Наставники и воспитанники
О такой ситуации с тревогой писал в «Педагогическом сборнике» преподаватель арифметики в Псковском кадетском корпусе П. Ф. Рожанский: «Учителем средней школы признаётся всякий окончивший курс высшего учебного заведения по известной специальности, между тем как небезызвестно, что сумма знаний и способность передачи этих знаний не всегда согласуется между собой»290. Советский историк Н. И. Алпатов в своей монографии «Учебно-воспитательная работа в дореволюционной школе интернатного типа» отмечал по этому поводу: «Университеты плохо готовили к выполнению педагогических обязанностей, их выпускники часто выделялись научной подготовкой, но на первых порах были совершенно беспомощны учить детей, особенно в младших классах»291. Справедливости ради следует отметить, что в кадетские корпуса редко принимали специалистов сразу после окончания университета, отдавая предпочтение лицам с педагогическим опытом. Так, из 12 сотрудников Псковского корпуса, имевших университетское образование, лишь трое поступили на службу в него сразу после окончания обучения.
В августе 1903 г. при Педагогическом музее были открыты курсы по подготовке учителей для кадетских корпусов. На них допускались офицеры и гражданские лица, окончившие высшие учебные заведения. Курсы имели три отделения: по русскому языку, естественной истории и географии. Однако их штаты, как и штаты курсов для офицеров-воспитателей, были невелики: всего 20—25 человек. В Псковском корпусе
290 Рожанский П. Ф. Личность воспитателя и преподавателя // Педагогический сборник. 1904. № 3. С. 291.
291 Алпатов Н. И. Учебно-воспитательная работа в дореволюционной школе интернатного типа. М., 1958. С. 189.
служил всего один педагог, прошедший Учительские курсы, — преподаватель истории А. П. Бартенев292.
Одним из наиболее заметных педагогов в Псковском корпусе был преподаватель русского языка и словесности Киприан Сергеевич Хоцянов. Он родился в 1847 г. в Минской губернии в семье мещанина. Обучался в Санкт-Петербургской Духовной Академии, по окончании курса которой в 1875 г. поступил на Педагогические курсы при 2-й военной гимназии в Петербурге. Курсы эти, как уже говорилось, давали весьма обстоятельные педагогические знания и навыки. Один из их выпускников, Д. Д. Семёнов, с гордостью отмечал: «Педагогические курсы при 2-й военной гимназии воспитали и образовали целую группу действительно учителей-педагогов, а не учителей-ремесленников, людей искренно преданных своему делу, горячо любивших своё поприще»293.
Именно таким «учителем-педагогом» был и К. С. Хоцянов294. В 1881—1882 гг. он состоял чиновником для поручений при Главном управлении военно-учебных заведений, а затем был направлен на должность преподавателя в Псковский кадетский корпус, где прослужил целых 30 лет, до 1912 г. В ходе своей длительной педагогической деятельности он не только зарекомендовал себя как талантливый наставник-практик, но и подготовил целый ряд учебно-методических пособий. В 1888 г. в Пскове вышла в свет его брошюра «Опыт разбора трагедии Пушкина «Моцарт и Сальери», в которой говорилось: «Страсть Сальери, плод его узкой любви к славе, можно уподобить губительному пожару среди мрака нбчи, чистую же и светлую любовь Моцарта к искусству можно сравнить с дневным светилом, которое всех и всё освещает и согревает своими животворными лучами»295. Сам Киприан
292 Бартенев Авенир Павлович родился в 1878 г. в семье священника. Обучался в Ставропольской духовной семинарии и Юрьевском университете, который окончил со степенью кандидата естественных наук. В Псковском кадетском корпусе служил с августа 1908 г. (ГАПО. Ф. Псковского кадетского корпуса. Оп. 1. Д. 144).
293 Семёнов Д. Д. Из моих воспоминаний о педагогических курсах // Образование. 1893. Т. 2. № 11. С. 283.
294 «Послужной список» К. С. Хоцянова см.: ГАПО. Ф. Псковского кадетского корпуса. Оп. 1. Д. 130.
293 Хоцянов К. С. Опыт разбора трагедии Пушкина «Моцарт и Сальери». Псков, 1888. С. 30.
Сергеевич тоже «согревал» питомцев искренней, неподдельной любовью к литературе. Он регулярно читал для псковичей открытые леции, публиковал литературоведческие статьи в местной и центральной прессе.
После выхода в отставку Хоцянов не прекратил педагогической деятельности и давал приватные уроки в частной гимназии Барсуковой. Известный псковский краевед К. А. Иеропольский писал о нём в 1919 г.: «Многие псковичи помнят, вероятно, эту резко выделяющуюся из толпы, импозантную фигуру: высокий рост, задумчивые грустные глаза, всегда высоко поднятая голова, обрамлённая пуками белых, развевающихся, как у библейских пророков, волос… И на уроках, и в публичных выступлениях всегда звал он к свету и к новой, построенной на началах права и справедливости, жизни»296.
С 1892 по 1906 гг. естественную историю в корпусе преподавал Николай Александрович Зарудный, талантливый учёный-натуралист297. Он родился в 1859 г. в семье офицера, окончил Учительскую семинарию военного ведомства и в
1879 г. поступил на службу в Оренбургскую военную прогимназию. После этого Зарудный, по словам его биографа Н. А. Бобринского, «стал жить исключительно на свой заработок и проводить всё своё свободное время в экскурсиях»298. Под экскурсиями Бобринский имел в виду отнюдь не развлекательные путешествия, а серьёзные научные экспедиции. Уже в мае
1880 г. Николай Александрович совершил поход на берега реки Илек, о котором вспоминал так: «Я бродил по обширным луговым пространствам вдоль Илека, по окрестным степям и рощам, я проводил ночи на берегах многочисленных там озёр и лиманов, я посещал непролазные топи и болота и всюду наблюдал за деятельной, неугомонной, бурной жизнью вечно беспокойных птиц»299. В августе 1881 г. в журнале «Природа
296 Иеропольский К. Некролог К. С. Хоцянова // Единая школа. 1919. № 1. С. 76.
247 «Послужной список» Н. А. Зарудного см.: ГАПО. Ф. Псковского кадетского корпуса. Оп. 1. Д. 130.
298 Бобринский Н. А. Н. А. Зарудный. 1859-1919. М., 1940. С. 6.
299 Там же. С. 10.
и Охота» вышла первая научная работа Зарудного — «Наблюдения над птицами в окрестностях Оренбурга».
В 1884 г. Н. А. Зарудный совершил на собственные средства путешествие в Закаспийский край, во время которого бродил по пустыням в одиночку, питаясь только дичью. Из этой поездки он привёз 600 чучел птиц. Известный орнитолог М. А. Мензбир писал, что результаты поездки Зарудного «превосходят всё полученное даже целыми экспедициями»300. В 1885 г. неутомимый исследователь отправился в глубь Персии. На этот раз с ним был спутник, А. М. Никольский, который оставил в мемуарах очень яркий портрет учёного. «Зарудный, — писал он, — явился настоящим охотником в зелёной рубашке навыпуск, в ботфортах, в одной руке двустволка, в другой — винтовка Бердана, за поясом — револьвер, нож и ещё какие-то охотничьи принадлежности»301. Эта экспедиция едва не окончилась трагически: Николай Александрович заболел малярией и выжил лишь благодаря крепкому организму.
В 1887 г. Оренбургская военная прогимназия была преобразована во 2-й Оренбургский кадетский корпус, а в августе 1888 г. Зарудный был временно выведен за штат нового учебного заведения. Перерывом в служебной деятельности он воспользовался для того, чтобы в 1889 г. совершить новую экспедицию, на этот раз в Мервский оазис в Туркмении. В январе 1890 г. Николай Александрович вновь поступил на преподавательскую должность. Интересно, что директором Оренбургского корпуса в то время был И. А. Боголюбов, который впоследствии возглавлял Псковский корпус. По-видимому, он смотрел на научные поездки своего педагога вполне благожелательно, тем более что они приходились на каникулярное время. Возможно, именно Боголюбов способствовал переезду Зарудного в наш город. Во всяком случае, в Псковский корпус они поступили всего лишь с годичным интервалом: в августе 1891 г. директором стал Боголюбов, в августе 1892 г. — преподавателем естественной истории Н. А. Зарудный.
Детальная информация материал фильтрующий фрнк на сайте.
Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17
Опубликовано 21 Сентябрь 2010 в рубрике Обаяние мундира
Если Вам интересна эта тема - дополнительный материал Вы найдете в статьях:Новое на сайте: