в)  расход   на одного   учащегося   увеличился   с 3 р. 13 к. до 10 р. 40 к, т. е  более чем в 3 раза.
2. Земство проявило большую заботливость о поднятии грамотности сельского населения.
/$. Поставленная земством задача—введение всеобщего обучения—ока-залаеь в условиях самодержавного строя совершенно неразрешимой
3. Период 1900—1917 г.
События мировой важности этого периода—русско японская» война и революция 1905 г., империалистическая война со всеми вытекающими ий нее последствиями—не могли не отразиться на развитии народного обра­зования во всей   России, в том числе и в Псковской губернии.
В качестве очередной задачи в этот период, как и в предыдущий, ставится введение всеобщего обучения. Этот вопрос выдвигается государ­ственной думой второго созыва, но безуспешно: к основному тормазу — противодействие самодержавия—прибавляется другой полное отсутствие средств, поглощенных двумя войнами этого периода.
Однако, темп развертывания сети начальных школ в-этот период усилился в среднем в 7 раз по сравнению с последним -десятилетием XIX века. По данным однодневной переписи на 18-1 191 Г г. _ сельских школ по губернии было 1050, развитие сети шло таким темпом’
Наибольшее количество открывается министерских и земских школ, ежегодно в среднем по 31 школе. Наибольшее количество школ открыто в 1910 г., средний ежегодный прирост 42 школы.
Количество сельских* школ, состав учащих и учащихся в 1911 г. по уеадам распределяется так (данные на 18/1).
Сопоставляя сеть школ и количество учащихся 1911г. о тазовым же аа 1898 г., мы видим, что количество начальных школ удвоилось,   а   ко­личество учащихся увеличилось на 117%.
Движение сети городских школ до 1911 года:
За тот же период наблюдается несравненно более быстрый рост средних учебных заведений, обслуживающих, главным образом, детей дворян и более крупной буржуазии, а именно:
Число учащихся школьного возраста (8—11 л).
К 1/1 — 1911 г. по IIci,овсжй Г}бе]вии всех детей возрастаот8—11 л. 134412,  обучается в школе детей этого возраста   37146, т. е. 30%.
Псковская губерния по количеству обучающихся стоит ниже сосед­них. Отношение учащихся к детям 8—11 л. по губернии СПБ—60%, по губ. Новгородской— 47,7%.           ‘
Общая грамотность по Псковской губернии увеличилась: грамотных новобранцев было в 1897 г.—39,6%, в 1907 г.—58%.
Учащихся в 1911 г. было 3,98% от всего населения, тогда как в 1897 г.—2,5%.
Число окончивших начальную школу в 1910 г. по отношению к об­щему количеству учащихся составляло 12,9% (мальчиков—14Д%, дево­чек—10,2%), по сравнению с предыдущим периодом количество окончив­ших школу уменьшилось на 1%.
Выбыло, не окончив школы, в среднем 57,9% учащихся, отдельно мальчиков—54.4% и девочек—66%.
Распределение учащихся по группгЙг.
Таким образом, не только для деревни, но и для города школа осталась трехлеткой, причем даже до третьей группы доходило небольшое количество уч-ея (вместо норм. 25% в сел  шк. 16 и 11%).
Социальный состав учащихся: крестьяне—89,3%, мещане—8,5%, дво ряне и чиновники—0,8%, духовенство-0,9%, купцы—0,9% и прочие— 0,1%. Значит, дети, принадлежавшие к привилегированным сословиям, занимали в начальной школе незначительное место Они обучались на дому и в подготовительных классах средних учебных заведений.
Средняя продолжительность учебного года осталась без лзменения и составляла 149 дней В городских школах она равнялась 168, а в сель­ских 146 дням.
Продолжительность курса обучения в низших школах   была такова:
Таким образом, с курсом более 3 лет имелось только 6,1% школ, тогда как в СПБ губернии таких школ было 33,2% и по Новгородской—23,1%.
Библиотеки.
Имевшиеся в школах библиотеки содержали книги трех видов: книги для внеклассного чтения, учительские библотеки и народные библиотеки. По переписи на 18/1—1911 г. о первых двух видах библиотек имеются та­кие суммарные данные (имеются в виду 973 школы, кроме школ грамоты, которые в расчет не приняты):
Учебные пособия имелись в 750 ^школах, средняя стоимость их на одного ученика—31,9 кои. Расход на все книги и учебные пособия в среднем выражался на 1 школу в 46,3 руб.
Школьные помещения.
Большой разницы между состоянием школ в 1898 и L911 г. нет. Имеется некоторое ухудшение, т. к постройка школьных зданий далеко отставала от быстро развертывавшегося открытия новых школ. Количество наемных зданий значительно увеличилось, а вместе с тем ухудшились санитарные и др. условия школьных помещений. Об этом свидетельствует ниже приведенная таблица
Состояние школьных зданий-
Количество всех учащих в 1911 г. по губернии было 1.229,   из   них учителей 385 или 31% и учительниц 94^ или 69%, причем процент учи-t телышц   значительно   повышается   в церковно-прихбдоких   школах,   по •сравнению с 1898 г. число учительниц с 54% увеличилось до 69%.
Образовательный ценз учащих (в %%).                    ‘.
Средняя по губернии.
Приведенные цифры показывают значительное повышение зара­ботка учителя. Но улучшилось ли в связи с этим материальное поло­жение учителя. Вопрос этот обсуждался в то время не раз и. мнение учительства было такое, что по сравнений с 90 годами прошлого столе­тия положение учителей ухудшилось. В „Вестнике Псковского губерн­ского земства» за 1912 г. учитель Орехов пишет: „Большинство учителей начальных школ получают 360 р. в год; за вычетом около 22 р. в мини­стерскую пенсионную кассу, месячный бюджет учитедя равен 28 р. Оклад этот лет 15—80 тому назад мог бы считаться „приличным» й, при изве­стной экономии, учитель, пожалуй, имел бы возможность отложить что либо на черный день. Материальное положение народного   учителя,   по-
лучающего теперь 28 р. вместо прежних 15—20, вряд ли изменилось к лучшему». Далее приводится такое сравнение: з Холмеком уезде в 1897 г. за стол платил учитель 3 р., а в 1912 г. там же—15 р. Стоимость про­дуктов за это же время изменилась:
1897   г.
1912  год
К этому нужно еще добавить, что в средних учебных заведениях за обучение детей с учителя стали брать плату (раньше его освобождали), бесплатной квартирой пользовалось уже меньшее число учителей: из 11241 учащего квартиру имели 900, т. е. 72%, размер квартиры тоже уменьшился—подавляющее большинство квартир состояло из одной ком­наты.
В общем же положение сельского учителя в период 1900—1917 г. было хуже, чем в период предыдущий.
К достижениям периода надо отнести организацию губернских курсов по естественно историческим наукам: в 1911 г. яа 28 учащих и в 1912 г, на 75 учащих. Проезд на курсы и обратно и помещение было за счет земства, питание же за собственный счет курсантов.
Расходы на народное образование.
Общая сумма расходов на народное образование по 1014 шк. (всего 1050 школ, но даны сведения только по 1014 шк.) выражалась в 629.464 р. По отдельным статьям расхода эта сумма распределялась так: содержа­ние учащих—67,2%, наем и содержание помещений—22,3%, книги, пись­менные прийадлежности и учебные пособия—8,4%, постройка и оборудо­вание школ—0,4% и прочие расходы—1,7%.
Средний расход на 1 школу и 1 учащегося за 1910 год.
1)  Расход по Псковской губернии на одну школу почти на 10% ни­же Новгородской и в 3,5 раза меньше СПБ-ой.
2)  По сравнению с 1898 г. расход на 1 ученика повысился на 14,3%.
3)  Расход по народному образованию   на душу   населения в городе почти в четыре раза выше, чем в деревне.
4)  На содержание   учителей вместо 55,8% всей сметы в 1898 г.   па­дает в 1910 г. уже 67,2%.
Расходы по содержанию шкот покрывал-ись из следующих   источни­ков: государств, казн.—45,1%, земством—40,7%, города—4,8%,   сельские об-ва—о,8%, церкви и монастыри—1,7%, частные лица 4,1%,   плата за учение—2,3% и прочие поступления—0,5%.
Но отдельным уездам и земствам в 1910 г. бюджет народного обра­зования (на содерж. 1016 шк) выражался в следующих суммах:
J) Сопоставляя расходы земства и количество школ, видим, что лучше всего обеспечивались земством школы Псковского и Островского уездов, а хуже Торопецкого и Холмского.


Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8

Опубликовано 22 Сентябрь 2010 в рубрике Хозяйство псковской губернии

Если Вам интересна эта тема - дополнительный материал Вы найдете в статьях:
  • ШКОЛЬНЫЙ  КРАЕВЕДЧЕСКИЙ МУЗЕЙ
  • ОБЩЕСТВО И ШКОЛА НЕРАЗДЕЛЬНЫ
  • СТАНЦИЯ ВЕЛИКИЕ ЛУКИ


  • Новое на сайте:

  • Рекомендации по выбору стиральной машины автомат и продлению ее срока службы
  • Как выбрать блок-хаус?
  • В Пскове началось историческое ориентирование
  • Изучение истории Псковского края в послереволюционный период
  • Рыбное хозяйство Псковской губернии.