Народное образование, Очерк.
Развернутая сеть школ II ступени в сельских местностях не соответствовала ни потребностям, ни материальным возможностям и школа не могла работать нормально из-за отсутствия помещений, книг, письменных принадлежностей, оплаты труда учителей, а также недостаточной их подготовки. Главным занятием сельской школы II ступени и, в первую очередь, педагогов было сельское хозяйство. Достижением 1919—1920 года является начало реорганизации школ повышенного типа на принципах, выдвинутых Октябрьской революцией.
К 1924—1925 году школьная сеть получает более или менее окончательное оформление: вторая ступень остается только в городе, семилетка деревенская и частично школа II ступени закрывается, помещение и оборудование передается вновь появившейся школе крестьянской молодежи. В этом году по губернии имелась следующая сеть:
Нагрузка школы учащимися становится нормальной: на одного педагога приходится от 25 до 40 учащихся. Всех учащихся в школах повышенного типа было 6790 (исключены младшие группы семилеток), учащихся в школах I ступени—94200, значит, на 100 учащихся начальной школы приходилось 13 учащихся школы повышенного типа. Если в 1919 году мы имели значительный процент школ без книг и письменных принадлежностей, то в 1924—25 году часть школ уже обеспечена на 75% тогдашних, правда, скромных запросов.
Много усилий со стороны органов НКП и по линии ВЛКСМ было положено для организации хозяйственного оборудования новой школы крестьянской молодежи: наделение их землей, снабжение сельско-хозяй-•ственным инвентарем и т. д.
Сеть школ повышенного типа за 1925 — 27 год по данным текущей .переписи Статбюро на 1 января 1926 года была такова:
Из приведенной сети видно, что по полу учащиеся распределяются дочти поровну: юношей—51,8% и девушек—48,2%. Данные за последние три года по школам повышенного типа (без школ транспорта) показывают, что мужская часть школьного населения в процентном отношении постепенно возрастает, а женская падает.
По возрасту учащиеся школ II ступени и 7-леток в 1926—27 году распределялись так: до 12 лет—2%, 12 лет—10%, 13 лет—16%, 14 лет— 22%, 15 лет—19%, 16 лет—16%, 17 лет и старше—15%.
Социальный состав учащихся в школах II ступени за этот же год
по сравнению с предыдущим улучшился, имелось детей рабочих—10,2%,
-батраков—0,7 %, детей крестьян—28,я%, служащих—28,3%, ремесленников
и кустарей—8,6%, торговцев и владельцев промышленных предприятий—
6,9%, лиц свободных профессий—4,3% ч прочих—12,7%.
Учащиеся в ШКМ исключительно дети трудящихся. Окончившие школу в 1917 году подразделяются: батраки—13%, бедняки—42%, середняки—28%, детдомовцы—12% и прочие—5%.
По национальному составу в школах II ступени и 7-летках русских— 72о/», латышей-2,8%, эстонцев—1,7%, евреев—21,2%, поляков—1,9% и неизвестных—0,4%. Отдельные национальности губернии из общего своего состава в школах II ступени имеют: русские—0,23%, эстонцы—0,29%, латыши—1,1%, поляки—1,4% и евреи—4,7%. Наибольшее стремление получить среднее образование через школы II ступени имеют евреи. В ШКМ обучаются преимущественно русские.
Охват учащихся коммунистическим движением в школах II ступени: 35,4% (за 1926—27 г.) и в ШКМ—66,3%, окончивших же ШКМ беспартийных только 5%.
И, наконец, передвижение учащихся в школах повышенного типа. Выбывает в течение года из школы II ступени, не окончив ее„ 8—9% всего количества учащихся и 12—13% по окончания школы. Причинами выбытия до окончания школы являются: трудность содержания вне своего дома детей, использование их как рабочей силы в хозяйстве, перемена местожительства и переход в профессиональные школы.
По ШКМ выбывших за три года было 450 человек, что значительно превосходит процент выбывших из других типов школ, но за 1926—27 год количество выбывших резко изменилось в сторону снижения (из 486 учащихся первой группы выбыло только 18 человек). Основными причинами выбытия из ШКМ являлись недостаточное материальное обеспечение бедняцких слоев учащихся, неудовлетворенность типом школы детдомовцев и прочих прослоек, недостаточное раз’яснение учащимся крестьянам задач ШКМ и, наконец, плохая подготовленность учащихся первого приема благодаря чему значительная неуспеваемость их в учебной работе школы и преждевременное оставление ее.
Куда идут окончившие школу?
В 1927 году окончило ШКМ 185 человек, из них остались в своих хозяйствах 75 человек, или 40,6%, остались на работе, преимущественно в деревне, 24 человека, или 13%, не поступили на работу 7,7% и поехали учиться 38,7%.
Из окончивших школу II ступени до 50% идут на работу культурно-просветительную (школьную, дошкольную и т. д.) и находят применение своих сил особенно после введения профессионального уклона на 8 и 9 году обучения. К 1927 году профуклон был в 12 школах из 14-ти: общественно-педагогический в семи, кооперативный—в четырех и административный—в одной школе.
Педагогов по школам повышенного типа в 1926—27 г. было 400′ человек (приблизительно). По образовательному цензу и стажу они распределялись так (исчисления сделаны по данным только части школ):
Материальное положение шпол повышенного типа из года—в год улучшается, особенно заметно это за последние три—четыре года.
Бюджет школ II ступени (без школ транспорта) в 1926—27 году выражался в сумме 254444 рублей, из них сметных ассигнований по местному бюджету и субвенции—203908 рублей и специальных школьных; сумм 53536 рублей. Обучение в течение года одного учащегося стоит 42 рубля 84 копейки, по сравнению с 1925—26 годом повысилось на 30%. По ШКМ общая сумма расходов за год выразилась в 148360 рублей, стоимость обучения одного ученика 146 рублей 40 копеек. Значительно быстрее всех других статей расходов растет зарплата; в 24—25 году ежемесячный заработок учителя равнялся в среднем 36,5 рубля, в 25—26 г. уже 45 рублей, увеличение на 23%, в 26—27 году—55 рублей, увеличение на 22% в, наконец, в 27—28 году—70 рублей, увеличение на 27 %~
Вспомогательные учреждения при школах II ступени и 7-летках имеются в следующем количестве: кабинетов физических и естественнв-*
исторических—28, ученических библиотек—10 с 24000 книг, учебных мастерских—и, с общей пропускной способностью на 205 человек (переплетных—3, столярных—4, швейных—1, слесарных—2 и прочих—1), земельных участков —14, при 60U/0 всех школ, с общей площадью в 17,2 гектара.
По школам крестьянской молодежи особенно удовлетворительным нужно считать обеспечение их земельными участками и живым и мертвым сельско хозяйственным инвентарем.
Земельная площадь участков при двенадцати школах равняется 5659,2 гектара. Все количество земли по угодьям распределяется так: под усадьбами—21,6 гектара, огородами—22,2 гектара, садами—16,3 reiffrapa, парками—22 гектара, выгонами—23,4 гектара, лесом и кустарником—77,7 гектара, пашней—205,9 гектара, лугами—121,7 гектара и неудобной земли 58,5 гактара Если из общего количества земли вычесть хозяйство более 120 гектаров Псковской ШКМ, как не типичное для губернии, то в среднем каждая школа крестьянской молодежи будет иметь по 14,4 гектара пашни и 9,9 гектара лугов.
Живым и мертвым инвентарем, как уже указано, ШКМ обеспечены удовлетворительно: из первого имеется 36 лошадей, в среднем по з на хозяйство, 96 коров, 52 свиньи и 36 овец.
Во всех хозяйствах проводится настойчивая замена простого скота, чистокровным племенным.
Производственные мастерские при ШКМ находятся все еще в стадии организации.
Сравнивая среднюю школу дореволюционную и школу повышенного типа пореволюционную, проходим к следующим выводам:
1) Социальный состав учащихся по сравнению с до-революционной средней школой, обслуживавшей, главным образом, нетрудовые привилегированные слои населения, коренным образом изменился. В советских школах повышенного типа обучаются почти исключительно дети трудящихся.
2) Для обслуживания крестьянства школой повышенного типа открыт целый ряд ШКМ и сельских 7- леток, чего до Октябрьской революции совершенно не было.
Опубликовано 22 Сентябрь 2010 в рубрике Хозяйство псковской губернии
Если Вам интересна эта тема - дополнительный материал Вы найдете в статьях:Новое на сайте: