Он ос­нован в XIII веке преподобным Иоасафом, который и был в нем первым игуменом. В 1299 году монастырь был разорен Лифляндцами, причем основатель, преп. Иоасаф, убит и вместе с ним 17 иконов. Вскоре обитель возобновлена и приведена опять в цветущее состояние, так что считалась тогда первою из четырех так называемых больших Псковских монастырей: Мирожского, Великопустынского и Елеазариева; а в смутное время, при самозванцах, служила убежищем для Псковитян от мятежников. В 1493 г. от сильного пожара все строения сгорели в обители. В 1615 г., июля 30, король Август Адольф делал из стен этого монастыря приступ к Пскову.
В настоящее время в обители две церкви: 1) собор Рожде­ства Богородицы с приделами Иоанна Предтечи и Николая Чудотворца, построенная в 1312 г. игуменом Иовом, существу­ющая и до сей поры, хотя и неоднократно была разоряема от Лифляндцев и частыми пожарами, от которых, как мы уже и выше сказали, истребляемы были и прочие здания этой обители; здесь почивают мощи убиенного игумена, преподобного Иоаса-фа; в особом ковчеге положены открыто глава его и две кости; 2) Вознесения Господня под колокольнею (ныне упраздненная).
8 сентября на храмовый праздник ежегодно установлено издревле приходить всему Псковскому городскому духовенству с крестами в соборную церковь, что и доныне продолжается. В XV веке в этой обители приняли иночество преподобные: Еф-росин Псковский и Савва Крыпецкий. В 1804 году обитель упразднена и обращена в архиерейский дом, а иноки переведены в Спасо-Елиазаров монастырь. Мы считаем излишним много распространяться об этой уже упраздненной обители, скажем в общих чертах и сделаем общий археографическо-библиографи-ческий обзор.
Список игуменов и архимандритов этой обители с 1299 по 1785 г. помещен в сочинении П. М. Строева: Списки иерархов и настоятелей монастырей Российской церкви. С.-Петер­бург, 1877 г., стр. 390 и 391.
Некоторые сведения содержатся: в Актах археографи­ческой экспедиции, т. III, стр. 224; в актах юридических, изданных археографической комиссией, стр. 3; в Русской исто­рической библиотеке, изданной той же комиссией, том VI, столбцы 398-392 № 45. (С.-Петербург, 1880 г.) напечатано послание Новгородского архиепископа (1417—1412 гг.) Симео­на в Снетогорский монастырь о соблюдении общежительского устава и неподсудности игумена и старцев мирским судьям.
Также помещены были исторические сведения об этой обители в следующих изданиях:
Словарь географический Российской Империи, составил А. Щекатов, Москва, 1807 г., часть V, столбцы 1061 и 1062;
Историческое описание города Пскова и его древних пригородов с самого их основания, составил Николай Ильин­ский. С.-Петербург, 1790 г., стр. 46 и 57;
История княжества Псковского, часть IV, Киев, 1831 г., стр. 24, 26 и 37;
История Российской иерархии, составленная Амвроси­ем, часть VI, М, 1815 г., стр. 167-169
и в Книгах разрядных по официальным оных спискам, изданных с Высочайшего соизволения II отделением Собствен­ной Е. И. В. Канцелярий, том II, С.-Петербург, 1855 г., стр. 535 (сведения об обители за 1631 и 34 годы).
Есть сведения, весьма краткие, в книгах: Описание доку­ментов и дел, хранящихся в архиве Святейшего Прави­тельствующего Синода, том I (1542—1721 г.) С.-Петербург 1868 г., стр. 36 и CCCL 1,
История России с древнейших времен, сочинение С. М. Соловьева, тома IV, стр. 319; V, 222; X, 171 и 172,
История Государства Российского, соч. Н. М. Карам­зина, изд. И. Эйнерлинга. С.-Петербург, 1884 г., т. IV, при­мечания 193, 247, V, примечания 137, 254, 386; VI, примеча­ние 629,
Материалы для статистики Российской Империи, издание статистического совета Министерства Внутренних Дел, С.-Петербург, 1841 г., стр. 40,
статья А. Глаголева: Краткое обозрение древних Рус­ских изданий и других отечественных памятников,
из Описания Русских Словенских рукописей Румянцев-ского музея (составил А. Востоков, С.-Петербург, 1842 г., стр. 83 и 87) видно, что в библиотеке означенного музея хра­нится: правая грамота, данная дьяками Дубровиным и Мартья­новым с Верхнего Острова игумену Кондратию и оброчным ловцам Кононову с товарищами на рыбные ловли, которые у них оспаривал Снетогорский игумен Иона, 1547 г., марта 2 дня (лл. 28-30),
Всеобщий географический и статистический словарь, составил князь С. П. Гагарин, часть 3-я, Москва, 1843 г., стр. 346,
Полное собрание исторических сведений о всех бывших в древности и ныне существующих монастырях и приме­чательных церквях России, составил А. Ратшин, Москва, 1852 г., стр. 449 и 450,
Об освящении храма на Снетогорском подворье, иеро­монаха Иосифа, Псковские губернские ведомости, часть неофи­циальная, 1857 г., № 47,
Архиерейское подворье в 5 верстах от Пскова, на мес­те бывшего там монастыря, его же, С.-Петербургские ведо­мости, часть неофициальная, 1857 г., № 232 (Разные извес­тия),
Обстоятельное описание Славяно-Русских рукописей, хранящихся в Москве, в библиотеке графа Ф. А. Толстого, издали К. Калайдович и П. Строев, Москва, 1825 г., стр. 302,
Исторические монографии и исследования Н. И. Кос­томарова, том VIII, издание Д. Е. Кожанчикова, С.-Петербург, 1868 г., стр. 367 и 368.
(На остальных 84 страницах этой брошюры И. Ф. Ток­маков опубликовал следующие документы:
1)  Дело о даче жалованной грамоты Снетогорскому монастырю,  начатое  по  прошению архимандрита  Иоиля от 13 ноября 7195/1686 г.
2)  Списки с жалованных грамот, данных монастырю царем Федором Ивановичем 2 августа 7093/1587 и 25 марта 7104/1596 г.,  царем Михаилом Федоровичем  14  августа 7129/1621 г.  и  10 марта   7150/1642 г.,  царем. Алексеем Михайловичем 8 августа  7155/1647 г., царями Иваном и Петром Алексеевичами 10 марта, 27 апреля и 26 мая 7192/ 1684 г., 7 февраля, 15 мая и 21 июля 7193/1685 г., 25 июня 7194/1686 г., 8 августа 7195/1687 г.
3) Выписку из посольских писцовых книг 7135/1627 г.
4) Список с мерных Псковских книг от 10 марта 7195/ 1687 г. — N. Л)
По поводу двадцатипятилетия Псковской Иоанне-Ильинской общины сестер милосердия
14 ноября 1868 г., ровно 25 лет тому назад, была учреж­дена у нас в Пскове при Ильинской церкви община сестер милосердия. В течение этого, по-видимому, непродолжительно­го периода своего существования община пережила много пери­петий, перенесла много испытаний; было даже время, когда являлся вопрос, в состоянии ли она перенести поразивший ее кризис или существование ее должно прекратиться? История ее может быть разделена на три периода: с 1868 по 1872 г. ~ период ее рассвета, ее молодости, поры увлечений, когда она задалась, в лице учредительницы своей, игумений Митрофании, весьма широкими целями, далеко не соответствовавшими ее денежным средствам, как показало ближайшее будущее; с 1872 по 1874 г. — период упадка, кризиса, когда она, чтобы не прекратить окончательно своего существования, вынуждена была в значительной степени сузить сферу своей деятельности; и третий период, с 1874 года по настоящее время, «— когда она, оправляясь постепенно от тех нестроений, которые грозили даль­нейшему ее существованию, стала, наконец, на твердую почву и, преследуя менее широкие, но зато более соответствующие ее денежным средствам цели, продолжала и поныне продолжает
служить на пользу страждущим в духе христианского милосер­дия, труда, самоотвержения и нравственности.
Приступая к краткому историческому очерку деятельности общины за минувшее двадцатипятилетие, мы считаем необходи­мым изложить в возможно сжатом виде историю возникнове­ния ее и деятельность в этом направлении учредительницы ее, игумений Серпуховского Владычного монастыря Митрофании, начальницы петербургской Покровской общины сестер мило­сердия.


Страницы: 1 2 3 4

Опубликовано 22 Сентябрь 2010 в рубрике Храмы и монастыри

Если Вам интересна эта тема - дополнительный материал Вы найдете в статьях:
  • КОНФЕССИОНАЛЬНАЯ ГЕОГРАФИЯ
  • ДОРОГА МОСКВА — КРЕЙЦБУРГ
  • Освящение полкового храма


  • Новое на сайте:

  • Погружение в мир ставок и увлекательного азарта
  • Крем Сустарад: для суставов он станет как целебное зелье
  • Калькутта красочная
  • Сочиняшка: сайт где есть всё для любителей литературы и не только
  • Девушки по вызову: почему не стоит пользоваться их услугами?