Народное образование, Очерк.
Настоящий очерк имеет целью помочь читателю заострить свое внимание на вопросах организационного характера, связанных с проведением всеобщего начального обучения и с развертыванием сети школ повышенного типа.
Вопросы эти являются составной частью одной из больших проблем, выдвинутых Октябрьской революцией, проблемы о воспитании молодежи в пролетарском государстве. Практическим разрешением ее и партийные, и советские, и профессиональные организации, и отдельные работники были заняты на протяжении прошедшего уже после Октябрьской революции десятилетия, но будет неправильным сказать, что все вопросы разрешены. Часть вопросов, как, например, р программах для школы первой ступени,, о содержании работы ШКМ—более или менее доработаны уже, часть—поставлены и близки к разрешению, например, об общественно-необходимой работе школы, о самоуправлении учащихся и о связи школы с юношеским коммунистическим движением, и, наконец, часть вопросов проработана теоретически и в ближайшем будущем необходимо провести их в жизнь практически, такими являются и выдвигаемые в настоящем очерке.
Вопрос о введении всеобщего начального обучения и о развертывании сети школ повышенного типа ставится и так или иначе разрешается при любом государственном строе и, в зависимости от целевой установки* школы, различны приемы разрешения, одна постановка в крепостной России, несколько другая в период земства—при развитии промышленного капитализма и, наконец, отличающаяся от той и другой в пролетарском государстве.
Однако, учет проделанной работы в прошлом, учет сделанных ошибок и достижений, безусловно необходим, так как это дает возможность организовать работу в дальнейшем с меньшими усилиями, с меньшей затратой денежных средств и времени.
Что и как сделано по народному образованию в период до 1863 г., затем с 1863 — 1900 год и, наконец, с 1900 до Октябрьской революции,— дается в кратком очерке по ка’ждому из этих периодов, в заключение освещается работа после Октябрьской революции и намечаются перспективы, на ближайшее время по проведению всеобщего начального обучения и по развертыванию сети школ повышенного типа.
При составлении очерка использованы материалы Псковского Губерн ского Отдела Народного Образования, Губернского Статистического Бюро, сборник земства „Материалы к вопросам об участии Псковского губернского аемства в развертывании начального народного образования», выпуск 1 и 2-й, издания 1898 г. и 1899 г., материалы по школьной переписи
в 1911 году по Санкт-Петербургскому учебному округу „Однодневная перепись начальных школ в империи», Санкт Петербург, 1913 года, доклады и постановления земских собраний за 1907 и последующие годы и другие материалы земства.
Нужно еще добавить, что в получении материалов по Велижскому, Невельскому и Себежскому уездам, присоединенным к Псковской губернии в 1924 году, встретились непреодолимые препятствия, а поэтому пришлось ограничиться самой беглой наметюй по школьной работе, проделанной в этих уездах в дореволюционный период.
1. Период до 1863 года.
Начало школьного обучения в Псковской губернии относится к 1786 г., когда были открыты так называемые „народные училища» в Пскове. В ближайшие годы такие же училища были открыты и в других городах: в Острове. Торопце, Порхове, В. Луках и Оиочке. Правда, еще лет за 70 перед этим, при Петре, была открыта цыфирная школа для детей посадских людей, но через несколько лет она закрылась, было выполнено желание посадских людей, подававших чеяобитную о закрытии школы. Народные училища предназначались для детей чиновников и обывателей (мещан) городов, о школах же для .холопов», крепостных крестьян, вто время никому и мысль не приходила, а если находились такие отдельные чудаки, то их карьера кончалась тюрьмой или ссылкой, напр., Радищева.
Количество учащихся в 1785 г. было 63, в 18^2 уже 386, один на 1600 жителей. К 1815 г. во всех семи уездных городах было по 1 школе, во Пскове 3. Учащихся в 1827 г. было 640, из них 78 девочек.
Каков же состав учащихся по социальному признаку? В 1826 п» в Псковской гимназии училось детей офицеров 15, купцов 6, мещан 4, свободных людей 5. Дети крестьян и мастеровых совершенно отсутствуют. Такой же состав был, очевидно, и в других школах. Дети дворян и богатых купцов учились дома, школ не посещали. Только через 50 лет носле открытия первой школы во Пскове стали появляться они и в сельских местностях, в селениях государственных крестьян и в промышленных центрах. Назначение их было—подготовка сельских и волостных писарей, а позднее—еще и помощников фельдшеров и землемеров.
К половине XIX столетия (1853 г) по губернии имелось 22 городских школы с 2206 учащихся и 38 сельских приходских училищ с количеством учащихся 884 человека. Один учащийся приходился на 251 жителя, мальчиков училось в 4 раза больше, чем девочек.
Следующим моментом в продвижении вперед школьного дела был 1861 год (падение крепостного права) За год до этого момента были открыты первые женские училища в Пскове, Опочке и В.-Луках, узаконено и практически проведено разделение полов при обучении. Потребность в обучении девЪчек стала очевидной.
Шестидесятые годы внесли большие изменения во взаимоотношения сельского населения в связи с падением крепостного права, хотя бы и формально и особенно с появлением земства, которое в деле народного образования вплоть до Октябрьской революции играло решающую роль. Что же имелось в Псковской губернии ко времени установления земских учреждений, т. е. к 1864 году?
Приведем данные, касающиеся сети городских и сети сельских шкод за 1868 год (материалы собраны Псковским Губстатбюро).
Из приведенных данных видно, что в ЗВ городских школах обучалось 2701 человек. Детей возраста 5—15 лет считалось около 970, т. е. до 30% их находилось в школе.
Не то по в>ей губернии: здесь процент обучающихся равнялся, приблизительно, трем: один ученик на 35 детей соответствующего возраста.
Приведенная сеть говорит: 1) что школа была сословная: для дворян и чиновников—гимназия, для служителей культа (православного духовенства)—духовная семинария и духовные училища, для остальной массы— начальная школа; из всех обучающихся детей было дворян—6%, духовенства— 17%, купцов—3%, мещан—11% и крестьян 63%; 2) школа сосредоточена преимущественно в городах, главным образом, в губернском центре, в деревне одна школа приходится на 7800 крестьян, один грамотный в городах приходился на 26—30 че.ловек, а по всей губернии на 117 человек (в Псковском уезде на 104 ч., а в Островском на 150); 3) девочки в школах составляли сравнительно небольшой процент: в городе— 15%, в деревне—18%. Деревня дает большой процент девочек от всего количества обучающихся, город же меньший: объясняется ато явление тем, что в средних школах, находящихся исключительно в городах, преимущественно обучались мальчики, а кроме того, дворяне, чиновники, куп цы и т. п. нетрудовой элемент, выражаясь на современном яз.^ке, предпочитали учить дочерей дома пли в пансионах, здесь не учтенных. Учащих в 1863 году было 483, из них в городах 175 (154 мужч. и 21 женщ.)-и в деревне 308 (275 мужч. и 33 женщ.).
2. Период 1864—1900 год.
Характеристика сети.
Сеть городских школ в 1885 г.
На 100 школ светских приходилось 113 школ духовного ведомства.
По количеству школ в 1898 г. Псковская губерния занимала среди 34-х губерний, имевших земство, 33 место, ниже стояла только Олонецкая губерния. Одна школа приходилась на 69 кв верст, на одну школу приходится 2066 жителей. Псковская губерния занимает здесь 34-ое, последнее, место среди земских губерний.
Лучшими школами признавались земские и министерские, затем идут* церковно-приходские и, наконец, школы грамоты. Последние былрг явно-неудовлетворительны.
Опубликовано 22 Сентябрь 2010 в рубрике Хозяйство псковской губернии
Если Вам интересна эта тема - дополнительный материал Вы найдете в статьях:Новое на сайте: