Среди офицеров-воспитателей «младшего» поколения большой любовью псковских кадет пользовался Вячеслав Иосифович Обух, прошедший весьма не простой жизненный путь. Он получил общее образование в гражданском учебном заведении — Двинском реальном училище, но затем поступил в Московское военное (бывшее юнкерское) училище. В 1900 г. В. И. Обух получил чин подпоручика и начал службу в 98-м пехотном Юрьевском полку, в 1904—1905 гг. участвовал в
285  Викентьев В.. Полоцкий кадетский корпус. Исторический очерк 75-летия его существования. Полоцк, 1910. С. 364.
286 Один из них, Стефановский, пишет: «Директором корпуса был генерал-майор  Модест  Григорьевич  Чигирь,  очень подтянутый,  невысокого роста, неласковый, но в высшей степени справедливый человек» (Кадетская пере­кличка. 1977. № 17. С. 31).
287   «Послужной список» А. А.  Кратирова см.:  ГАПО.  Ф.  Псковского кадетского корпуса. Оп. 1. Д. 68. Л. 99—105.
боях с японцами, был ранен и награждён орденом св. Анны 4-й степени с надписью «за храбрость». На службу в Псков­ский корпус Вячеслав Иосифович поступил в 1906 г. Именно он был инициатором многочисленных походов и экскурсий, о которых с такой теплотой вспоминали кадеты. Впослед­ствии В. И. Обух перешёл на службу в столичный Алексан­дровский кадетский корпус. В марте 1917 г. он, уже в чине подполковника, принимал участие в комиссии, сформирован­ной Временным правительством для реформы кадетских корпусов.
Если воспитательские должности в корпусе замещались исключительно военными, то среди преподавателей-предмет­ников были и офицеры, и штатские лица, причём последние даже преобладали. Всего за период с 1882 по 1917 гг. в Псковском корпусе служило 47 преподавателей различных предметов и учителей младших классов. Их среднегодовое количество равнялось 15 чел. Об отклонениях от нормы можно говорить в трёх случаях: один раз в большую и два раза в меньшую сторону.
Максимальной численность преподавателей была в 1882 г. (21 чел.). Этот показатель корпус, видимо, унаследовал от военной гимназии, где, по данным 1881 г., служило 22 преподавателя. Однако уже в 1883 г. начинается настоящая реорганизация преподавательских штатов. От должности было освобождено шестеро педагогов (преподаватель фран­цузского языка Т. Н. Пердризе, русского языка И. И. Цвинев, физики Н. И. Иванов, географии И. А. Соколовский, истории Д. В. Ильцевич и Г. Л. Кон). Поступили на службу только двое: преподаватель немецкого языка М. П. Клус-синьш и П. Л. Корнилов, специализация которого неизвестна. Количество преподавателей уменьшилось до 17 чел. Тем не менее сокращение продолжилось и в 1884 г.: 6 чел. было уволено. Это учителя младших классов И. Л. Емельянов и В. П. Антонов, преподаватель немецкого языка В. И. Епина-тьев, музыки В. О. Бергман, учитель строя В. С. Трояновский и П. Л. Корнилов, прослуживший менее года. Новых препо­давателей на службу в этом году не принимали, так что их количество сократилось до 11 чел. Подобное сокращение не
может быть объяснено изменениями в учебной программе, так как её пересмотр начался позже, в 1889 г. Не отмечено в то время и резкого сокращения количества учащихся.
Усиленное увольнение преподавателей, скорее всего, вызвано тем, что в корпусе были учреждены должности офицеров-воспитателей и ротных командиров, которые имели право вести преподавательскую работу и нуждались в «ча­сах». Наиболее обоснованным представляется исключение из штатов корпуса В. С. Трояновского, так как проведение с кадетами строевых занятий вменялось в непосредственную обязанность офицерам-воспитателям.
В 1885 г. ни один преподаватель не покинул корпуса, а приняли на службу двоих: учителя рисования С. А. Пальни-кова и преподавателя немецкого языка А. А. Теннера. С этого времени количество преподавателей стабилизировалось на 26 лет и колебалось только в пределах нормы (13—17 чел.). Не вполне понятное сокращение их численности произошло в 1911 г., когда из 16 служивших в корпусе педагогов было уволено сразу четверо: учитель рисования С. А. Пальников, учителя младших классов М. М. Харинский и П. Ф. Рожан-ский, преподаватель истории А. А. Протопопов. Первые трое ушли, вероятно, из-за преклонного возраста: им было 61, 56 и 57 лет соответственно, и все они имели право на пенсии. Однако Протопопову шёл всего 31-й год, так что он, скорее всего, просто сменил место службы. Несмотря на такие потери, новых преподавателей ни в 1911-м, ни в 1912 г. не принимали. Их так и оставалось 12 чел. Интересно, что проводившееся в 1889 и 1898 гг. сокращение учебных про­грамм никаких перемен в численности служивших в корпусе преподавателей не вызывало.
В соответствии с «Положением» 1886 г. преподаватели и учителя избирались директором корпуса с помощью инспек­тора классов преимущественно из лиц, имевших высшее образование. Не требовалось его только для так называемых «учителей искусств», т. е. тех, кто обучал кадет рисованию, пению, танцам. Все преподаватели и учителя делились на штатных, «состоявших на действительной службе в корпусе», и приватных, «допускавшихся к преподаванию… лишь при
недостатке штатных преподавателей»288. Для зачисления в штат корпуса надлежало иметь «не менее 15 уроков в неделю, по одному ли предмету, по нескольким ли предметам в совокупности, или же по какому-либо предмету всё положен­ное по оному количество уроков, хотя бы оно было и менее 15 в неделю»289. Штатные преподаватели после избрания на должность утверждались Главным начальником военно-учеб­ных заведений. Для приватных такого утверждения не требо­валось. В Псковском корпусе с 1882 по 1916 гг. все препода­ватели, за исключением В. С. Трояновского, были штатными.
Для 36 преподавателей из 47 служивших в корпусе (77%) установлено полученное образование. Как того и требовало «Положение», многие из них закончили высшие учебные заведения. Так, 12 педагогов (33% учтённых) были выпуск­никами различных университетов, причём шестеро обучались в Петербургском университете, трое — в Юрьевском, по одному — в Московском и Харьковском. Ещё один педагог (преподаватель французского языка А. А. Таннер) обучался в зарубежном Гейдельбергском университете. Здесь следует отметить, что среди преподавателей иностранных языков в кадетских корпусах вообще было немало выходцев из-за рубежа. Так, в Псковском корпусе три преподавателя фран­цузского (Л. Л. Мелье, А. А. Таннер, Ф. Ф. Эвард) являлись уроженцами Швейцарии и соответственно образование полу­чили за пределами России. Два педагога (преподаватель словесности К. С. Хоцянов и преподаватель истории А. А. Протопопов) окончили Духовную Академию, причём у после­днего она сочеталась с Археологическим институтом. Служи­ли также в корпусе выпускники Санкт-Петербургского Теат­рального училища (учитель танцев А. К. Усачёв), Рижского политехнического училища (преподаватель физики С. И. Мацкевич), Санкт-Петербургской консерватории (учитель музыки И. И. Тульчиев) и др.
К сожалению, хуже у преподавателей обстояло дело со специальной педагогической подготовкой. Только 10 из них
288  Положение Военного совета о кадетских корпусах, высочайше утверж­дённое 14 февраля 1886 г. // ПСЗ. Собр. 3. Т. 6. СПб., 1888. С. 71
289 Там же.
окончили заведения, дававшие знания по педагогике, причём в пяти случаях это была Учительская семинария военного и в двух случаях Педагогические курсы при 2-й военной гимназии. Оба эти центра подготовки педагогов были закры ты в 1880-е годы. Когда окончившие их лица старели и покидали службу, на смену им приходили люди, не изучавшие педагогики как особой сферы знаний.


Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17

Опубликовано 21 Сентябрь 2010 в рубрике Обаяние мундира

Если Вам интересна эта тема - дополнительный материал Вы найдете в статьях:
  • Заключение
  • Псковский край — жемчужина России!
  • ПСКОВСКИЕ ГУБЕРНАТОРЫ: СОЦИАЛЬНО-ИСТОРИЧЕСКИЙ ПОРТРЕТ


  • Новое на сайте:

  • Рекомендации по выбору стиральной машины автомат и продлению ее срока службы
  • Как выбрать блок-хаус?
  • В Пскове началось историческое ориентирование
  • Изучение истории Псковского края в послереволюционный период
  • Рыбное хозяйство Псковской губернии.