Наставники и воспитанники
По оценке А. В. Булгакова, те четыре года (1902—1905), в которые В. Шильдер руководил Псковским корпусом, были «самым светлым периодом» в истории заведения. «Каков был новый директор, — пишет мемуарист, — показывает случай, когда генерал-майор Шильдер провёл трое суток у изголовья тяжело больного кадета, не покидая его ни на минуту, сам за ним ухаживал и кормил, а когда, благодаря такому заботливому уходу, больной стал поправляться, нанял на свой счёт сестру милосердия, наказав ей неотлучно находиться при больном до полного его выздоровления»256. Именно по инициативе Шильдера педагоги Псковского корпуса стали проводить с воспитанниками экскурсии и походы, возобновились музыкальные вечера. Деятельность директора очень ценил великий князь Константин Константинович, который называет его в дневниках «добрым» и «милым».
В 1905 г. Шильдер был назначен командиром Лейб-гвардии Семёновского полка. Однако уже в 1907 г. он возвратился к педагогической деятельности и возглавил Пажеский корпус в Петербурге. После Октябрьской революции судьба Владимира Александровича сложилась трагически: в 1921 г. престарелый генерал был арестован по «делу лицеистов» и умер в тюрьме от сердечного приступа.
После ухода Шильдера из Псковского корпуса пост директора занял полковник Владимир Павлович Родионов. Этот офицер происходил из дворян Могилёвской губернии, обучался в Орловской военной гимназии, Михайловском артиллерийском училище и Николаевской Академии Генерального штаба. Был у Родионова а опыт педагогической деятельности: в 1904—1906 гг. он руководил Виленским юнкерским училищем. Новый директор успешно развивал принципы, заложенные предшественником, но его деятельность была прервана ранней смертью. Родионов скончался в 1912 г., всего 51 года от роду.
Шестым по счёту директором Псковского корпуса стал генерал-майор Георгий Сергеевич Осипов. Как и Родионов, он имел за плечами Академию Генерального штаба, хорошо знал педагогическую службу и был даже инспектором классов в прославленном Николаевском кавалерийском училище. Однако уже в 1916 г. Осипова сменил генерал-майор Александр Владимирович Большее, который прежде служил инспектором классов 3-го Московского кадетского корпуса и директором Хабаровского корпуса. На долю этого директора пришлась эвакуация кадет из Пскова и тяжкие испытания революционных лет. В целом следует отметить, что подавляющее большинство директоров отличалось высоким профессионализмом и энергией, но особые заслуги в развитии заведения имеют всё же А. С. Курбатов и В. А. Шильдер.
Чрезвычайно важную роль играл в кадетских корпусах инспектор классов. По «Положению» 1886 г. он являлся «ближайшим помощником директора по учебной части и непосредственным начальником всех чинов, служащих в корпусе по этой части»257. Помимо общего руководства учебной работой, инспектор должен был содействовать директору «в приискании для корпуса преподавателей», отбирать и выписывать учебные пособия и необходимые книги, составлять годичные расписания занятий и даже руководить литографией, если таковая имелась в корпусе258.
На должность инспектор избирался Главным начальником военно-учебных заведений из числа лиц, «получивших образование в одном из высших учебных заведений и приобретших известность продолжительной и полезной деятельностью по учебно-воспитательной части». Утверждалось назначение высочайшим приказом. Таким образом, обязанности инспектора мог исполнять как офицер, так и штатский педагог, но обязательно с высшим образованием. В Псковском корпусе с 1882 по 1917 гг. сменилось восемь инспекторов, из которых военными были шестеро, а штатским только двое—А. И. Андреев и А. С. Равич-Щербо.
Первым в истории корпуса должность инспектора классов занимал выпускник Санкт-Петербургского университета Александр Иванович Андреев, который, как и первый директор, начинал службу в военной гимназии. Однако уже в 1883 г. Андреева сменил капитан Михаил Александрович Энден259. Он окончил Михайловское артиллерийское училище и Артиллерийскую академию (1863 г.), после чего служил в гвардейской артиллерии. В 1868 г. Энден был прикомандирован к Пажескому корпусу в качестве офицера-воспитателя, в 1869 стал адъютантом корпуса, а в 1875 — ротным командиром. Опыт службы в одном из самых привилегированных учебных заведений страны, конечно, помог ему в исполнении обязанностей инспектора в Псковском корпусе. Энден руководил учебной частью корпуса до конца 1893 г., а значит, именно ему пришлось заниматься введением новой программы 1889 г. Судя по благожелательным отзывам Главного управления, с этой задачей новый инспектор справился. Интересно, что один из сыновей Михаила Александровича, Михаил Михайлович Энден, родившийся в Пскове в 1887 г., впоследствии служил в Красной армии и даже занимал некоторое время должность начальника штаба Ленинградского военного округа260.
В июле 1894 г. на должность инспектора классов был назначен полковник Михаил Васильевич Барсов, имевший репутацию опытного и талантливого педагога. Он происходил из дворян Смоленской губернии, обучался в Киевской военной гимназии, Александровском и Михайловском артиллерийском училищах, участвовал в Русско-турецкой войне 1877— 1878 гг. В 1882 г. Барсов окончил курс Михайловской артиллерийской академии, после чего получил право преподавать артиллерию в военных училищах. В 1887 г. Михаил Васильевич стал помощником инспектора классов в Александровском военном училище, из которого и перешёл в Псковский корпус. Барсов неоднократно публиковал статьи в педагогической прессе, высказывая при этом смелые и оригинальные идеи. К сожалению, в Пскове он прослужил
недолго и уже в 1897 г. занял должность инспектора классов в Николаевском кадетском корпусе. Впоследствии Барсов был директором Сибирского кадетского корпуса (1900— 1902) и состоял чиновником для особых поручений при Главном управлении военно-учебных заведений (1902—1905 Р61.
Преемником Барсова в Псковском корпусе стал полковник Александр Петрович Струсевич, который также был офицером-артиллеристом262. В 1873 г. он окончил Павловское военное училище с отличными баллами по математике и поступил прапорщиком в 5-ю артиллерийскую бригаду. С этой воинской частью Струсевич принял участие в Русско-турецкой войне 1877— 1878 гг., храбро сражался под стенами Никополя и Плевны, был награждён боевыми орденами. В 1878—1881 гг. он обучался в Академии Генерального штаба, затем был прикомандирован к 3-му Александровскому военному училищу в качестве репетитора по артиллерии. В 1883 г. Струсевича направили в Донской кадетский корпус для испытания на должность офицера-воспитателя, в 1886 г. он занял эту должность, в 1888 г. стал сотенным командиром. В апреле 1897 г. Александр Петрович был переведён инспектором классов в Псковский кадетский корпус, где прослужил до 1900 г., а затем перешёл на ту же должность в Симбирский кадетский корпус.
После ухода Струсевича пост инспектора принял гражданский педагог, статский советник Александр Семёнович Равич-Щербо263. В отличие от всех своих предшественников он большую часть служебной карьеры сделал в Пскове. Равич-Щербо обучался в Москве, одновременно посещая занятия в Константиновском межевом институте и на юридическом факультете Московского университета. В 1880 г. он поступил воспитателем в Псковскую военную гимназию, благополучно пережил её реорганизацию в кадетский корпус, преподавал в нём математику, а в 1886 г. стал помощником инспектора
классов. Обязанности инспектора он исполнял пять лет. В середине 1905 г. А. С. Равич-Щербо перешёл на службу инспектором классов в Николаевский кадетский корпус и оставался там вплоть до 1917 г. В Псковском корпусе он в совокупности прослужил 25 лет. Кстати, одновременно А. С. Равич-Щербо преподавал математику в Мариинской женской гимназии и законоведение в Псковском землемерном училище.
Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17
Опубликовано 21 Сентябрь 2010 в рубрике Обаяние мундира
Если Вам интересна эта тема - дополнительный материал Вы найдете в статьях:Новое на сайте: