2)  Благодаря довольно быстрому развитию школьной сети,   увеличи­лась доля расходов на народное образование,   падающая на счет государ­ства (до 45,1% с 4,1% в 18J7 г.).
3)  За 14 лет расходы земств на народное   образование   увеличились лишь на 124 тысячи рублей по губ, т. е. ежегодно в среднем на 9.000 р.
После 1911 г. школьная сеть растет тем же темпом, что за первое десятилетие XX столетия и достигает наивысшего развития в 1913 г., а именно: средних школ—21, низших и начальных—1223 (низшие школы городские училища, прогимназии, двухклассные школы и т. д.).
Начиная с 1915 г. расширение сети школ всех типов прекратилось. Причиной этому была империалистическая война: количество средств, отпускавшихся школам от государства, сократилось до минимума, зем­ство же с большим трудом могло содержать и прежнюю сеть, учителя были призваны на военную службу и заменены малоопытными учитель ницами, часть школ и довольно значительная, была занята для военных надобностей и часть школ, за неимением помещений, закрыты или совсем, или временно.
Как воййа уже в 1914 г. отразилась на состоянии школьного дела видно из следующих данных по 7 уездам Псковской губернии, кроме Новоржевского, за 1911 и 1914 г. г.
Количество школ сократилось на 15%, учащихся более  чем на 50%.
4. Период с 1917 года.
Работа по перестройке школы началась в Псковской губернии лишь <о 1918—19 г., т. к. до этого времени Псков и часть территории губернии •были оккупированы германской армией
Перерегистрация в конце 1918 г. сохранившейся во Пскове сети школ дала следующую картину:
Новая школа только что стала создаваться, но летом 1919 г. появи­лись банды »батьки» Булак-Балаховича и все сошло на смарку. Только к концу 19^0 г. в Псковской губернии окончательно закрепилась единая трудовая советская школа.
В 1919—20 г. существовала по губернии следующая сеть школ и др. детучреждений (на 1 января 1920 г. по данннм Губстатбюро):
По количеству детей в школах I ступени сеть соответствовала 1910—11 уч. году, а по количеству школ—1914 г.
Нужно оговориться, что по данным ГубОНО школ было 1.483, а уча­щихся 20 875. Если данные Губстатбюро приуменьшили сеть, т к. не вс& школы дали сведения, то данные ГубОНО чрезмерно преувеличены.
За последнее 10-летие  сеть школ I ступени   на   территории   Псков-* ской губернии изменялась следующим образом (данные ГубОНО):
Примечание: а) Всюду включены младшие группы школ 7летокг школы транспорта учтены только в данных по 1926—27 г. (5 школ— 28 комплектов—757 учащихся); б) до 1923—24 года сведения даются по губернии в прежних границах (8 уездов), а с 1923—24 г.—с при­соединением з уездов бывш. Витебской губернии.
Из приведенной таблицы видно, что’в отношении роста сети школ’ I ступени за последнее 10 летие было 3 «периода. 1-ый—с 1918 по 1921 г., характерный стихийным ростом количества школ и клиентуры; 2-ой пе­риод-с 1920 по 1923 год, когда сеть катастрофически свертывается, это-время, когда школы содержались самим населением на договорных нача­лах и 3-ий период—с 1923 по настоящее время, характерный плановым развертыванием сети. К концу 10 летия имеем следующие достижения: школьная сеть увеличилась на 483 комплекта, количество учащихся на 20984.
Значительно увеличилось количество школ с 4 летним курсом: такг по данным 1911 года из общего количества начальных школ числилось-С 3 летним курсом 93,9%, в 1924—44%, В 1925—50%, а В 1926—27 году 50%, остальные школы с 4 летним курсом.
По данным ГубОНО за тот же период количество школ было 1523,-комплектов—2408, учащих—2408, из них учителей—637 и ^учительниц— 1771, учащихся—102 454, из них мальчиков—64.101, девочек—39.073-Расхождение цифр ГубОНО я Губстатбюро получается вследствие того, что статбюро не учтены младшие группы школ 7 леток, причисленные ГубОНО к сети школ I ступени
Учащиеся. Существующей школьной сетью к 1926—27 году охваты­валось имеющихся детей в возрасте 8—11 лет по городам 90% при фак­тической 4-летней посещаемости. По сельским местностям при фактиче­ской посещаемости в 2,7 года Охват достигает 7э% и при условии 4 лет­ней посещаемости охват детей школьного возраста составляет 55%. Сред­ние данные по губернии: при фактической посещаемости охват 76,556, при 4 летней—58,5%.
В отношении распределения учащихся по полу имеются следующие данные:
По сравнению с дореволюционным временем процент девочек уча­щихся значительно вырос, однако, он еще не может быть признан доста­точным, особенно в деревне. По возрасту учащиеся распределялась в 1926-27 году следующим образов: моложе 8 лет—1,2%, 8 лет -8,2%,. 9 лет—13,6%, 10 лет-22,1%, ц лет—22,2%, 12 лет—2<>%, 13 лет- 8.8%, 14 лет—2,5%, 15 лет и выше—0,4%, не известен возраст—1°/0. Переро­стков (выше 11 лет) числится в городах 30%, в сельских местностях— 29%.
За 3 последние года о возрасте уч ся имеем такие данные   (в % %):
По отдельным уездам количество переростков: 1924— 25 г. в Порхов-ском уезде 21%, в Псковском—26%, в Торопецком— 46%.
Социальный состав учащихся: крестьян 88,2%, из них детей сред-няков—56,3%, бедняков —38%, зажиточных—4,4%, батраков—],3%, слу­жащих— 4,2о/о, рабочих—2,5%, ]*емесленников—1,9 %, торговцев—0,8%, лиц свободных профессий—0,4%, лиц, состоящих на социальном обеспе­чении—0,4%, прочих—1,6%.
По отдельным группам (классы) учащиеся распределяются так: в I группах из общего количества учащихся числится 4;i,3%, во II—31,3%, в III—1Р,4% и в IV—6%. В сравнении с дореволюциозным временем (имея в виду школы министерские) несколько возрос процент учащихся в 3 и 4 группах: в 3-й на1% ив 4-й на 2%. Отсюда следует сделать два вывода: 1) средняя продолжительность обучения учащихся в школах в данное время несколько выше дореволюционных; 2) средняя про­должительность обучения вообще еще низка, равняясь 2,7 года по сель­ским местностям и 3,9—по городам.
Продолжительность обучения мальчиков значительно выше, чем де­вочек, что видно из нижеследующих цифр: на 1 декабря 1926 г. в пер­вых группах обучалось мальчиков 57,lo/o, девочек—42,9%, во 2 группах мальчиков—64%, девочек—36%, в 3-х группах мальчиков—72%, дево­чек—28%, в 4-х группах мальчиков—67,8%, девочек—32,7%.
В течение 1926—27 учебного года из школ выбыло до 20% учащих­ся, причем из общего числа выбывших было девочек—36,8%, мальчи­ков— 63.2%. Основными причинами выбытия уч-ся являются: занятость в домашних работах, работа по найму, отсутствие одежды и обуви.
Участие школьников I ст. в детском и юношеском ком,цвижении вы­ражается следующими данными: членов и кандидатов ВЛКСМ 0,8%, нио-леров—14 3%, октябрят- 1,5% и беспартийных—83о/в
Учащие. По данным переписи на 1/Х—26 г. имеется по губернии учащих 2810, из них мужчин—613 или 26,5%, женщин—1697 или 73,5%. Процент женщин по сравнению с 1911 г. еще увеличился, об’ясняется такое явление недостаточной оплатой учительского труда, вследствие этого мужчины ищут работы в других, лучше оплачиваемых отраслях труда. Но образовательному цензу учащие распределяются (в %%):
По стажу учащие распределяются на следующие группы; 1—5 ж.— 32,3%, 5—10 л.—25,6%, 11—15 л.—14,7%, 16—20 л.—-10,4%, свыше 20 Л.— 11,4% и неизвестно—5,6%.
Таким образом, 59% учащих (со стажем до 10 л.) начали работу в школе в после революционный период.
Заработная плата но школам I ступени изменялась за годы револю­ции так:
И, наконец, в текущем 1927—28 г.—528 р.   За   пять   лет рост в 2,6 раза, но до средней зарплаты 1911 г., выражавшейся по земским школам в сумме 360 р., что по теперешнему курсу составит   около    700 р.,   зар плата еще не доведена.
Бюджет. На школы I ступени за 1926—27 год по губ. израсходовано 1.830.000 р., что составляет 52,3% всего бюджета Соцвоса. Главные статьи расхода: зарплата, соцстрах и местком—73,5%, капитальный ремонт и но­вое строительство—7,8%, учебные расдоды—5,9%, хозяйственные и дру­гие расходы—12,8%-
Снабжение   школ   учебными    пособиями   п   письменными   принадлеж­ностями.


Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8

Опубликовано 22 Сентябрь 2010 в рубрике Хозяйство псковской губернии

Если Вам интересна эта тема - дополнительный материал Вы найдете в статьях:
  • ШКОЛЬНЫЙ  КРАЕВЕДЧЕСКИЙ МУЗЕЙ
  • ОБЩЕСТВО И ШКОЛА НЕРАЗДЕЛЬНЫ
  • СТАНЦИЯ ВЕЛИКИЕ ЛУКИ


  • Новое на сайте:

  • Рекомендации по выбору стиральной машины автомат и продлению ее срока службы
  • Как выбрать блок-хаус?
  • В Пскове началось историческое ориентирование
  • Изучение истории Псковского края в послереволюционный период
  • Рыбное хозяйство Псковской губернии.