Местный бюджет губернии.
Значение местного бюджета в условиях нашего Советского государства чрезвычайно велико.Послереволюционный местный бюджет значительно шире и глубже затрагивает интересы местного хозяйства! чем дореволюционный бюджет бывших органов городского и земского самоуправления, которые охватывали лишь часть Отраслей, руководимых в настоящее время местными советами.
Первые шаги к построению местного бюджета были сделаны вслед за переходом к новой экономической политике, когда взамен абсолютной централизации государственных рессурсов стала, постепенно, проводиться система местных средств, с отнесением на них и местных расходов. Однако, еще в I922—23 году местный бюджет, уже оформленный с точки зрения техники его построения, был слишком неустойчивым, как вследствие неналаженности хозяйственной жизни в переходный к плановому строительству момент, так и, главным образом, в виду резкого падения курса дензнаков. Только с 1923—24 года, с переходом к золотому исчислению, удалось создать твердый бюджет. Поэтому характери—стнку бюджета можно начаЛ» лишь с этого года.
Необходимо отметить, что общая скудость экономических рессурсов губернии, преобладающий сельско-хозяйственный уклон ее при низком уровне земледелия, отсутствие значительной промышленности и ра&Еитой торговли, ставят губернию в отношении местного бюджета в невыгодное положение, по сравнению с другими губерниями По мощности своего бюджета Псковская губерния до 24—25 года включительно, стояла на одном из последних мест по РСФСР. Лишь за два последние года получился некоторый сдвиг к середине, но не за счет собственных доходов, а благодаря помощи от государства. По Северо-Западной же области губерния и до сих пор продолжает оставаться на последнем месте.
Доходная часть нашего бюджета составляется из доходов от имуществ и предприятий с.-хозяйственного значения, доходов от коммунального хозяйства, промышленности местного значения, отчислений от госдоходов и гссналогов, надбавок к госналогам и сборам, местных налогов и сборов и пособий из общегосударственных средств. Размер этих налогов, отчислений, надбавок и пособий устанавливается ежегодно соответствующими правительственными актами, в зависимости от состоянии бюджета.
Доходы же от местных имуществ и мероприятий поступают в местный бюджет полностью.
На расходную часть бюджета относятся: содержание всех Исполкомов и большинства их отделов; содержание органов охраны общественного порядка (милиции, угрозыска, мест заключения); содержание судебно-следственною аппарата (кроме Губернских и Окружных судов), полностью народное образование (за исключением отдельных учреждений Профобра); также полностью Здравоохранение и социальное обеспечение; все коммунальное хозяйство; пути сообщения местного значения; большинство мероприятий по сельскому хозяйству, оплата коммунальных услуг по войсковым помещениям и всякие непосредственные и чрезвычайные расходы, связанные с местными мероприятиями.
Приведенный краткий перечень доходных и расходных источников по местному бюджету показывает его тесную связь со всей хозяйственной обстановкой.
Дояодные поступления бюджета зависят ос степени разящим сельсчдиго хозяйства, промышленвостж, торговля, кокмунадьносо хозяйсш* в т. д. Общий рост хозяйства служит базой до» росс» месинора бюджет». Рост месдаого бюджету за последние годы шел довольно быстрым темпом, выражаясь, s ндекведедующда цифрах по губернии:
Анализируя вышеприведенную таблицу необходимо отметить^ что в доходной частя бюджета около */s составляют надбавки и отчисления от государственных налоге» и цособия из центра и около *Js—местные налоги и неналого-. вые доходы. Такое положение обуславливает, болыцую зависимости, губернского местного бюджета от центра (государственных воспособлений), в ставит губернию в невыгодное для культурного и хозяйственного развития^ положение,.’ При крайней ограниченности собственных ере дет & пособия центра не могли прг крыьать полностью всех потребностей губернии. Соответственно вышеуказанному доходу строилась расходная часть бюджета, выражаясь, по годам, в следующих цифрах:
За 1ри года общая сумма бюджета почти утроилась тем самым, финансовое положение мероприятий, отнесенных на местный бюджет, значительно улучшилось. Рост местного бюджета отражался на- сумме расходов яа душу населения следующим’ образом:
Довольно быстрое увеличение бюджета за последние 2 года является, отчасти, результатом более полного выявления собственных доходов, но главным образом идет за счет усиления пособий из центра, в связи с ростом и укреплением общегосударственного бюджета.
Несмотря, однако, на стол»ь значительный рост, бюджет Псковской губернии, по сравнению с другими губерниями Северо Западной (теперь Ленинградской) области, продолжает оставаться самым слабым. Расходы на душу населения за 25/26 год выражались: в сумме: по 4 Р- 52 кч Новгородской—7 P 4° к-> Череповецкой—6 р. 55 к- и Ленинградской—з° Р- 7° к- Такое же, примерно, соотношение сохранилось на 26/27 год>
Рассматривая изменения, происшедшие в распределении средств по отдельным отраслямг видим, что административные расходы с 17,6% в 24/25 году снизились до 144% B 26/27 г.; расходы на охрану общественного порядка снизились с 9>2 Ло Ь%. Снижение это достигнуто в результате сжатия управленческого аппарата. Удельный вес расходов по народному образованию возрос с 2б,з% в 1923/24 году до 30.2 % в 26/27 г., при чем этот последний %, по сравнению с другими губерниями РСФСР, является достаточно высоким. Одновременно с ростом расходов на культурные нужды возрастают расходы и на хозяйственно-производственные цели. Так, по сельскому хозяйству % с 3-4 повысился до 6,4%, на дорожное строительство с 1,3% ДО 2,j%. Местная же промышленность впервые в 1926/27 году получила ассигнование в гооооо рублей, в качестве специального фонда долгосрочного кредитования. На электрификацию выделен такой же фонд в сумме 50000 г- Таким образом, можно отметить передвижение бюджетных средств на культурные и хозяйственные цели, путем сокращения административных расходов.
Однако, слабое состояние бюджета нашей губерний не позволяет отпускать на производственно-хозяйственные мероприятия суммы, обеспечивающие нормальное проведение таковых. Достаточно указать, что сельско-хозяйственная губерния уделяет на нужды с/хозяйства лишь 6 % бюджета, расход на Коммунальное х-во значительно меньше получаемого от него дохода и т. д. В общем же характер нашего бюджета потребительский. Одна лишь заработная платав 1924/25 году составляла $o,j% всего бюджета, а к последннму времени возрасла до 55 %> т* е- больше половины бюджета, а на хозяйстведно^производительные нужды расходуется менее 20% бюджета. На ближайшие годы потребительский характер бюджета будет неизбежно сохраняться. Коренная перестройка бюджета окажется возможной, лишь при весьма интенсивном развитии всех отраслей хозяйства, в более или менее отдаленном будущем.
» В заключение остановимся вкратце на дифференциации бюджета. Губернский бюджет складывается из отдельных бюджетов: губернского центра, губернского города, уездных центров, уездных городов и волостных бюджетов. В последнее время было обращено особенное внимание на усиление и большую
нагрузку низового (волостного) бюджета, а также укрепление бюджетов городов. Приводимая ниже таблица свидетельствует, что цель эта была достигнута:
Приведенные цифры показывают особенно значительное увеличение волостного бюджета, проводимое параллельно с расширением прав низового аппарата и передачей на места хозяйственных функций.
Страницы: 1 2
Опубликовано 22 Сентябрь 2010 в рубрике Хозяйство псковской губернии
Если Вам интересна эта тема - дополнительный материал Вы найдете в статьях:Новое на сайте: