Наставники и воспитанники
Среди офицеров-воспитателей «младшего» поколения большой любовью псковских кадет пользовался Вячеслав Иосифович Обух, прошедший весьма не простой жизненный путь. Он получил общее образование в гражданском учебном заведении — Двинском реальном училище, но затем поступил в Московское военное (бывшее юнкерское) училище. В 1900 г. В. И. Обух получил чин подпоручика и начал службу в 98-м пехотном Юрьевском полку, в 1904—1905 гг. участвовал в
285 Викентьев В.. Полоцкий кадетский корпус. Исторический очерк 75-летия его существования. Полоцк, 1910. С. 364.
286 Один из них, Стефановский, пишет: «Директором корпуса был генерал-майор Модест Григорьевич Чигирь, очень подтянутый, невысокого роста, неласковый, но в высшей степени справедливый человек» (Кадетская перекличка. 1977. № 17. С. 31).
287 «Послужной список» А. А. Кратирова см.: ГАПО. Ф. Псковского кадетского корпуса. Оп. 1. Д. 68. Л. 99—105.
боях с японцами, был ранен и награждён орденом св. Анны 4-й степени с надписью «за храбрость». На службу в Псковский корпус Вячеслав Иосифович поступил в 1906 г. Именно он был инициатором многочисленных походов и экскурсий, о которых с такой теплотой вспоминали кадеты. Впоследствии В. И. Обух перешёл на службу в столичный Александровский кадетский корпус. В марте 1917 г. он, уже в чине подполковника, принимал участие в комиссии, сформированной Временным правительством для реформы кадетских корпусов.
Если воспитательские должности в корпусе замещались исключительно военными, то среди преподавателей-предметников были и офицеры, и штатские лица, причём последние даже преобладали. Всего за период с 1882 по 1917 гг. в Псковском корпусе служило 47 преподавателей различных предметов и учителей младших классов. Их среднегодовое количество равнялось 15 чел. Об отклонениях от нормы можно говорить в трёх случаях: один раз в большую и два раза в меньшую сторону.
Максимальной численность преподавателей была в 1882 г. (21 чел.). Этот показатель корпус, видимо, унаследовал от военной гимназии, где, по данным 1881 г., служило 22 преподавателя. Однако уже в 1883 г. начинается настоящая реорганизация преподавательских штатов. От должности было освобождено шестеро педагогов (преподаватель французского языка Т. Н. Пердризе, русского языка И. И. Цвинев, физики Н. И. Иванов, географии И. А. Соколовский, истории Д. В. Ильцевич и Г. Л. Кон). Поступили на службу только двое: преподаватель немецкого языка М. П. Клус-синьш и П. Л. Корнилов, специализация которого неизвестна. Количество преподавателей уменьшилось до 17 чел. Тем не менее сокращение продолжилось и в 1884 г.: 6 чел. было уволено. Это учителя младших классов И. Л. Емельянов и В. П. Антонов, преподаватель немецкого языка В. И. Епина-тьев, музыки В. О. Бергман, учитель строя В. С. Трояновский и П. Л. Корнилов, прослуживший менее года. Новых преподавателей на службу в этом году не принимали, так что их количество сократилось до 11 чел. Подобное сокращение не
может быть объяснено изменениями в учебной программе, так как её пересмотр начался позже, в 1889 г. Не отмечено в то время и резкого сокращения количества учащихся.
Усиленное увольнение преподавателей, скорее всего, вызвано тем, что в корпусе были учреждены должности офицеров-воспитателей и ротных командиров, которые имели право вести преподавательскую работу и нуждались в «часах». Наиболее обоснованным представляется исключение из штатов корпуса В. С. Трояновского, так как проведение с кадетами строевых занятий вменялось в непосредственную обязанность офицерам-воспитателям.
В 1885 г. ни один преподаватель не покинул корпуса, а приняли на службу двоих: учителя рисования С. А. Пальни-кова и преподавателя немецкого языка А. А. Теннера. С этого времени количество преподавателей стабилизировалось на 26 лет и колебалось только в пределах нормы (13—17 чел.). Не вполне понятное сокращение их численности произошло в 1911 г., когда из 16 служивших в корпусе педагогов было уволено сразу четверо: учитель рисования С. А. Пальников, учителя младших классов М. М. Харинский и П. Ф. Рожан-ский, преподаватель истории А. А. Протопопов. Первые трое ушли, вероятно, из-за преклонного возраста: им было 61, 56 и 57 лет соответственно, и все они имели право на пенсии. Однако Протопопову шёл всего 31-й год, так что он, скорее всего, просто сменил место службы. Несмотря на такие потери, новых преподавателей ни в 1911-м, ни в 1912 г. не принимали. Их так и оставалось 12 чел. Интересно, что проводившееся в 1889 и 1898 гг. сокращение учебных программ никаких перемен в численности служивших в корпусе преподавателей не вызывало.
В соответствии с «Положением» 1886 г. преподаватели и учителя избирались директором корпуса с помощью инспектора классов преимущественно из лиц, имевших высшее образование. Не требовалось его только для так называемых «учителей искусств», т. е. тех, кто обучал кадет рисованию, пению, танцам. Все преподаватели и учителя делились на штатных, «состоявших на действительной службе в корпусе», и приватных, «допускавшихся к преподаванию… лишь при
недостатке штатных преподавателей»288. Для зачисления в штат корпуса надлежало иметь «не менее 15 уроков в неделю, по одному ли предмету, по нескольким ли предметам в совокупности, или же по какому-либо предмету всё положенное по оному количество уроков, хотя бы оно было и менее 15 в неделю»289. Штатные преподаватели после избрания на должность утверждались Главным начальником военно-учебных заведений. Для приватных такого утверждения не требовалось. В Псковском корпусе с 1882 по 1916 гг. все преподаватели, за исключением В. С. Трояновского, были штатными.
Для 36 преподавателей из 47 служивших в корпусе (77%) установлено полученное образование. Как того и требовало «Положение», многие из них закончили высшие учебные заведения. Так, 12 педагогов (33% учтённых) были выпускниками различных университетов, причём шестеро обучались в Петербургском университете, трое — в Юрьевском, по одному — в Московском и Харьковском. Ещё один педагог (преподаватель французского языка А. А. Таннер) обучался в зарубежном Гейдельбергском университете. Здесь следует отметить, что среди преподавателей иностранных языков в кадетских корпусах вообще было немало выходцев из-за рубежа. Так, в Псковском корпусе три преподавателя французского (Л. Л. Мелье, А. А. Таннер, Ф. Ф. Эвард) являлись уроженцами Швейцарии и соответственно образование получили за пределами России. Два педагога (преподаватель словесности К. С. Хоцянов и преподаватель истории А. А. Протопопов) окончили Духовную Академию, причём у последнего она сочеталась с Археологическим институтом. Служили также в корпусе выпускники Санкт-Петербургского Театрального училища (учитель танцев А. К. Усачёв), Рижского политехнического училища (преподаватель физики С. И. Мацкевич), Санкт-Петербургской консерватории (учитель музыки И. И. Тульчиев) и др.
К сожалению, хуже у преподавателей обстояло дело со специальной педагогической подготовкой. Только 10 из них
288 Положение Военного совета о кадетских корпусах, высочайше утверждённое 14 февраля 1886 г. // ПСЗ. Собр. 3. Т. 6. СПб., 1888. С. 71
289 Там же.
окончили заведения, дававшие знания по педагогике, причём в пяти случаях это была Учительская семинария военного и в двух случаях Педагогические курсы при 2-й военной гимназии. Оба эти центра подготовки педагогов были закры ты в 1880-е годы. Когда окончившие их лица старели и покидали службу, на смену им приходили люди, не изучавшие педагогики как особой сферы знаний.
Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17
Опубликовано 21 Сентябрь 2010 в рубрике Обаяние мундира
Если Вам интересна эта тема - дополнительный материал Вы найдете в статьях:Новое на сайте: