Народное образование, Очерк.
В .отчете за 1898 год Торопецкая земская управа пишет: „Только земские и министерские училища хотя сколько нибудь подготовляют учеников-, что же касается школ грамоты, то те только обучают грамоте, да и то, вследствие краткости обучения, не вполне достаточно. Жалованье учителям школ грамоты слишком мало, вследствие чего на вакансии означенных учителей идут только те, кому уже деться некуда, а от этого-сильно страдает и общеобразовательное дело. Учителя школ грамоты н& подготовлены к педагогической деятельности, но и грамоту-то не вполне-усвоили».
Для характеристики охвата школой детей школьного возраста даем за 1897 — 98 учебный год следующую таблицу:
Таким образом, в среднем школа губернии вмещала всего 50 человек, в то время, как детей школьного возраста на одну школу приходи-лось 165 человек.
Учащиеся.
В школах министерских и земских помешалось 3/s всего обучавшегося в начальных школах количества детей и церковно-приходских 2Д>.
По различным школам губернии учащиеся распределялись так: городские приходские школы—8,7%, министерские—3 2%, земские и частные— 49,7%, церковно-приходские—33,3%, школы грамоты—5,1%, из них было в ведении министерства народного просвещения 61,6% ив ведении ведомства православного исповедания 38,4%.
Распределение учащихся по полу в среднем по губернии было таким: мальчиков— 81,4%, девочек—18,6%; в городских школах1 мальчиков— 59,3% и девочек 40,7%, в сельских мальчиков—83,3% и девочек 16,7%. Процент учащихся девочек в городских школах значительно выше, чем в сельских. Об’ясняется это тем, что материальное положение жителей городов было несравненно лучше, чем положение крестьян, что потребность участия девочек в хозяйственных работах в городе меньше, чем в деревне и, наконец, уровень сознания населения города был выше, чем в сельских местностях.
По относительному количеству обучающихся в школах девочек Псковская губерния стояла на ’27 месте в ряду земских губерний.
Средний % обучающихся девочек по всем губерниям был 18.
Преобладающий возрастом учащихся был Ю, 11 и 12 л.; мальчиков этого возраста обучалось—72%, девочек—71%.
Распределение детей по группам было следующее: 1 гр.—49,7%, -2 гр.—33,6% и 3 гр.—16,7%.
Количество выбывающих ежегодно до окончания курса было 17.6% м окончивших—14% от всего количества учившихся.
Причиной выбытия являлось: платность в некоторых уездах, плохое состояние школьных помещений и, вследствие этого,болезнь детей (10%), бедность родителей (П%), помощь родителям в работе (2Р%), воля родителей (без об’яснения причин—27%), далее идут плохие способности, перемена местожительства и т. д.
Библиотеки.
Обеспеченность библиотек книгами выражалась следующими цифрами:
На 1 школу
1 уч-ся
Учебники ученики получали бесплатно, за исключением Холмского уезда, где они покупались учащимися Б негодный расход земства на приобретение учебников и пособий составлял в среднем на одну школу ?4,4 руб., на ученика 1,13 рубля. На учебники шло 0,6 этой суммы, на учебные пособия и письменные принадлежности 0,4. За один год тратилось на эту надобность по губернии 12—14 тыс рублей.
Школьные помещения.
На успешность учащихся и на количество посещающих школу и оканчивающих ее большое влияние оказывает состояние школьных помещений.
Для характеристики состояния школьных зданий приводим следующие данные:
По характеру недостатков земскиге управы неудобные помещения распределяют на такие категории: тесные (40%), холодные (22%), сырость, темнота, отсутствие вентиляции (20%), тесны и холодны (11%), тесны и темны (6%).
.Большинство земских училищ помещается в обыкновенных крестьянских, избах и только вследствие безденежья земства могут быть тер-шшы*, говорится в докладе Островской земской управы, эта характеристика была применима к школам большинства уездов.
Грамотность населения.
По грамотности губерния стояла на последнем месте. В среднем по-России в то время приходилось грамотных 3 человека на 100 душ населения, а по Псковской губ. лишь 1,7 чел на тоже количество населения. Имеются интересные данные о состоянии грамотности по 3 нижеуказанным уездам:
Таким образам, */* часть деревень не имела- ни одного грамотного. 3/б ни одного учащегося и в */з всех деревень не было ни одного грамотного взрослого и ни одного учащегося.
Хотя показатель грамотности новобранцев еще не является решаю щим для установления грамотности всего населения, т. к. относится только к мужчинам и то лишь одного определенного возраста, но все же «равнение этих сведений о аналогичными данными по другим европейским странам свидетельствует об отсталости в деле просвещения всей царской России, в том числе и Псковской губернии.
Неграмотных новобранцев в восьмидесятых годах было: в Германии -0,6%, во Франции—9,4%, в Италии—42,0%, в Европ. России —68,0% и в Псковской губернии—71,4%.
; Учащие.
Приводимая ниже таблица показывает степень обеспечения школ преподавательским персоналом:
Сеть министерских и земских школ в, 1897 году и количество учащихся.
Из общего количества преподающих 41,8% было так называемых законоучителей (священников, дьяконов, пасторов и т.п. лиц) и 58,2% учителей и учительниц. В составе преподавателей начальных школ было 46% учителей и 54% учительниц (кроме законоучителей, которые в расчет не принимаются).
Образовательный ценз учащих (в%%):
70% учителей окончило учительскую семинарию, остальные 30% главным образом, из окончивших городское или уездное училище. И» учительниц, окончивших среднюю школу (гимназия, епархиальное училище), насчитывалось 42% окончивших прогимназию и др. низшие школы— 58%.
По социальному составу учащие подразделялись на следующие сословия: крестьян—27,5%, мещан—27%, служителей культа—18%, дворян, чиновников и др. 27,5%.
Зарплата учителя выражалась в следующей сумме (по данным ди»-рекции народных училищ):
Из таблицы видно, что оплата труда учителей значительно выше, чем оплата труда учительниц. Высшую ставку получают 55,2% учителей: и только 26,7% учительниц. Лучше оплачивались учителя в Псковском, Новоржевском и Опочецком уездах (средняя зарплата 300 р.), хуже—в Торопецком и, особенно, в Холмском (средняя зарплата 150 р.).
Кроме зарплаты, 86% учащих имели казенную квартиру, а 14%— найимали ее за свой счет. Более 75% квартир состояли из одной комнаты.
Учебный год и нагрузка учителя.
Точно установить продолжительность учебного года нельзя, возможно привести только приблизительные данные Псковского об-ва вспомоществования учащим.
Норма министерства была 180 дней.
В учебное время на классные занятия учитель тратил более 80 часов в неделю: на главные предметы 29—34 часа и 5 часов на второстепенные (пение, рукоделие и т. д.)- Министерство же указывало норму 21 час в неделю.
Краткость учебного года заставляла работать ускоренным темпом, причем результаты от такой работы (чрезмерная перегрузка уч-ся) могли -15ыть только отрицательными. Учителя кроме классной работы должны были еще готовиться к занятиям и проверять работу учащихся.
На народное образование отдельными земствами расходовалась следующая часть своего бюджета: за 1899 г. Псковское земство—23,6%, Порховское—7,4%, Островское—15,4%, Оиочецкое—22,7%, Новоржевское— 18,4%, Великолуцкое—26,4%, Торопецкое—13,5% и Холмское—9,1%. В среднем по губернии 17,§%.
Расходы распределялись так: содержание учителей—55,8%, содержание школьных помещений—22,9% и прочие расходы—21,3%. В статью! „прочие расходы» входит содержание общежитий, ночлежных комнат и др.
Содержание церковно-приходскях школ обходилось значительно дешевле, например; стоимость одного ученика земской школы по Олочец-кому уезду равнялась 5 р. 50 к.
Выводы. 1. За 35 лет работы земства:
а) сеть сельских школ возрасла с 270 до 529, т. е. на 90%, количество учащихся с 4081 до 252-28, т. е. в шесть раз;
б) охват детей школой увеличился в 10 раз: вместо 3 учащихся на каждые 100 детей стало 30;
Опубликовано 22 Сентябрь 2010 в рубрике Хозяйство псковской губернии
Если Вам интересна эта тема - дополнительный материал Вы найдете в статьях:Новое на сайте: