В 1892 г. С. И. Верховский окончил Академию Генераль­ного штаба. В 1892-1899 гг. — занимал должность старшего адъютанта 5-й кавалерийской дивизии, в 1899—1903-м — штаб-офицера для особых поручений при штабе 5-го армей­ского корпуса, в 1903—1904-м — штаб-офицера при Управле­нии 48-й резервной пехотной бригады, в 1904—1906-м — начальника штаба 48-й пехотной дивизии. В мае 1906 г. Верховский был вновь возвращён в Управление 48-й бригады. Видимо, эти «скитания» по штабам и управлениям изрядно утомили офицера, который к тому же успел обзавестись семьёй. В июне 1907 г. Верховский обратился с письмом к генералу Мышлаевскому. «У меня на попечении дочь, — писал он, — жена (дочь полковника Мария Михайловна Щегловс-кая. — А. М.), мать старушка — все не Бог весть какого здоровья, для них в особенности важны культурные цент­ры…»353. В конце письма Сергей Иванович просил дать ему в командование какой-либо полк, квартирующий в крупном городе. Просьба была услышана, и в июле 1907 г. полковник Верховский возглавил 65-й пехотный Московский полк, который стоял в городе Августове.
Среди солдат Сергей Иванович очень быстро приобрёл
репутацию гуманного и справедливого командира. Показа­тельно, что, когда в полку появился жестокий и грубый офицер Гвоздицкий, нижние чины без страха подали жалобу Верховскому. «В русской армии, — писали они, — не должно быть ненавистных начальников, должны быть начальники герои-любимцы. Ваше высокоблагородие, отец наш любимец, доблестный и почётный командир, Вы наш доблестный герой и наша гордость… удалите из 7-й роты ненавистного людоеда зверя…»354. Далеко не в каждом полку солдаты могли позво­лить себе подобные рассуждения.
В феврале 1913 г. С. И. Верховский получил чин генерал-майора и был назначен начальником штаба 1-го Кавказского армейского корпуса. Он участвовал в Первой мировой войне, во время которой занимал различные штабные и командные должности. С декабря 1914 г. Верховский командовал брига­дой 66-й пехотной дивизии, с января 1915 г. — 3-й стрелковой дивизией, с декабря 1915 г. был начальником штаба 3-й Финляндской дивизии, с мая 1916-го — начальником 33-го армейского корпуса. Наградой за проявленное мужество стали многочисленные боевые ордена: св. Владимира Ш-й степени с мечами (октябрь 1915-го), св. Станислава 1-й степени с мечами (июнь 1916-го), св. Анны 1-й степени с мечами (октябрь 1916-го). В январе 1917 г. Верховскому было поручено формирование 4-й Заамурской пограничной пехотной дивизии, но до октября он оставался на фронте, командуя своим корпусом.
Октябрьская революция разом изменила всю жизнь заслу­женного офицера. 24 января 1918 г. он, подобно многим Другим офицерам, был «уволен из воинской службы без всякой пенсии». Обращаясь к советским властям, Верховский писал: «…нахожусь с семьёй в критическом материальном положении, буквально голодая…»355. К счастью, новый режим смог оценить военачальника. В феврале 1919 г. Сергей Иванович был назначен начальником штаба 3-й пограничной дивизии. Впоследствии он занимался также преподавательс­кой работой.
354  ГАРФ. Ф. 102. Оп. 1. Д. 291. Л. 3.
355  РГВИА. Ф. 409. Оп. 1. Д. 177611. П/с 155-178.
В Красной Армии служил также Николай Михайлович Александер. Он окончил Псковский корпус в 1887 г. в числе лучших учеников и был направлен в Михайловское артилле­рийское училище, из которого вышел подпоручиком в 20-ю артиллерийскую бригаду (1890). После недолгой строевой службы он поступил в Михайловскую Артиллерийскую ака­демию, в которой также считался одним из самых способных учащихся. В 1895-1896 и 1898-1904 гг. Н. М. Александер состоял помощником начальника Учебного артиллерийского полигона в Петербурге. В 1907 г. он был произведён в полковники и назначен штатным преподавателем артиллерии в Александровское военное училище в Москве. Среди юнке­ров Александер очень быстро стал известен как отличный специалист и чрезвычайно строгий педагог. Один из его учеников, укрывшийся за инициалами «К. Р. Т.», вспоминал на страницах журнала «Военная Быль», как, выслушав ответ нерадивого ученика, Николай Михайлович язвительно гово­рил: «Снаряд летит, и сила РО его вращает, а юнкер у доски стоит и ни черта не понимает. Садитесь, юнкер. Я вам ставлю кол»356. «Колы» эти, надо сказать, Александер расставлял с необыкновенной щедростью.
После Октябрьской революции Н. М. Александер остался на военно-педагогической службе. В мае 1918 г. он был официально зачислен в ряды Красной Армии и вскоре занял должность инспектора Военно-учебного управления Всерос­сийского Главного штаба. В июне того же года Александер состоял председателем двух подкомиссий, из которых одна занималась составлением новых учебных программ по артил­лерии, а другая — по общеобразовательным предметам. В начале 1920-х годов он активно сотрудничал в журнале «Военное знание», на страницах которого опубликовал в 1922 г. пространную статью « Учебное дело в военно-учебных заведениях дореволюционного периода и в нынешних совет­ских военных школах»357.
зм К. Р. Т. Воспоминания об Александровском военном училище // Военная быль. 1973. № 124. С. 41.
357 Александер Н. М. Учебное дело в военных училищах дореволюцион­ного периода и нынешних советских военных школах // Военное знание. 1922. № 10. С. 20-22.
Блестящую карьеру в рядах Красной Армии сделал Вла­димир Давидович Грендаль (год выпуска из корпуса 1902-й). Он окончил Михайловское артиллерийское училище (1905) и Михайловскую артиллерийскую академию (1911), служил на Главном артиллерийском полигоне в Петербурге. В ходе Первой мировой войны Грендаль был назначен командиром 1-го мортирного тяжёлого артиллерийского дивизиона, уча­ствовал в боях на Рижском и Двинском направлениях, полу­чил ранение и контузию. За проявленное мужество ему были присвоены чин полковника и девять боевых наград.
После Октябрьского переворота Владимир Давыдович перешёл на сторону большевиков и с 1918 г. служил в Красной Армии. В октябре 1918 — январе 1919 г. он состоял инспек­тором артиллерии Южного фронта, в январе—декабре 1919г.
—  Юго-Западного фронта, в 1921—1922 гг. занимал долж­ность начальника артиллерии Киевского округа, в 1922—1923 гг.
— Петроградского округа. В 1923—1924 гг. Грендаль руково­дил Артиллерийской академией, в 1925—1926 гг. был инспек­тором артиллерии и бронесил РККА, затем инспектором артиллерии и, с 1932 по 1935 гг., — заместителем начальника Главного артиллерийского управления. Он также активно занимался преподавательской деятельностью и в 1937 г. возглавил Кафедру тактики артиллерии в Военной академии имени М. В. Фрунзе. В ходе Советско-финляндской войны В. Д. Грендаль командовал оперативной группой войск и 13-й армией, сыграл видную роль в организации прорыва «линии Маннергейма». Ему принадлежит целый ряд военно-теорети­ческих работ, в том числе исследование «Артиллерия в основных видах боя», в котором рассмотрены перспективы развития этого рода войск.
Некоторые воспитанники Псковского корпуса добились немалых успехов в невоенных сферах жизни. Так, например, окончивший корпус в 1882 г. С. И. Зубчанинов после непродолжительной службы в Лейб-гвардии сапёрном баталь­оне в течение многих лет являлся псковским губернским предводителем дворянства, а затем стал членом Государствен-
ного совета358. А. И. Мещерский, даже не прошедший полного курса корпуса, служил инженером на Сормовских заводах и был членом их правления. Выпускник 1911 года Николай Акатьев стал профессиональным скульптором, учился в Че­хии у известного мастера Штурсы. Подобные факты свиде­тельствуют, что Псковский корпус действительно давал сво­им питомцам очень качественное образование.


Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17

Опубликовано 21 Сентябрь 2010 в рубрике Обаяние мундира

Если Вам интересна эта тема - дополнительный материал Вы найдете в статьях:
  • Заключение
  • Псковский край — жемчужина России!
  • ПСКОВСКИЕ ГУБЕРНАТОРЫ: СОЦИАЛЬНО-ИСТОРИЧЕСКИЙ ПОРТРЕТ


  • Новое на сайте:

  • Рекомендации по выбору стиральной машины автомат и продлению ее срока службы
  • Как выбрать блок-хаус?
  • В Пскове началось историческое ориентирование
  • Изучение истории Псковского края в послереволюционный период
  • Рыбное хозяйство Псковской губернии.