Наставники и воспитанники
В 1892 г. С. И. Верховский окончил Академию Генерального штаба. В 1892-1899 гг. — занимал должность старшего адъютанта 5-й кавалерийской дивизии, в 1899—1903-м — штаб-офицера для особых поручений при штабе 5-го армейского корпуса, в 1903—1904-м — штаб-офицера при Управлении 48-й резервной пехотной бригады, в 1904—1906-м — начальника штаба 48-й пехотной дивизии. В мае 1906 г. Верховский был вновь возвращён в Управление 48-й бригады. Видимо, эти «скитания» по штабам и управлениям изрядно утомили офицера, который к тому же успел обзавестись семьёй. В июне 1907 г. Верховский обратился с письмом к генералу Мышлаевскому. «У меня на попечении дочь, — писал он, — жена (дочь полковника Мария Михайловна Щегловс-кая. — А. М.), мать старушка — все не Бог весть какого здоровья, для них в особенности важны культурные центры…»353. В конце письма Сергей Иванович просил дать ему в командование какой-либо полк, квартирующий в крупном городе. Просьба была услышана, и в июле 1907 г. полковник Верховский возглавил 65-й пехотный Московский полк, который стоял в городе Августове.
Среди солдат Сергей Иванович очень быстро приобрёл
репутацию гуманного и справедливого командира. Показательно, что, когда в полку появился жестокий и грубый офицер Гвоздицкий, нижние чины без страха подали жалобу Верховскому. «В русской армии, — писали они, — не должно быть ненавистных начальников, должны быть начальники герои-любимцы. Ваше высокоблагородие, отец наш любимец, доблестный и почётный командир, Вы наш доблестный герой и наша гордость… удалите из 7-й роты ненавистного людоеда зверя…»354. Далеко не в каждом полку солдаты могли позволить себе подобные рассуждения.
В феврале 1913 г. С. И. Верховский получил чин генерал-майора и был назначен начальником штаба 1-го Кавказского армейского корпуса. Он участвовал в Первой мировой войне, во время которой занимал различные штабные и командные должности. С декабря 1914 г. Верховский командовал бригадой 66-й пехотной дивизии, с января 1915 г. — 3-й стрелковой дивизией, с декабря 1915 г. был начальником штаба 3-й Финляндской дивизии, с мая 1916-го — начальником 33-го армейского корпуса. Наградой за проявленное мужество стали многочисленные боевые ордена: св. Владимира Ш-й степени с мечами (октябрь 1915-го), св. Станислава 1-й степени с мечами (июнь 1916-го), св. Анны 1-й степени с мечами (октябрь 1916-го). В январе 1917 г. Верховскому было поручено формирование 4-й Заамурской пограничной пехотной дивизии, но до октября он оставался на фронте, командуя своим корпусом.
Октябрьская революция разом изменила всю жизнь заслуженного офицера. 24 января 1918 г. он, подобно многим Другим офицерам, был «уволен из воинской службы без всякой пенсии». Обращаясь к советским властям, Верховский писал: «…нахожусь с семьёй в критическом материальном положении, буквально голодая…»355. К счастью, новый режим смог оценить военачальника. В феврале 1919 г. Сергей Иванович был назначен начальником штаба 3-й пограничной дивизии. Впоследствии он занимался также преподавательской работой.
354 ГАРФ. Ф. 102. Оп. 1. Д. 291. Л. 3.
355 РГВИА. Ф. 409. Оп. 1. Д. 177611. П/с 155-178.
В Красной Армии служил также Николай Михайлович Александер. Он окончил Псковский корпус в 1887 г. в числе лучших учеников и был направлен в Михайловское артиллерийское училище, из которого вышел подпоручиком в 20-ю артиллерийскую бригаду (1890). После недолгой строевой службы он поступил в Михайловскую Артиллерийскую академию, в которой также считался одним из самых способных учащихся. В 1895-1896 и 1898-1904 гг. Н. М. Александер состоял помощником начальника Учебного артиллерийского полигона в Петербурге. В 1907 г. он был произведён в полковники и назначен штатным преподавателем артиллерии в Александровское военное училище в Москве. Среди юнкеров Александер очень быстро стал известен как отличный специалист и чрезвычайно строгий педагог. Один из его учеников, укрывшийся за инициалами «К. Р. Т.», вспоминал на страницах журнала «Военная Быль», как, выслушав ответ нерадивого ученика, Николай Михайлович язвительно говорил: «Снаряд летит, и сила РО его вращает, а юнкер у доски стоит и ни черта не понимает. Садитесь, юнкер. Я вам ставлю кол»356. «Колы» эти, надо сказать, Александер расставлял с необыкновенной щедростью.
После Октябрьской революции Н. М. Александер остался на военно-педагогической службе. В мае 1918 г. он был официально зачислен в ряды Красной Армии и вскоре занял должность инспектора Военно-учебного управления Всероссийского Главного штаба. В июне того же года Александер состоял председателем двух подкомиссий, из которых одна занималась составлением новых учебных программ по артиллерии, а другая — по общеобразовательным предметам. В начале 1920-х годов он активно сотрудничал в журнале «Военное знание», на страницах которого опубликовал в 1922 г. пространную статью « Учебное дело в военно-учебных заведениях дореволюционного периода и в нынешних советских военных школах»357.
зм К. Р. Т. Воспоминания об Александровском военном училище // Военная быль. 1973. № 124. С. 41.
357 Александер Н. М. Учебное дело в военных училищах дореволюционного периода и нынешних советских военных школах // Военное знание. 1922. № 10. С. 20-22.
Блестящую карьеру в рядах Красной Армии сделал Владимир Давидович Грендаль (год выпуска из корпуса 1902-й). Он окончил Михайловское артиллерийское училище (1905) и Михайловскую артиллерийскую академию (1911), служил на Главном артиллерийском полигоне в Петербурге. В ходе Первой мировой войны Грендаль был назначен командиром 1-го мортирного тяжёлого артиллерийского дивизиона, участвовал в боях на Рижском и Двинском направлениях, получил ранение и контузию. За проявленное мужество ему были присвоены чин полковника и девять боевых наград.
После Октябрьского переворота Владимир Давыдович перешёл на сторону большевиков и с 1918 г. служил в Красной Армии. В октябре 1918 — январе 1919 г. он состоял инспектором артиллерии Южного фронта, в январе—декабре 1919г.
— Юго-Западного фронта, в 1921—1922 гг. занимал должность начальника артиллерии Киевского округа, в 1922—1923 гг.
— Петроградского округа. В 1923—1924 гг. Грендаль руководил Артиллерийской академией, в 1925—1926 гг. был инспектором артиллерии и бронесил РККА, затем инспектором артиллерии и, с 1932 по 1935 гг., — заместителем начальника Главного артиллерийского управления. Он также активно занимался преподавательской деятельностью и в 1937 г. возглавил Кафедру тактики артиллерии в Военной академии имени М. В. Фрунзе. В ходе Советско-финляндской войны В. Д. Грендаль командовал оперативной группой войск и 13-й армией, сыграл видную роль в организации прорыва «линии Маннергейма». Ему принадлежит целый ряд военно-теоретических работ, в том числе исследование «Артиллерия в основных видах боя», в котором рассмотрены перспективы развития этого рода войск.
Некоторые воспитанники Псковского корпуса добились немалых успехов в невоенных сферах жизни. Так, например, окончивший корпус в 1882 г. С. И. Зубчанинов после непродолжительной службы в Лейб-гвардии сапёрном батальоне в течение многих лет являлся псковским губернским предводителем дворянства, а затем стал членом Государствен-
ного совета358. А. И. Мещерский, даже не прошедший полного курса корпуса, служил инженером на Сормовских заводах и был членом их правления. Выпускник 1911 года Николай Акатьев стал профессиональным скульптором, учился в Чехии у известного мастера Штурсы. Подобные факты свидетельствуют, что Псковский корпус действительно давал своим питомцам очень качественное образование.
Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17
Опубликовано 21 Сентябрь 2010 в рубрике Обаяние мундира
Если Вам интересна эта тема - дополнительный материал Вы найдете в статьях:Новое на сайте: