Отпускаемых по местному бюджету средств (в 2924—25 г. , 97 к. на ученика, в 1925—26 г. 1 р, в 1926—27 г. 1 р. 15 кЛ хватает лишь на снабжение школ учебниками и письменными принадлежностями в раз­мере 60—70%» а на другие учебные нужды средств совершенно не остается. Большая помощь была оказана НКН-ом: в 1925—26 г. получено от НКП письменных принадлежностей такое же количество, какое было заготовлено на средства местного бюджета, а в 1926—27 г. на сумму,, равную 60—70% местных средств. В 1926—27 г. на сметные средства бы­ло приобретено письменных принадлежностей из расчета на каждого ученика: Книг- -2, тетрадей*— 6, карандашей—1, перьев—5, бумаги раз ной—4 листа,   ручек, чернильниц, красок и т. д.—небольшое количество.
Школьные здания. Государственных зданий- имеется—64%, наемных— 36%. Из всех казенныхузданий только 54,6% плановых, специально-по­строенных для школ. Прочие лишь более «ли менее приспособлены для^ нужд школы (бывш. помещичьи дома, приобретенные у крестьян дома и т. п.); за редкими исключениями все они мало удовлетворяют требова­ниям школьной гигиены. Казенные здания, особенно специально-приспо­собленные, износились и в среднем 25—30% их’нуждаются в капиталь­ном ремонте (по некоторым уездам до 70—80%). Ваемные здания в гро­мадном большинстве представляют из себя обыкновенные крестьянские избы в одну комнату с низким потолком и маленькими окнами и совер­шенно не удовлетворяют школьным требованиям.
Постройка новых зданий имела место только за последние два года. Всего построено за это время по губернии 24 школы и 15 начато строить, на что израсходовано в 1925—26 г. 90.077 рублей, в 1&’&—27 г.—87.743р. по местному бюджету и ощущена сосуда в 70.000 р. Капитально отремон­тированы за последние два года 10—15% зданий, израсходовано на это деле В ,1924—25 Г. 22.465 р., 1925—26 Г.—45.006 р. И В 1926—27 Г.— 72.221 р. Мелкий текущий ремонт производился в течение всего десяти­летия, но особенно интенсивно за последние три года.
Школьный инвентарь. Инвентарем школы снабжены недостаточно, а имеющийся нуждается в ремонте на 50—60%. Так, например, более или менее пригодных парт имеется только на бЗ.взо учащихся, т. е. не хва­тает 33%. Парты самых разнообразных систем и большинство из них не удовлетворяют гигиеническим требованиям: имеется да 8000 парт 3-х и даже 8-ми местных. Шкафы имеются в 46°|0-школ.
В период империалистической и гражданской войны инвентарь   был расхищен или йоломан, или,  наконец, пришел в ветхость от времени. За,-последние годы пришлось заводить заново баки,   кадки,   ведра   и   т. п. вещи домашнего обихода и в настоящее время всем этим   школы   снаб­жены удовле1Ворительно.
Сельскохозяйственного инвентаря в школах ничтожное количество: 11 плугов, 4 бороны, 3 телеги и 231 лопата.
Земельные участки имеются при 70% школ, средний размер участка—• 1,9 десятины. Нз-за отсутствия в школах необходимого инвентаря и средств на обработку’участков, а также по недостаточному знакомству части учительства с сельским хозяйством, 55,8% всех участков сдается в аренду ВИК’ами, 11,8% совершенно пустует и только 32,4% используется школами полностью или частично (20,2% обрабатывается зав. школами, 3,6% учащимися и 8,6% коллективом педагогов школы).
Продолжительность учебного года. Средняя продолжительность учеб­ного года в сельских школах за 1926—27 г. 165 уч. дней, в городских— 195 дней. По сравнению с 1925—26 г. в сельской местности имеется уве­личение на 10 дней, а с 1911 г. на 17 дней. Занятия в большинстве сельских школ начинаются в период 25 сентября—10 октября, а в город­ских 1—5 сентября; кончаются в сельских школах 1—10 июня, в город­ских—15 июня. В сельских школах в начале учебного года, примерно не­дели 2—3 и в конце, начиная с конца апреля, посещаемость учащихся доходит до 50%, а в отдельных районах (хуторских) и до 30—40%. Основ­ной причиной этого является занятость детей работой по домашнему хо­зяйству (полевые работы, няньки, пастухи и т. п.). Похзещаемость детей в зимнее время по сельским школам равна 80—90% и по городским школам до 95%.
Программы Е. Т. Ш. С 1918 по 1923 г. школы I ступени Псковской губернии работали по программам пятилетки и семилетки, составленным ГубОНО на основе бывш. министерских программ. Основными особенно^ стями этих программ были—оторванность от окружающей жизни и совре­менности, предметное построение. С 1923 года школы стали частично ориентироваться на программы ГУС’а, проводя комплексные занятия. До 1924—25 г. программы ГУС’а введены были только в первых и во вторых группах. Первые годы работы по ГУС’овским программам характеризуются растерянностью массового учительства перед новым документом, исключи­тельным вниманием к вопросу о приемах комплексирования, искусственны*!* подходом к этому комплексированию. С 1925—26 года усилилось внима­ние к вопросам организации педагогического процесса, самоуправлений, общественно-необходимой работе и, наконец, к вопросу’ о борьбе „за н4-ч выкй».                                                                                                                            :
К 1926—27 г. все школы I ступени губернии формально работал^ по программе ГУС’а, исключением являются лишь часть однокомплектнык школ, где на одного учителя приходится три группы, здесь еще сохранилось предметное преподавание с ориентировкой по содержанию на ГУС’овский программный материал.
Райшколы. На территории губернии в 1926—27 г. имелось 67 рай­онных школ (по одной на укрупненную волость)», выделенных еще в 1924 г-Основная их задача—идти впереди массовой школы в отношении осу­ществления программ ГУС’а, организовать вокруг себя работу учителй-ства волости по повышению квалификации и методическую.
За 1926—27   год   райшколы   выполняли   следующее:   подготовляли и проводили волостные конференции,  организовали   низовую   методиче-. скую работу по указаниям ОНО, снабжали учительство методической   ли­тературой, корректировали работу кружков по повышению квалификации.
При всех райшколах имеются методические библиотеки волостного значения в среднем по 120—150 книг   в каждой.
Велижский, Невельский и Себежский уезды.
Развитие народного образования в присоединенных в 1924 г. к Псковской губернии трех уездах Себежском, Невельском и Велижском шло более медленным темпом, чем в коренных восьми. Причиной этому было Toj что земство в этих уездах,   введено   было лишь в 1903 г.
Падение количества учащихся в 1922 г. на 27%, а в 1923 г. на 51%’ по сравнению с 1921 г. об’ясняетоя переходом школ с государственного бюджета на местный и содержанием школы на средства населения по договорам.
Если в 1923 г. количество школ было больше, нежели в 1912 г., то количество учащихся снизилось на 5,4%.
Число учащихся на 100 детей школьного возраста 8 — 11 л. на 1/1.
5. Введение всеобщего начального обучения.
На протяжении целого ряда десятилетий вопрос о всеобщем обяза­тельном обучении ставился многократно. Надо сказать, что земство уде­ляло ему достаточно внимания. Начиная с девяностых годов отдельные земства намечают и сроки осуществления реформы, но более или менее конкретно поставлен вопрос только после 1905—1906 г., а в государствен­ной думе—в 1908 г. По Псковской губернии была разработана сеть школ и количество школ в первое десятилетие текущего столетия быстро росло. Временное же правительство определило даже срок проведения всеобщего обучения (1923 г.)
Советской властью предыдущая работа в этом направлении продол­жена. После тщательной предварительной подготовки, в законодательном порядке постановлением ВЦИК и СНК от 31/VIII -25 года ок ончательным сроком проведения обязательного всеобщего обучения установлен 1933-34 г.


Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8

Опубликовано 22 Сентябрь 2010 в рубрике Хозяйство псковской губернии

Если Вам интересна эта тема - дополнительный материал Вы найдете в статьях:
  • ШКОЛЬНЫЙ  КРАЕВЕДЧЕСКИЙ МУЗЕЙ
  • ОБЩЕСТВО И ШКОЛА НЕРАЗДЕЛЬНЫ
  • СТАНЦИЯ ВЕЛИКИЕ ЛУКИ


  • Новое на сайте:

  • Погружение в мир ставок и увлекательного азарта
  • Крем Сустарад: для суставов он станет как целебное зелье
  • Калькутта красочная
  • Сочиняшка: сайт где есть всё для любителей литературы и не только
  • Девушки по вызову: почему не стоит пользоваться их услугами?