Нетогорский мужской монастырь
Он основан в XIII веке преподобным Иоасафом, который и был в нем первым игуменом. В 1299 году монастырь был разорен Лифляндцами, причем основатель, преп. Иоасаф, убит и вместе с ним 17 иконов. Вскоре обитель возобновлена и приведена опять в цветущее состояние, так что считалась тогда первою из четырех так называемых больших Псковских монастырей: Мирожского, Великопустынского и Елеазариева; а в смутное время, при самозванцах, служила убежищем для Псковитян от мятежников. В 1493 г. от сильного пожара все строения сгорели в обители. В 1615 г., июля 30, король Август Адольф делал из стен этого монастыря приступ к Пскову.
В настоящее время в обители две церкви: 1) собор Рождества Богородицы с приделами Иоанна Предтечи и Николая Чудотворца, построенная в 1312 г. игуменом Иовом, существующая и до сей поры, хотя и неоднократно была разоряема от Лифляндцев и частыми пожарами, от которых, как мы уже и выше сказали, истребляемы были и прочие здания этой обители; здесь почивают мощи убиенного игумена, преподобного Иоаса-фа; в особом ковчеге положены открыто глава его и две кости; 2) Вознесения Господня под колокольнею (ныне упраздненная).
8 сентября на храмовый праздник ежегодно установлено издревле приходить всему Псковскому городскому духовенству с крестами в соборную церковь, что и доныне продолжается. В XV веке в этой обители приняли иночество преподобные: Еф-росин Псковский и Савва Крыпецкий. В 1804 году обитель упразднена и обращена в архиерейский дом, а иноки переведены в Спасо-Елиазаров монастырь. Мы считаем излишним много распространяться об этой уже упраздненной обители, скажем в общих чертах и сделаем общий археографическо-библиографи-ческий обзор.
Список игуменов и архимандритов этой обители с 1299 по 1785 г. помещен в сочинении П. М. Строева: Списки иерархов и настоятелей монастырей Российской церкви. С.-Петербург, 1877 г., стр. 390 и 391.
Некоторые сведения содержатся: в Актах археографической экспедиции, т. III, стр. 224; в актах юридических, изданных археографической комиссией, стр. 3; в Русской исторической библиотеке, изданной той же комиссией, том VI, столбцы 398-392 № 45. (С.-Петербург, 1880 г.) напечатано послание Новгородского архиепископа (1417—1412 гг.) Симеона в Снетогорский монастырь о соблюдении общежительского устава и неподсудности игумена и старцев мирским судьям.
Также помещены были исторические сведения об этой обители в следующих изданиях:
Словарь географический Российской Империи, составил А. Щекатов, Москва, 1807 г., часть V, столбцы 1061 и 1062;
Историческое описание города Пскова и его древних пригородов с самого их основания, составил Николай Ильинский. С.-Петербург, 1790 г., стр. 46 и 57;
История княжества Псковского, часть IV, Киев, 1831 г., стр. 24, 26 и 37;
История Российской иерархии, составленная Амвросием, часть VI, М, 1815 г., стр. 167-169
и в Книгах разрядных по официальным оных спискам, изданных с Высочайшего соизволения II отделением Собственной Е. И. В. Канцелярий, том II, С.-Петербург, 1855 г., стр. 535 (сведения об обители за 1631 и 34 годы).
Есть сведения, весьма краткие, в книгах: Описание документов и дел, хранящихся в архиве Святейшего Правительствующего Синода, том I (1542—1721 г.) С.-Петербург 1868 г., стр. 36 и CCCL 1,
История России с древнейших времен, сочинение С. М. Соловьева, тома IV, стр. 319; V, 222; X, 171 и 172,
История Государства Российского, соч. Н. М. Карамзина, изд. И. Эйнерлинга. С.-Петербург, 1884 г., т. IV, примечания 193, 247, V, примечания 137, 254, 386; VI, примечание 629,
Материалы для статистики Российской Империи, издание статистического совета Министерства Внутренних Дел, С.-Петербург, 1841 г., стр. 40,
статья А. Глаголева: Краткое обозрение древних Русских изданий и других отечественных памятников,
из Описания Русских Словенских рукописей Румянцев-ского музея (составил А. Востоков, С.-Петербург, 1842 г., стр. 83 и 87) видно, что в библиотеке означенного музея хранится: правая грамота, данная дьяками Дубровиным и Мартьяновым с Верхнего Острова игумену Кондратию и оброчным ловцам Кононову с товарищами на рыбные ловли, которые у них оспаривал Снетогорский игумен Иона, 1547 г., марта 2 дня (лл. 28-30),
Всеобщий географический и статистический словарь, составил князь С. П. Гагарин, часть 3-я, Москва, 1843 г., стр. 346,
Полное собрание исторических сведений о всех бывших в древности и ныне существующих монастырях и примечательных церквях России, составил А. Ратшин, Москва, 1852 г., стр. 449 и 450,
Об освящении храма на Снетогорском подворье, иеромонаха Иосифа, Псковские губернские ведомости, часть неофициальная, 1857 г., № 47,
Архиерейское подворье в 5 верстах от Пскова, на месте бывшего там монастыря, его же, С.-Петербургские ведомости, часть неофициальная, 1857 г., № 232 (Разные известия),
Обстоятельное описание Славяно-Русских рукописей, хранящихся в Москве, в библиотеке графа Ф. А. Толстого, издали К. Калайдович и П. Строев, Москва, 1825 г., стр. 302,
Исторические монографии и исследования Н. И. Костомарова, том VIII, издание Д. Е. Кожанчикова, С.-Петербург, 1868 г., стр. 367 и 368.
(На остальных 84 страницах этой брошюры И. Ф. Токмаков опубликовал следующие документы:
1) Дело о даче жалованной грамоты Снетогорскому монастырю, начатое по прошению архимандрита Иоиля от 13 ноября 7195/1686 г.
2) Списки с жалованных грамот, данных монастырю царем Федором Ивановичем 2 августа 7093/1587 и 25 марта 7104/1596 г., царем Михаилом Федоровичем 14 августа 7129/1621 г. и 10 марта 7150/1642 г., царем. Алексеем Михайловичем 8 августа 7155/1647 г., царями Иваном и Петром Алексеевичами 10 марта, 27 апреля и 26 мая 7192/ 1684 г., 7 февраля, 15 мая и 21 июля 7193/1685 г., 25 июня 7194/1686 г., 8 августа 7195/1687 г.
3) Выписку из посольских писцовых книг 7135/1627 г.
4) Список с мерных Псковских книг от 10 марта 7195/ 1687 г. — N. Л)
По поводу двадцатипятилетия Псковской Иоанне-Ильинской общины сестер милосердия
14 ноября 1868 г., ровно 25 лет тому назад, была учреждена у нас в Пскове при Ильинской церкви община сестер милосердия. В течение этого, по-видимому, непродолжительного периода своего существования община пережила много перипетий, перенесла много испытаний; было даже время, когда являлся вопрос, в состоянии ли она перенести поразивший ее кризис или существование ее должно прекратиться? История ее может быть разделена на три периода: с 1868 по 1872 г. ~ период ее рассвета, ее молодости, поры увлечений, когда она задалась, в лице учредительницы своей, игумений Митрофании, весьма широкими целями, далеко не соответствовавшими ее денежным средствам, как показало ближайшее будущее; с 1872 по 1874 г. — период упадка, кризиса, когда она, чтобы не прекратить окончательно своего существования, вынуждена была в значительной степени сузить сферу своей деятельности; и третий период, с 1874 года по настоящее время, «— когда она, оправляясь постепенно от тех нестроений, которые грозили дальнейшему ее существованию, стала, наконец, на твердую почву и, преследуя менее широкие, но зато более соответствующие ее денежным средствам цели, продолжала и поныне продолжает
служить на пользу страждущим в духе христианского милосердия, труда, самоотвержения и нравственности.
Приступая к краткому историческому очерку деятельности общины за минувшее двадцатипятилетие, мы считаем необходимым изложить в возможно сжатом виде историю возникновения ее и деятельность в этом направлении учредительницы ее, игумений Серпуховского Владычного монастыря Митрофании, начальницы петербургской Покровской общины сестер милосердия.
Опубликовано 22 Сентябрь 2010 в рубрике Храмы и монастыри
Если Вам интересна эта тема - дополнительный материал Вы найдете в статьях:Новое на сайте: