Народное образование, Очерк.
Для Псковской губернии составлен план развертывания школьной сети. План этот утвержден в 1927 г. XVI губернским с’ездом советов. Предельным сроком проведения обязательного обучения в губернии планом предусматривается: для городов с 1927—28 г. по 1930—31 г., а для сельских местностей с 1930—31 г. по 1933—34 г. Курс обучения должен <5ыть 4 летним, школьный радиус не свыше 3,2 клм. (3 верст).
Развертывание школьной сети по округам до 1933—34 г. включительно предполагается в следующем виде:
Сюда входят и первые четыре группы семилеток.
Неравномерность темпа развертывания сети об’ясняется, главным ?образом, тем, что в годы 1928—29 и 1929—30 будет минимальное количество детей школьного возраста и только в последние два года число детей в возрасте 8—11 л. значительно увеличивается.
Одновременно с сетью нормальных школ I ст. развертывается сеть школ переростков по следующему плану:
(Числителем указано число школ, открывающихся в сельских местностях, знаменателем—школы, открываемые в городах).
Наиболее быстрым темпом развитие школ переростков идет в годы —28 29 и 30, в следующие два года новых школ не открывается, а в последний год школа переростков, реорганизуясь, войдет в нормальную сеть-школ I ступени.
Сетью школ переростков охватывается больше 60% неграмотных подростков в возрасте до 15 лет и свыше, остальные должны обучаться на ликпунктах я к 1933—34 году неграмоаность среди переростков будет’ ликвидирована. В общую школьную сеть включены все школы, в том числе и школы нацменьшинств.
По плану сеть школ для отдельных нацменьшинств должна развертываться так (по округам):
В национальных школах будет обучаться детей школьного возраста— евреев’ 69%, латышей 45% и эстонцев—49,6%. Остальные же дети пойдут в русские школы.
Сеть школ белорусских не запроектирована, т.-к. до сих пор не выяснено даже приблизительно количество детей-белоруссов.
Для осуществления всеобщего обучения к 1933—34 году по числу школьных районов нужно иметь 1900 зданий, в настоящее время имеется 1460 (1448 школ I ступени и 12 школ семилеток)—в сельских местностях и 50 знаний в городах. Вновь в сельских местностях должно быть построено 430 школ на 820 комплектов, кроме того на 650 комплектов должны быть расширены существующие и все 905 ^зданий капитально отремонтированы.
Во второе десятилетие, с 1933—1943 год, все малопригодные частные* дома под школами предполагается заменить новыми.
Стоимость постройки школьного здания в среднем будет выражаться: в 9—10 тысяч рублей для однокомплектной школы.
Порядок проведения строительства в соответствии с развертыванием школьной сети намечен планом следующий: в 1928, 29 и 30 г. г. построить-здания в новых школьных районах и капитально отремонтировать существующие (125 по Псковскому округу и 150—по Великолуцкому), затем в 1930, 32 и 33 г. г. расширить существующие казенные здания на один или два комплекта, в зависимости от потребности, по двум округам на 620» комплектов. Порядок и последовательность удовлетворения всех остальных нужд, связанных с введением всеобщего обучения, как-то: оборудование вновь открываемых школ, пополнение инвентаря, наделение землей и т. п. также предусмотрено планом, но рамки очерка не позволяют эти данные-привести здесь.
6. Школы повышенного типа.
В дореволюционный период к числу общеобразовательных школ повышенного типа относились гимназии (мужские и женские), реальные училища, епархиальные училища, а иногда и женские прогимназии. Вые-
шие начальные училища, стоявшие по программе выше женских прогимназий, числились в разряде низших школ.
Сеть общеобразовательных средних школ до 90-х годов прошлого столетия развертывалась медленно, при полном отсутствии плановости в этом деле: многие уезды оставались без средних школ, а за счет уездов во Пскове имелись они в избыточном количестве. С 1900 года наблюдается уже некоторая плановость в развертывании сети повышенн-ых школ: в уездных городах существовавшие прогимназии реорганизуются в жен—ские гимназии и открываются реальные училища.
В 1908 году имелась следующая сеть общеобразовательных учебных заведений:
В.1914 году имелись уже реальные училища, кроме 3-х указанных, «ще в Порхове, Острове, Холме, а женские гимназии во всех уездных центрах, за исключением Новоржева и две прогимназии—в Новоржеве и Великих-Луках. Кроме казенных женских гимназий во Пскове было еще три частных, из них одна смешанная для обоих полов.
Содержались среднде школы за счет государственных денежных сумм, главным образом, и, кроме того, отпускались значительные суммы в качестве пособия от губернского земства и получались от платности за обучение. Частные же школы существовали исключительно за счет платности.
За 1908 год на 2599 человек учащихся по 10 школам было израсходовано J.76000 рублей, стоимость одного учащегося выражалась в среднем в 67,7 рублей. Расходы по мужским учебным заведениям были в 2 —3 раза выше, нежели по женским, так, например, стоимость обучения одного ученика реального училища в 1904 году была 125,6 рубля, в 1912 году— 142,2 рубля, а стоимость обучения за те же годы ученицы—68,1 рубля. .До 75% денежных средств расходовалось на зарплату и поеовия служащим, 3,6%—на учебные пособия, 6%—на ремонт и 15,4% на освещение,, ^отопление и прочие расходы.
Население Псковской губернии (по статистическим данным на 1 января 1904 года) распределялось по сословиям в следующем процентном отношении: крестьян—91,4%. мещан—6,2%, дворян—0,8%, купцов—0,45%, лиц духовного звания и прочие—1,15%. Из этих данных видно, что повышенной школой пользовалось дворянство и буржуазия как из купцов к мещан, так и из крестьян (разбогатевшие крестьяне, имевшие состояние, выражавшееся в десятках тысяч рублей пли в тысячах десятин земли, тоже причислялись к крестьянскому сословию).
В 1891 году в Псковской женской гимназии мещан и крестьян было-31%, в 1907—1909 г. относительное количество их почти удвоилось, причиной этому было: 1) перенесение средней школы в уездные центры и 2) революция 1905 года несколько приоткрыла двери средней школы для детей крестьян (разумеется, зажиточных).
Национальный состав учащихся за те же три года выражается в процентах так: русских—78,9%, поляков и чехов—5,7%, немцев и эстонцев—7,4%, и евреев—8,0%.
Установление соотношения между учащимися средних школ и начальных школ представляет некоторые затруднения, так как нет данных по тем и другим школам за один и тот же год, но с большой степенью приближения к действительным цифрам все же возможно указать следующие; учащихся в средней школе в 1909 году было 3137, ежегодный прирост—3,4%, таким образом, в 1911 году было около 3350 учащихся. Если сюда прибавить еще учащихся 9-ти высших начальных училищ—1480 человек, то всего было 4830. Количество учащихся за этот же год в начальных школах 54730. Следовательно, на 100 учащихся начальной школы приходилось 8,8 учащихся повышенных школ (средних учебных заведений и высших начальных училищ), тогда как в настоящее время на 100 учащихся в школах I ступени приходится 12,5 учащихся в школах повышенного типа.
В 1919—20 году сеть II ступени (семилеток не было) была такая:
Отношение количества учащихся школ I ступени к таковому же эдкол II ступени было: города—3:1» сельские местности—72:1, общее 18:1. Отношение учащихся по полу: город—м:д=2,2:2,9; сельские местности м:д=1,4:1,3. На одного учащего приходилось 13 учащихся. Если в городах среднее количество учащихся на школу можно было считать удовлетворяющим минимум, то в сельских школах на 4 класса 55 человек являлось уже ниже всякого минимума. Количество учебных дней в году было 130 — 140, занятия начинались в октябре—ноябре.
Опубликовано 22 Сентябрь 2010 в рубрике Хозяйство псковской губернии
Если Вам интересна эта тема - дополнительный материал Вы найдете в статьях:Новое на сайте: