«НАШ ПАРОВОЗ, ВПЕРЕД ЛЕТИ!..»
Город — это самая активная точка в определенной местности в экономическом, административном и культурном отношении. Утверждение Дно началось с железной дороги. Протянув на четыре стороны рельсы, он притянул к себе окружающие деревни и отторг от древнего Порхова большой кусок территории. Он еще административно подчинялся уездному городу, но экономически уже спорил с ним. Дно дал работу многим людям из окружающих деревень. Сюда ближе, чем в Пор-хов или другое место, было ездить на мельницу, на рынок, отсюда, от узловой станции, ближе были другие города. Рожденный железной дорогой, город Дно всегда и жил ею.
…На станцию прибывали «овые паровозы, закупленные в Германии и Швеции. Кадров паровозников теперь стало не хватать, и в городе была открыта школа ФЗО. В 1927 году состоялся ее первый выпуск. Учащимися школы становились выпускники железнодорожной десятилетки, в которой уже обучались 1083 школьника. А вот городское хозяйство, не относящееся к железной дороге, было невелико: мельница в 98 лошадиных сил, лесопилка, кузница. В Дно насчитывалось восемь десятков кустарей-ремесленников — 23 сапожника, 24 портных, 7 колбасников… Из «текстильной промышленности», как указывает статистика, был один мастер по выделке валенок, из «научно-художественной» — два часовых дел мастера… В двух школах первой ступени обучались 186 ребят. Была эстонская школа первой ступени
Городу предстояло стать экономическим, административным и культурным центром сельскохозяйственного
района. Чтобы с наибольшей полнотой соответствовать своему назначению, за годы первой пятилетки предстояло построить кирпичный завод, льнозавод, молокозавод, типографию, открыть сапожную, валяльную, швейную мастерские и многое другое.
Став городом, Дно оставался центром волости, которая в 1923 году была укрупнена и объединяла 164 деревни и 82 хутора. Общая площадь волости равнялась 938 квадратным километрам. До отдельных деревень было несколько десятков верст. Территория, которую занимала Дновслая долость, лишь немного уступала по величине территории нынешнего Дновского района.
В 1927 году город принял на себя заботы о районе площадью в 1170 квадратных километров. На этой территории проживало свыше 35 тысяч человек. В районе насчитывалось 7946 крестьянских хозяйств, 1216 из них были бедняцкими. Если взять некое отвлеченное хозяйство среднего достатка и сравнить его с подобным хозяйством из других районов тогдашнего Псковского округа Ленинградской области, то выяснится, что по одним показателям дновское хозяйство выглядело лучше, по другим—хуже. Так, в Дновском районе на одно хозяйство приходилось 3,83 гектара земли, в земледельческом Палкинском районе—5,37 гектара, в лесном Середкинском—2 гектара. Соответственно на каждое хозяйство названных районов приходилось по 0,91; 0,98; 0,66 лошади. В 1927 году на Дновщине было около 11 тысяч коров.
Несмотря на успешное восстановление сельского хозяйства, Псковский край в 1920-е годы оставался одним из самых отсталых. Отсутствие минеральных удобрений, недостаток машин, слабая агротехника, раздробленность земельных участков мешали росту урожайности. Как и всей стране, Псковскому краю было необходимо коренное переустройство сельского хозяйства.
Й когда XV съезд ВКЛ(б) взял курс ha коллектйВйза-цию деревни, его решения приветствовали партийные организации Псковщины, труженики города и деревни.
К этому времени в Дновском районе уже был некоторый опыт коллективного хозяйствования. В начале 1920-х годов крестьяне деревни Марьино-Дуброво организовали товарищество по совместной обработке земли, на основе которого немного позже начала работать сельскохозяйственная школа. В деревне Морино было создано льноводческое товарищество. К 1929 году, к началу сплошной коллективизации, уже были созданы колхозы в Кривухе, Хотовани, Юркове и других деревнях.
Массовая коллективизация началась во второй половине 1929 года. В Дновском районе, как и по всей стране, она проходила в борьбе с кулаками. Весенний сев 1930 года коллективные хозяйства провели организованно. За выполнение плана по льну Советское государство премировало Псковский округ тремя машинно-тракторными станциями. Одна из них в виде премии была передана Дновскому району. Трактора стали хорошим подспорьем в агитации за колхозы.
Вот что рассказывает первая в Дновском районе трактористка Елена Ивановна Бобкова: «В 1929 году мне исполнилось 18 лет. У нас в Морино были уже партийная и комсомольская организации. Я тоже была комсомолкой, и когда создавали наш колхоз «Дновский рабочий», вступила в него одной из первых. Поначалу в колхоз шли семьи бедные, безлошадные. Осенью не знали, на чем и озимые сеять. Спасибо, колхоз, что в Кривухе уже был, помог — дал несколько лошадей. Но марку мы держали. Женщины, чтобы отличаться от единоличников, по примеру комсомолок на работу в красных косынках ходили, с песнями.
А кулаки и вредили как могли. Однажды мы пьесу ставили. По ходу действия кулаки там стреляли в председателя колхоза. Так в ружье кто-то вместо холостого патрона вставил самый настоящий патрон, дробью заряженный. Брата моего, который председателя играл, чуть по-настоящему не убили.
В январе 1930 года меня послали в совхоз «Поло-ное», что под Порховом, на курсы трактористов. Я только год в школу ходила, почти неграмотная была. Занимались в бывшей церкви. Хоть и давался мне трактор, а как первый раз за руль села — растерялась.
В Морино я вернулась трактористкой. МТС уже была организована, но тракторов еще не было. Тут как раз партию «Фордзонов» привезли. Их с флагами, с песнями встречали. Я со станции ио одному трактору перегоняла в МТС. И старые и малые стояли и смотрели. С поля колхозники подошли, красные косынки высоко на граблях подняли. Праздником для нас был этот день.
Мне пришлось и первую борозду на тракторе в Морино сделать, вернее две — «Фордзон» два плуга тащил. Потом при МТС открыли курсы трактористов. Стала парней обучать».
В 1930 году в Дновоком районе было всего 23 колхоза, которые объединяли 6,8 процента крестьянских хозяйств. Но в последующие годы коллективизация пошла быстрыми темпами. Менялась психология крестьянина, были подорваны основы кулачества.
Большую помощь оказали колхозам рабочие. С самого начала над тем же «Дновским рабочим» шефствовали железнодорожники Дно. Из Ленинграда прибыли «двадцатипятитысячники», которые внесли большой вклад в дело коллективизации. Одним из них был В. И. Зиновьев, будущий Герой Советского Союза. Он был направлен в совхоз «Искра».
В 1934 году коллективизация в Дновском районе была в основном закончена. В тринадцати сельсоветах было организовано 130 колхозов. Их обслуживали три машинно-тракторные станции, располагавшие 128 тракторами и 10 автомашинами, семяочистительная станция. В четырех совхозах было 32 трактора.
Вскоре были достигнуты и первые успехи. Поднялась урожайность зерновых и картофеля. В колхозе «Пески» на всей площади получили по 5 центнеров льноволокна с гектара. Хорошо шли дела в колхозах «Большевик», «Красное Черемново», «Лукомо» и других артелях.
Колхоз «Красное Черемново» возглавляла Акулина Ивановна Иванова. Она была организатором артели и пользовалась полным доверием колхозников. В 1933 году ее избрали делегатом на съезд колхозников в Ленинграде, там Акулина Ивановна обсуждала колхозные дела с С. М. Кировым. В 1934 году ленинградская художница А. В. Уханова написала портрет знатной женщины района. Председатель колхоза «Красное Черемново» была изображена в кругу колхозников-активистов. Эта картина демонстрировалась в Ленинграде на художественной выставке «Женщины в социалистическом строительстве».
Некоторые передовые колхозы, такие, как «Красное знамя», «Корытно», «15 лет Октября», «Большевик» и другие, незадолго до Великой Отечественной войны являлись кандидатами на Всесоюзную сельскохозяйственную выставку.
Опубликовано 22 Сентябрь 2010 в рубрике Город Дно
Если Вам интересна эта тема - дополнительный материал Вы найдете в статьях:Новое на сайте: