ЛИНИЯ ДНО — НОВОСОКОЛЬНИКИ
21 мая 1897 года согласно Высочайшему распоряжению министру путей сообщения предписывалось построить железную дорогу Дно — Новосокольники протяженностью в 165 верст с пятью станциями, названия которых не указывались.
Тогда не было железной дороги, соединяющей Петербург, столицу Российской империи, с Белоруссией.
Дорога эта, имеющая важное стратегическое значение, только планировалась. И вот железная дорога Дно — Новосокольники должна была быть первым, хотя и территориально средним ее звеном. Строительство железнодорожного участка Дно — Новосокольники было возложено на общество Московско-Виндаво-Рыбинской железной дороги.
Перед началом строительства дороги Дно — Новосокольники составлялись отношения (договоры), собирались заседания инженерного совета, рассматривалось отчуждение земель под железную дорогу и многие другие вопросы. Кроме того, строительству дороги предшествовали тщательные геологические исследования грунта на всем пути железнодорожного полотна. Результаты этих исследований были опубликованы в журнале «Известия геологического комитета», 1898, №8.
Работы начались весной 1898 года. Не знали тогда мощных подъемных кранов, экскаваторов и бульдозеров. Большинство работ производили вручную, но их объем грандиозный. От Дно до Новосокольников, например, для прокладки пути вырубили 210 десятин леса (1 десятина =1,1 гектара), выкорчевали пней на 56 десятинах. Было сделано 30510 кубических саженей выемок и 236873 кубических саженей насыпей (1 куб. сажень примерно равен 9,6 куб. метра).
При прокладке пути нужно было преодолеть множество препятствий. Только на участке Чихачево — Локня, например, имелось 6 речек, 9 ручьев, 6 оврагов, 4 канавы, болото и т. п. При устройстве земляно-
го полотна препятствия либо засыпались, либо через них строились мосты или подводились каменные трубы для отвода воды.
Около 2 лет велось строительство дороги: вырубались леса, делались насыпи, выемки, завозился балласт, возводились искусственные сооружения, мосты, укладывались шпалы и рельсы, изготовлялись переносные щиты от снежных заносов, возводились станционные постройки. Протяженность ветки 165 верст, но технические требования к ней были не менее высокие, чем к линиям магистрального типа.
Станционные площадки выбирались на прямых горизонтальных частях пути. На станциях предусматривались переезды, сторожевые дома, казармы и полуказармы (в случае военной угрозы дорога приобретала стратегическое значение), колодцы, пассажирские здания, сараи, мастерские по ремонту подвижного состава, ледники, помойные ямы, водопровод, землянки для хранения керосина.
Всего на этой линии было построено 5 железных мостов, 83 деревянных, 11 казарм, 10 полуказарм, 12 сторожевых домов и 29 колодцев.
В строительстве дороги принимало участие население близлежащих деревень со своим гужевым транспортом.
Главным инженером строительства железнодорожного участка Дно — Новосокольники был Степан Августович Штольцман. Архивные документы донесли до нас имена и других инженеров, работавших на строительстве дороги: председатель инженерного совета Николай Егорович Нидермиллер, Отто Андреевич Струве, Балтазар Бернардович Сушинский,
Алексей Васильевич Белинский, Александр Порфи-рьевич Бородин.
На линии Дно — Новосокольники было обустроено пять станций: Дедовичи, Чихачево, Бежаницы, Лок-ня, Насва.
Относительно названий станций: в Центральном государственном архиве указывается, что пустошь Дедовичи — владения казенных крестьян — находится в Порховском уезде. На берегу Шелони, в 3-х км от нынешнего поселка Дедовичи, находятся два населенных пункта: Малые Дедовицы и Большие Дедовицы (так они назывались еще в конце 19-го века). Возможно, от этих населенных пунктов появилось название Дедовичи, которым была названа железнодорожная станция в октябре 1901 года. На станции Дедовичи было построено здание размером 37 кв. саженей, пассажирские и товарные платформы, жилой дом, сарай.
Название станции Чихачево связано с именем видного деятеля Российского военно-морского флота адмирала Н. М. Чихачева, который имел недалеко от нее родовое имение Добрывичи, где он родился в 1830-м и похоронен в 1916 году.
Название станции Бежаницы было дано по имени крупного села Бежаницы, расположенного в 5-ти километрах от железной дороги. В1903 году 1 сентября станция Бежаницы была переименована в станцию Сущево по одноименной ближайшей к железной дороге крупной деревне Сущево.
Недалеко от местечка Сокольники, находившегося в Невельском уезде Витебской губернии, построили железнодорожную станцию Новосокольники на земле Великолукского уезда Псковской губернии. В
Новосоколыгаках построили для военных Дом коменданта, продовольственный пункт на 1000 человек, хлебопекарню. Из гражданских сооружений — казармы, сторожевые будки, паровозное здание.
Всем этим станциям был присвоен 3—4 класс. Штат на каждой станции небольшой: начальник участка, старший дорожный мастер. Все станционные здания были деревянными.
С 3 по 11 сентября 1901 года комиссия свидетельствовала вновь выстроенную железнодорожную линию Дно — Новосокольники протяжением 165,2 версты и удостоверилась в хорошем состоянии рельсового пути и всех сооружений. Управляющему Мос-ковско-Виндавской железной дороги было разрешено открыть на новойлинии правильное движение пассажирских и товарных поездов.
Во Всеподданейшем докладе Министра путей сообщения от 17 октября 1901 года сообщалось, что соединительная ветвь между Бологое-Псковским участком и Московско-Виндавской линией от станции Дно до станции Новосокольники (близ местечка Сокольники) закончена и 11 сентября (по новому стилю 24 сентября) 1901 года открыта для правильного пассажирского и товарного движения. Скорость движения поездов устанавливалась: для почтово-пассажир-ских в 35 верст в час, товарно-пассажирских — от 25 до 27 верст в час, воинских от 20 до 25 верст в час, товарных — около 20 верст в час.
Начальником дороги Дно — Новосокольники был назначен инженер путей сообщения Сумароков Дмитрий Сергеевич, его помощником — фон Рихтер Иван Иванович. Первым начальником станции Дедо-
вичи был Михаил Федорович Лацигин, его помощниками Александр Николаевич Сладков и Иван Степанович Станкевич.
Пуск железнодорожной линии Дно — Новосо-кольники значительно оживил быт и экономику прилегающих к ней районов. Именно железная дорога играла важнейшую роль в перевозке хлебных грузов, льна и льнопродукции, лесных и нефтяных грузов. Она имела и весомое стратегическое значение, что особенно проявилось в годы Великой Отечественной войны. Ветка Дно — Новосокольники стала предшественницей дороги Петербург — Витебск. Начальником управления по строительству Петербург-Витебской дороги был А. В. Белинский.
В конце 1903 года открылось временное коммерческое движение поездов на новых участках (Царское Село — Дно — 218 км; Новосокольники — Витебск — 66 км). Ежедневное беспересадочное движение по всей линии стало возможным лишь в апреле 1904 года. Официальная передача дороги в эксплуатацию состоялась 1 (по новому стилю 14) августа 1904 года. Тогда же провинциальный город Витебской губернии Невель официально был объявлен промежуточной станцией.
Пастеризатор промышленный трубчатый пастеризатор.
Опубликовано 20 Сентябрь 2010 в рубрике История железных дорог
Если Вам интересна эта тема - дополнительный материал Вы найдете в статьях:Новое на сайте: