Наставники и воспитанники
Так, обучавшийся во 2-м Оренбургском кадетском корпусе генерал В. М. Дрейер вспоминал: «Воспитатели, в большинстве армейские офицеры, не все были специалистами в деле воспитания детей и юношей кадет, редко разбирались и считались со свойствами характера каждого мальчика»276. Похожую картину, но уже применительно к Нижегородскому корпусу, рисует А. И. Спиридович: «Воспитателями являлись простые из строя офицеры, большей частью сами прошедшие кадетский корпус»277.
Автор, укрывшийся за инициалами А. С, с возмущением писал на страницах «Педагогического сборника» в 1899 г.: «Строевому офицеру, совершенно чуждому предстоящей ему службы, вверяется отделение кадет, и молодой офицер на своих воспитанниках учится новому делу, приобретая навык и знание слишком дорогой ценой невольных ошибок»278. Далее в заметке справедливо подчёркивалось, что «можно быть превосходным офицером в строевом отношении и не совмещать в себе качеств, существенно необходимых для воспитателя»279. В протоколах заседаний Педагогического комитета Псковского кадетского корпуса действительно нередко упоминается ситуация, когда офицеры-воспитатели пытались решать конфликты «по-строевому», игнорируя педагогические методы.
В марте 1899 г. директор располагавшегося в Петербурге Педагогического музея генерал А. Н. Макаров направил военному министру А. Н. Куропаткину записку, в которой говорилось: «Я глубоко убеждён, что современные неудачи дела воспитания приведут в недалёком будущем к осознанию той истины, что воспитание детей и юношей есть своего рода специальность, которая от лиц, посвящающих ей себя, требует и известной специальной подготовки. Если истина эта признаётся таковою для дела воспитания вообще, то для ведомства военно-учебных заведений, имеющего в ведении
276 Фон Дрейер В. М. На закате империи. Мадрид. 1965. С. 8.
277 Спнрндовнч А. А. Записки жандарма. М., 1991. С. 14.
278 А. С. К вопросу о педагогической подготовке офицеров-воспитателей кадетских корпусов // Педагогический сборник. 1899. № 6. С. 208.
279 Там же.
своём большие интернаты, она приобретает особо важное значение»280. В заключение А. Н. Макаров предлагал создать при музее специальные курсы для офицеров-воспитателей. Куропаткин ответил согласием.
К маю 1900 г. было подготовлено, а в июне утверждено «Положение о курсах для подготовки офицеров к воспитательской должности в кадетских корпусах». Согласно ему курсы длились в течение года и были рассчитаны на 25 человек, которые набирались из уже служивших офицеров-воспитателей. Руководство курсами было возложено на конференцию, состоявшую из трёх человек: А. Н. Макарова (председатель), А. Н. Острогорского и А. Д. Бутовского. В 1901 г. продолжительность курсов увеличили до двух лет, в 1904 г. их штаты расширили до 30 слушателей, причём наряду со служившими воспитателями стали принимать и кандидатов на эту должность. Уровень подготовки на курсах был высок: к преподаванию на них привлекались многие видные учёные и педагоги того времени. Так, лекции по физиологии с 1901 по 1908 гг. читал профессор И. Р. Тарханов, а затем преподаватель Военно-медицинской академии В. И. Вартанов. Историю педагогики вёл приват-доцент Санкт-Петербургского университета И. И. Лапшин, занятия по гигиене — профессор А. С. Вирениус. Однако в силу своей малочисленности курсы никак не могли обеспечить выпускниками все кадетские корпуса страны. В Псковском кадетском корпусе служил только один прошедший курсы офицер — штабс-капитан В. А. Бычковский281.
Тем не менее многие офицеры-воспитатели вполне успеш-
28о ц^ по: Барсков Я. Л. Педагогический музей военно-учебных заведений. 1864-1914. СПб., 1914. С. 208.
2Я| Бычковский Владимир Адамович происходил из потомственных дворян Волынской губернии. Родился в Новгородской губернии в 1868, обучался в Псковском кадетском корпусе н Павловском военном училище, которое окончил в 1889 г. Служил в 86-м пехотном Вильманстрандском полку, в 1902 определён исполняющим обязанности офицера-воспитателя в Псковский кадетский корпус, в 1904 — произведён в капитаны и утверждён в должности воспитателя, в 1905 — направлен на Курсы офицеров-воспитателей, в 1906 — произведён в подполковники. Интересно, что в Псковском кадетском корпусе обучался и служил родной брат Владимра Адамовича, Бычковский Виктор Адамович (ГАПО. Ф. Псковского кадетского корпуса. Оп. 1. Д. 144. Л. 23).
но справлялись со своей службой и к тому же являлись яркими, незаурядными людьми. С 1886 по 1893 гг. в Псковском кадетском корпусе служил Илья Яковлевич Кульнев, внучатый племянник прославленного героя Отечественной войны 1812 года Якова Петровича Кульнева (1763—1812)282. О военной карьере этого педагога будет подробно рассказано в третьей главе книги. Пока следует заметить, что в 1883— 1885 гг. Илья Кульнев состоял ротным командиром в Софийском военном училище, помогал недавно освобождённой от турецкого ига Болгарии в подготовке национальных офицерских кадров, а в конце служебного пути командовал прославленным Лейб-гвардии Семёновским полком.
Весьма интересной личностью был Пётр Ассикритович Адамович283. Он происходил из потомственных дворян Псковской губернии, окончил Павловское военное училище (1878 г.), после чего служил в различных артиллерийских частях, а в сентябре 1884 г. был прикомандирован к Псковскому кадетскому корпусу для исполнения обязанностей офицера-воспитателя. На этой должности Адамович прослужил без малого 21 год. В августе 1905 г. он стал ротным командиром, но уже в 1906 г. вышел в отставку. Впрочем, полезной деятельности после этого Пётр Ассикритович не прекратил и служил земским начальником в Великолукском и Псковском уездах. В течение многих лет он состоял в Псковском обществе любителей музыкально-драматического искусства, особенно интересовался народной музыкой. Дом Адамовича посещал молодой Борис Трояновский, в будущем выдающийся балалаечник-виртуоз284.
Среди псковских офицеров-воспитателей, сделавших блестящую педагогическую карьеру, следует также назвать Модеста Григорьевича Чигиря. Правда, в нашем городе он прослужил всего два года (1890—1892), после чего был назначен офицером-воспитателем 2-го кадетского корпуса в
282 «Послужной список» И. Я. Кульнева см.: ГАПО. Ф. Псковского кадетского корпуса. Оп. 1. Д. 67. Л. 83—90.
283 «Послужной список» П. А. Адамовича см.: ГАПО. Ф. Псковского кадетского корпуса. Оп. 1. Д. 67. Л. 1—6.
284 Псковский биографический словарь. Псков, 2002. С. 455.
Петербурге. Однако именно Псковский корпус стал первым местом его службы как педагога. Позже М. Г. Чигирь состоял помощником директора Вольской военной школы, инспектором классов и директором Полоцкого кадетского корпуса285. Выпускники последнего учебного заведения вспоминали о нем в своих мемуарах как об очень строгом, но справедливом начальнике286.
В Псковском корпусе также начинал службу капитан Александр Александрович Кратиров287. Он занимал должность офицера-воспитателя с 1884 по 1887 гг., после был назначен заведующим Педагогическим музеем в Петербурге. Это интереснейшее учреждение вовсе не было «мёртвым» хранилищем экспонатов. В музее разрабатывались новые учебные пособия, читались лекции, встречались для обмена опытом педагоги из военных и гражданских учебных заведений. В 1888 г. Педагогический музей подвергся реорганизации. Вновь учреждённый пост директора занял генерал В. П. Коховский, а Кратиров переместился на должность хранителя, на которой прослужил ещё 18 лет (до 1907 г.). Сослуживцы и начальство неоднократно отмечали отличные познания Кратирова в области педагогики (кстати, он окончил Учительскую семинарию военного ведомства), скрупулёзность и исполнительность.
Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17
Опубликовано 21 Сентябрь 2010 в рубрике Обаяние мундира
Если Вам интересна эта тема - дополнительный материал Вы найдете в статьях:Новое на сайте: