистрального типа.
Станционные площадки выбирались на прямых горизонтальных частях пути. На станциях предусмат­ривались переезды, сторожевые дома, казармы и по­луказармы (в случае военной угрозы дорога приоб­ретала стратегическое значение), колодцы, пассажир­ские здания, сараи, мастерские по ремонту подвиж­ного состава, ледники, помойные ямы, водопровод, землянки для хранения керосина.
Всего на этой линии было построено 5 железных мостов, 83 деревянных, 11 казарм, 10 полуказарм, 12 сторожевых домов и 29 колодцев.
В строительстве дороги принимало участие насе­ление близлежащих деревень со своим гужевым транспортом.
Главным инженером строительства железнодо­рожного участка Дно — Новосокольники был Сте­пан Августович Штольцман. Архивные документы до­несли до нас имена и других инженеров, работавших на строительстве дороги: председатель инженерного совета Николай Егорович Нидермиллер, Отто Андре­евич Струве, Балтазар Бернардович Сушинский,
Алексей Васильевич Белинский, Александр Порфи-рьевич Бородин.
На линии Дно — Новосокольники было обустрое­но пять станций: Дедовичи, Чихачево, Бежаницы, Лок-ня, Насва.
Относительно названий станций: в Центральном государственном архиве указывается, что пустошь Дедовичи — владения казенных крестьян — находит­ся в Порховском уезде. На берегу Шелони, в 3-х км от нынешнего поселка Дедовичи, находятся два населен­ных пункта: Малые Дедовицы и Большие Дедовицы (так они назывались еще в конце 19-го века). Возмож­но, от этих населенных пунктов появилось название Дедовичи, которым была названа железнодорожная станция в октябре 1901 года. На станции Дедовичи было построено здание размером 37 кв. саженей, пас­сажирские и товарные платформы, жилой дом, сарай.
Название станции Чихачево связано с именем вид­ного деятеля Российского военно-морского флота адмирала Н. М. Чихачева, который имел недалеко от нее родовое имение Добрывичи, где он родился в 1830-м и похоронен в 1916 году.
Название станции Бежаницы было дано по имени крупного села Бежаницы, расположенного в 5-ти ки­лометрах от железной дороги. В1903 году 1 сентября станция Бежаницы была переименована в станцию Сущево по одноименной ближайшей к железной до­роге крупной деревне Сущево.
Недалеко от местечка Сокольники, находившего­ся в Невельском уезде Витебской губернии, постро­или железнодорожную станцию Новосокольники на земле Великолукского уезда Псковской губернии. В
Новосоколыгаках построили для военных Дом ко­менданта, продовольственный пункт на 1000 человек, хлебопекарню. Из гражданских сооружений — казар­мы, сторожевые будки, паровозное здание.
Всем этим станциям был присвоен 3—4 класс. Штат на каждой станции небольшой: начальник уча­стка, старший дорожный мастер. Все станционные здания были деревянными.
С 3 по 11 сентября 1901 года комиссия свидетель­ствовала вновь выстроенную железнодорожную ли­нию Дно — Новосокольники протяжением 165,2 вер­сты и удостоверилась в хорошем состоянии рельсо­вого пути и всех сооружений. Управляющему Мос-ковско-Виндавской железной дороги было разреше­но открыть на новойлинии правильное движение пас­сажирских и товарных поездов.
Во Всеподданейшем докладе Министра путей со­общения от 17 октября 1901 года сообщалось, что со­единительная ветвь между Бологое-Псковским учас­тком и Московско-Виндавской линией от станции Дно до станции Новосокольники (близ местечка Со­кольники) закончена и 11 сентября (по новому стилю 24 сентября) 1901 года открыта для правильного пас­сажирского и товарного движения. Скорость движе­ния поездов устанавливалась: для почтово-пассажир-ских в 35 верст в час, товарно-пассажирских — от 25 до 27 верст в час, воинских от 20 до 25 верст в час, товарных — около 20 верст в час.
Начальником дороги Дно — Новосокольники был назначен инженер путей сообщения Сумароков Дмитрий Сергеевич, его помощником — фон Рихтер Иван Иванович. Первым начальником станции Дедо-
вичи был Михаил Федорович Лацигин, его помощни­ками Александр Николаевич Сладков и Иван Степа­нович Станкевич.
Пуск железнодорожной линии Дно — Новосо-кольники значительно оживил быт и экономику при­легающих к ней районов. Именно железная дорога играла важнейшую роль в перевозке хлебных грузов, льна и льнопродукции, лесных и нефтяных грузов. Она имела и весомое стратегическое значение, что особенно проявилось в годы Великой Отечественной войны. Ветка Дно — Новосокольники стала предше­ственницей дороги Петербург — Витебск. Начальни­ком управления по строительству Петербург-Витеб­ской дороги был А. В. Белинский.
В конце 1903 года открылось временное коммер­ческое движение поездов на новых участках (Царс­кое Село — Дно — 218 км; Новосокольники — Ви­тебск — 66 км). Ежедневное беспересадочное движе­ние по всей линии стало возможным лишь в апреле 1904 года. Официальная передача дороги в эксплуа­тацию состоялась 1 (по новому стилю 14) августа 1904 года. Тогда же провинциальный город Витебской гу­бернии Невель официально был объявлен промежу­точной станцией.

Пастеризатор промышленный трубчатый пастеризатор.


Опубликовано 20 Сентябрь 2010 в рубрике История железных дорог

Если Вам интересна эта тема - дополнительный материал Вы найдете в статьях:
  • СТРОИТЕЛЬСТВО ЖЕЛЕЗНОЙ ДОРОГИ ПЕТЕРБУРГ — ВАРШАВА
  • СТАНЦИЯ НЕВЕЛЬ
  • СТРОИТЕЛЬСТВО ПСКОВСКИХ УЧАСТКОВ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫХ


  • Новое на сайте:

  • Погружение в мир ставок и увлекательного азарта
  • Крем Сустарад: для суставов он станет как целебное зелье
  • Калькутта красочная
  • Сочиняшка: сайт где есть всё для любителей литературы и не только
  • Девушки по вызову: почему не стоит пользоваться их услугами?