Наставники и воспитанники
палат, опубликовал ряд научных работ. Среди них «Причины Смутного времени» (1900), «Описание к Соборному плану г. Пскова» (1901), «Псковский городец и Мирожь, как место первых христианских поселений» (1902) и др. Наконец, именно Ф. А. Ушаков стал автором первого исследования по истории Псковского кадетского корпуса («Материалы для истории Псковского кадетского корпуса»), опубликованного в 1901 г. В 1906 г. Ушаков переехал в Петербург. Скончался он в ноябре 1914 г., вскоре после начала Первой мировой войны.
Несомненно, интересной фигурой был Карл Вильямович Шпигель271. Его отец, Ганс Дидрих Виллиам Шпигель был военным инженером и отличился во время Кавказской войны, а мать происходила из рода баронов Неттельгорстов. Сам Карл Вильямович окончил Павловское военное училище, после которого в 1876 г. поступил прапорщиком в Лейб-гвардии Литовский полк. Здесь очень скоро обнаружился интерес молодого офицера к педагогике, и его назначили заведовать школой для солдатских детей. В августе 1886 г. Шпигель был прикомандирован к Псковскому кадетскому корпусу для испытания в должности офицера-воспитателя, в сентябре 1888 г. — утверждён в этой должности, а в 1893 г. возглавил роту. Как видно из протоколов заседаний Педагогического комитета, он неизменно отстаивал принципы уважительного и чуткого отношения к воспитанникам. Такие взгляды, безусловно, импонировали Главному начальнику военно-учебных заведений великому князю Константину Константиновичу, который в январе 1907 г. назначил Шпигеля директором Симбирского кадетского корпуса, невзирая на отсутствие у него высшего военного образования.
Дальнейшие события показали, что великий князь не ошибся. В 1910 г. он посетил Симбирский корпус, после чего с радостью сообщал в одном из своих писем: «Туда более трёх лет назад назначил я, в изъятие закона, директором не имеющего высшего образования заслуженного ротного ко-
271 «Послужной список» К. В. Шпигеля см.: ГАПО. Ф. Псковского кадетского корпуса. Оп. 1. Д. 67. Л. 211—215
мандира Псковского корпуса Шпигеля и не раскаиваюсь: всё виденное, слышанное и пережитое в Симбирском корпусе… оставило отрадное впечатление. И там, и в Москве самое лучшее это доброе настроение и простые хорошие отношения между воспитывающими и кадетами. Никакой вражды или недружелюбия»272.
Способным педагогом был также подполковник Филипп Николаевич Массино. Он происходил из дворян Полтавской губернии, учился в 4-м Московском кадетском корпусе и Александровском военном училище, по окончании которого в 1886 г. поступил подпоручиком в 107-й пехотный Троицкий полк. В 1892 г. Ф. Н. Массино перешёл на должность младшего офицера в Виленское юнкерское училище, в 1895 г. был прикомандирован к Псковскому кадетскому корпусу для исполнения обязанностей офицера-воспитателя. В 1905 г. Филиппа Николаевича зачислили в Главное управление военно-учебных заведений и одновременно назначили воспитателем к детям великого князя Александра Михайловича. Это почётное поручение он исполнял до 1908 г., а затем вернулся в Псков, но уже на должность ротного командира. Интересно, что в Псковском корпусе служили также младшие братья Филиппа Николаевича, Алексей Николаевич и Фёдор Николаевич Массино, занимавшие должности офицеров-воспитателей.
Важнейшую часть штатных сотрудников каждого кадетского корпуса составляли воспитатели, которые были максимально приближены к детям и осуществляли непосредственное педагогическое воздействие на них. В Псковском корпусе с 1882 по 1917 гг. воспитательские должности занимали 83 чел., из которых 17 были штатскими (в начальный этап существования заведения) и 66 — офицерами. Их среднегодовая численность, таким образом, составляла 18 чел. Максимальным количество воспитателей было в 1906 г. (26 чел.), а минимальным в 1892 г. (13 чел.). Отклонение в большую сторону прослеживается также в 1905 и 1907 гг. (22 и 21 чел. соответственно), а в меньшую сторону — в 1882 г. (15 чел.).
Такая динамика представляется вполне закономерной. 1882 г. был первым годом существования Псковского кадетского корпуса, когда, как уже отмечалось выше, штатских воспитателей стали активно увольнять и набирать на их место офицеров. Разница в численности уволенных (7 чел.) и принятых (3 чел.) объясняет временный дефицит воспитателей, который был очень быстро восполнен.
Если в 1882 г. дефицит воспитателей объясняется перестройкой учебного заведения, то в 1892 г. он, насколько известно, возник случайно. Дело в том, что в этом году корпус покинуло сразу 6 офицеров, в основном перешедших в другие учебные заведения. Это М. М. фон Моргенштерн, В. Л. Кругликов, Н. С. Баранов, Н. Н. Тихобразов, Г. Г. Кириллов, М. Г. Чигирь. Поступило на службу всего два офицера (капитаны В. П. Дударь и П. Л. Госсе). Общее количество офицеров-воспитателей снизилось до 13 чел. При этом в числе учащихся заметных изменений тогда не происходило. Однако уже в следующем, 1893 г. численность воспитателей нормализовалась, составив 16 чел.
В 1905—1907 гт. количество офицеров-воспитателей заметно превышало норму. Причиной сложившейся ситуация была, по всей видимости, Русско-японская война. Тогда на воспитательские должности очень часто принимали офицеров, получивших ранения и неспособных, поэтому, к строевой службе. Так, из 8 офицеров, принятых на службу в 1905— 1906 гг., пятеро являлись участниками боевых действий, причём двое (В. А. Дебоа и В. А. Подчекаев) были ранены.
Принципы отбора и обязанности офицеров-воспитателей подробно излагались в «Положении Военного Совета о кадетских корпусах» 1886 года. Согласно этому документу они назначались директором корпуса из числа офицеров, «окончивших курс в военных училищах или высших учебных заведениях, состоящих в чинах не выше штабс-капитана гвардии или капитана армии и прослуживших в офицерском звании не менее четырёх лет, из которых не менее двух лет в строю»273. В течение первых двух лет своей службы офицер-
273 Положение Военного совета о кадетских корпусах, высочайше утверждённое 14 февраля 1886 г. // ПСЗ. Собр. 3. Т. 6. СПб., 1888. С. 72.
воспитатель считался «исполняющим должность», и лишь по прошествии этого испытательного срока он либо включался в штат корпуса, либо «откомандировывался к месту постоянного служения»274.
В непосредственном ведении каждого офицера-воспитателя состояли кадеты одного класса или классного отделения численностью не более 35 человек. При этом на его плечи ложился практически весь груз непосредственной педагогической работы. Помимо постоянного наблюдения за поведением и «умственным образованием» своих подопечных, он должен был проводить с ними все внеклассные занятия (чтения, беседы, экскурсии и т. д.), помогать в подготовке уроков, обучать строевым упражнениям. Поочерёдно все офицеры-воспитатели назначались на дежурство по роте. Дежурный оставался в ротном помещении на всю ночь и совершал периодические обходы. Обладали воспитатели и правом вести преподавательскую работу, но не более чем 9 часов в неделю.
В связи с отводимой ролью к офицерам-воспитателям предъявлялись высочайшие требования. «Инструкция по воспитательной части для кадетских корпусов» гласила, что «воспитателю при соответствующих его призванию качествах ума, сердца, характера и образования, благовоспитанности и физическом здоровье, необходимы практическое здравомыслие, житейская опытность, понимание явлений телесной и духовной жизни детей вообще, умение обращаться с ними и способность подчинять их своему влиянию, верная оценка пороков, заблуждений и слабостей, господствующих в современном обществе, близкое знакомство с настоящими условиями жизни и ясное понимание требований офицерской службы»275.
Разумеется, на практике укомплектовать штаты каждого корпуса такими людьми было затруднительно. В конце XIX в. особую тревогу современников вызывало отсутствие у офицеров-воспитателей специальной педагогической подготовки.
274 Там же.
275 Инструкция по воспитательной части для кадетских корпусов. СПб., 1905. С. 60.
Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17
Опубликовано 21 Сентябрь 2010 в рубрике Обаяние мундира
Если Вам интересна эта тема - дополнительный материал Вы найдете в статьях:Новое на сайте: