Наставники и воспитанники
Успешная деятельность Псковского кадетского корпуса была бы невозможна без тщательного отбора специалистов на различные должности. С 1882 по 1917 гг. в нём числились 194 сотрудника, из которых 83 чел. насчитывали воспитатели, 47 чел. — преподаватели различных дисциплин, 25 чел. — представители администрации, 23 чел. — «служившие по финансово-хозяйственной части», 9 чел. — медики, 7 чел. — священнослужители
Псковского кадетского корпуса колебалось от 43 до 60 чел., составляя в среднем 50 чел. в год. Минимум сотрудников пришёлся на 1884 г. Это второй год существования корпуса после реорганизации военной гимназии, на который пришёлся пик увольнения гражданских воспитателей. Пониженным (44 чел.) количество сотрудников было также в 1913—1914 гг. Причина этому — единовременный уход значительного числа преподавателей преклонного возраста и перевод части офицеров, с началом Первой мировой войны, в действующую армию.
Повышенное количество штатных сотрудников состояло на службе в корпусе в 1905 и 1906 гг. (55 и 60 чел. соответственно). Большинство офицеров, принятых на службу в это время, составляли участники Русско-японской войны, причём нередко получившие ранения и неспособные к службе в армейских частях.
Общее руководство деятельностью заведения осуществлял директор. Согласно «Положению» 1886 г. он назначался на должность Главным начальником военно-учебных заведений «…из числа генералов или полковников, получивших образование в одном из высших учебных заведений и сверх сего известных опытностью в деле воспитания»2/й. Объём власти директора был весьма значительным. Во-первых, он обладал правом избирать для службы в корпусе «всех должностных лиц, кроме инспектора классов, лиц духовного звания, медицинских и фармацевтических чиновников»2’15. Во-вторых, мог отстранять от исполнения служебных обязанностей всех своих подчинённых. По праву налагать взыскания и придавать суду он приравнивался к командиру полка. Кроме того, директор являлся председателем Хозяйственного комитета корпуса и нёс ответственность «за всякий ущерб казённому интересу, лично им произведённый или происшедший непосредственно от его личного упущения или бездействия власти»246.
Директор также председательствовал в Педагогическом
комитете корпуса, включавшем, кроме него, инспектора классов с помощником, корпусного священника, всех ротных командиров и избранных преподавателей и воспитателей. При этом, если мнение директора по тому или иному вопросу не совпадало с мнением комитета, решение принимал директор, а протокол заседания пересылался в Главное управление военно-учебных заведений. Из всего вышесказанного видно, что практически все стороны жизни кадетского корпуса определялись решениями лица, его возглавлявшего. Это «единовластие» директора могло иметь как положительные, так и весьма отрицательные последствия.
В первый год существования Псковского кадетского корпуса им руководил Ф. И. Пышенков, прежде возглавлявший военную гимназию. Однако уже в июне 1883 г. пост директора занял полковник Александр Сергеевич Курбатов247. Он родился в 1836 г., обучался в 1-м Московском кадетском корпусе и Михайловской артиллерийской академии в Петербурге. По окончании учёбы, в 1857 г., Курбатов поступил прапорщиком в Лейб-гвардии 1-ю артиллерийскую бригаду. Однако строевая служба продолжалась недолго, и уже в июне 1858 г. молодой офицер был прикомандирован к «родному» 1-му Московскому кадетскому корпусу в качестве репетитора по математике. В декабре 1863 г., вскоре после преобразования корпуса в военную гимназию, Курбатов стал в нём помощником инспектора классов, а в 1877 г. перешёл на должность инспектора в Киевскую военную гимназию. Здесь его непосредственным начальником оказался Павел Александрович Алексеев, который с 1879 по 1897 гг. занимал должность директора и имел репутацию одного из наиболее способных педагогов своего времени. Прослужив в Киевской гимназии шесть лет, Курбатов перешёл на службу в Псков.
Большинство учеников и сослуживцев оценивали деятельность этого директора очень высоко. Вот как описывает Курбатова один из мемуаристов: «Отношения его к кадетам были всегда ровны, внимательны и сердечны, всегда видно
было его доброжелательство к ним и отеческое попечение о них. Если случалось что-либо нарушающее спокойствие его духа, то это выражалось только тем, что он краснел и сжимал губы и то на самое короткое время. Кадеты его безгранично любили…»248.
В 1891 г. А. С. Курбатов занял должность директора 2-го кадетского корпуса в Петербурге, где прослужил до 1895 т. В Пскове его сменил генерал-майор Иван Андреевич Боголюбов, имевший к тому времени значительный опыт педагогической службы249. Боголюбов происходил из дворян Харьковской губернии. Он родился в 1836 г., образование получил в Полтавском кадетском корпусе, а в 1854 г. поступил на службу в Уланский маршевой полк, с которым принял участие в Крымской войне. В 1855 г. Боголюбов был прикомандирован к Полтавскому кадетскому корпусу. Интересно, что среди его учеников в этом заведении оказался А. Д. Бутовский, сам впоследствии ставший видным военным педагогом. Впрочем, в своих мемуарах Бутовский отозвался о Боголюбове очень скупо и вспоминал только, что «супруга его была одна из знаменитых полтавских красавиц»250.
В 1861 г. Иван Андреевич поступил на обучение в Академик» Генерального штаба. Окончив курс этого учебного заведения, он продолжил педагогическую деятельность и в марте 1862 г. был прикомандирован к Орловскому кадетскому корпусу. Учившийся в этом заведении Ф. А. Григорьев оставил в мемуарах не слишком привлекательный портрет Боголюбова, отметив, что тот очень любил церковное пение, но, исполняя обязанности регента, часто бил кадет камертоном по голове251. В августе 1867 г. Боголюбов был прикомандирован к Пажескому корпусу, а в марте 1868 г. назначен инспектором классов Полтавской военной гимназии. Её директором в то время был генерал-майор Ф. И. Симашко,
способный педагог, но очень тяжёлый человек, с которым, как отмечал современник, не мог ужиться ни один инспектор классов252. Иван Андреевич не стал исключением. Уже в апреле 1870 г. он перешёл на должность директора Ярославской военной прогимназии. Ещё пять лет спустя его назначили директором 2-й Оренбургской гимназии, а уже оттуда, в августе 1891 г., направили в Псков. К этому времени Боголюбову исполнилось 60 лет.
Возможно именно в силу преклонного возраста Иван Андреевич не уделял вверенному заведению достаточного внимания. Кадет А. В. Булгаков пишет в своём очерке истории корпуса: «О генерал-лейтенанте Боголюбове известно только, что это был суровый и строгий начальник, не пользовавшийся любовью кадет, давших ему прозвище «Бурбон»253. Дисциплина при этом директоре приняла формальный характер. Плачевным результатом его деятельности стал дикий и невиданный разгул цука, о котором говорилось выше. В 1902 г. главный начальник военно-учебных заведений, великий князь Константин Константинович добился отстранения Боголюбова от должности. При этом он счёл возможным скрыть истинные причины отставки. Газета «Псковский городской листок» даже писала, что «…в лице генерала И. А. Боголюбова корпус теряет доброго и весьма справедливого начальника, а Псков — прекрасного человека»254.
Преемником Боголюбова стал генерал-майор Владимир Александрович Шильдер255. Он принадлежал к дворянскому роду, многие представители которого прославились на военном поприще, и приходился внуком известному изобретателю Карлу Андреевичу Шильдеру. Родился Владимир Андреевич в мае 1855 г. в деревне Симаново Невельского уезда Витебской губернии, обучался в Пажеском корпусе, по окончании которого в 1873 г. был зачислен прапорщиком в Лейб-гвардии
Семёновский полк. В 1877—1878 гг. Владимир Александрович участвовал в войне с Турцией, за проявленное мужество удостоился боевых орденов.
Спальни из массива дерева кровать из массива дерева в интерьере спальни.
Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17
Опубликовано 21 Сентябрь 2010 в рубрике Обаяние мундира
Если Вам интересна эта тема - дополнительный материал Вы найдете в статьях:Новое на сайте: