В ноябре 1866 г., по воле Ее Величества Государыни Императрицы и по распоряжению московского митрополита Филарета, была командирована в сельскую общину сестер ми­лосердия, находящуюся в селе Буригах Порховского уезда и состоящую под покровительством Ее Величества, начальница Покровской общины игумения Серпуховского монастыря Мит-рофания, с целью посмотреть эту общину и приискать средства к ее улучшению и благосостоянию. Затем с этою же целью, согласно ходатайству комитета этой общины, в Буриги были отправлены одна монахиня и четыре послушницы Серпуховско­го монастыря, а также одна сестра милосердия Покровской общины. По истечении года комитет официально выразил свою благодарность иг. Митрофании за благотворную и самоотвер­женную деятельность монахинь и сестры и просил оставить их при общине и на будущее время. Ходатайство комитета было уважено и откомандированные оставались в Буригской общине до 1868 года. Присматриваясь за это время к деятельности общины, иг. Митрофания пришла к убеждению, что «слить дух монашества с духом милосердия в ней нет возможности, пока будет существовать комитет, в составе которого одни светские лица и притом, по положению своему и неопытности в делах управления, вовсе невлиятельные, а также пока будут в той общине попечительница и начальница, избираемая сестрами из лиц светских, а ие духовных» (приведены подлинные слова из докладной записки иг. Митрофании Ее Величеству).
Далее, находя, что Буригская община, будучи удалена от административного центра губернии, не может развить свою деятельность на более широких началах и принести, таким обра­зом известную пользу населению всей губернии, иг. Митрофа-ния высказалась за учреждение в Пскове центральной главной общины вроде заграничных maisons meres (материнский дом. — И. Л.) которой были бы подчинены как Буригская община, так и все другие уездные общины, учреждаемые на будущее время. Начальницею такой общины, по мнению иг. Митрофа-нии, должна была бы быть игумения одного из псковских мо­настырей, на которую будет возложено ближайшее наблюдение за нравственностью сестер, а также за хозяйственною частью общины и вообще непосредственный надзор за деятельностью последней. Такое центральное учреждение для губернии можно было бы на первое время устроить наподобие петербургской Покровской общины сестер милосердия, уставом которой в дан­ном случае следовало бы руководствоваться. В докладной за­писке, поданной Ее Величеству, где излагались только что при­веденные соображения, иг. Митрофания указала также и те средства, которые на первое время вполне обеспечивали бы существование новой общины. Так, по ее словам, местное епар­хиальное начальство изъявило готовность уступить безвозмез­дно предполагаемой общине одну из церквей с окружающим ее участком земли, а город передает в собственность ей несколько десятин земли для устройства огородов и скотного двора. Если бы общине даны были какие-нибудь доходные земли или сво­бодные казенные оброчные статьи, то она могла бы существо­вать вполне самостоятельно, не прибегая в будущем к обще­ственной благотворительности. На первоначальное обзаведение и устройство этого учреждения, при наличности таких средств, вполне достаточно было бы, по ее мнению, иметь в своем рас­поряжении 5 тыс. рублей, которые она надеется собрать среди известных ей благотворителей.
Чтобы иметь на первое время вполне готовый персонал
служащих, необходимо перевести монашествующих Серпуховс­кого Владычного монастыря, трудящихся в Бурятской общине, во вновь учреждаемую Псковскую центральную общину и по­ложить, таким образом, начало милосердия в новооткрытом учреждении. Настоятельница Псковского Ивановского монас­тыря игумения Агния выразила готовность принять на себя обязанность начальницы общины и с любовью служить делу христианского милосердия. Наконец, Серпуховский монастырь и Покровская община также могли бы способствовать своим руководством и трудами учреждению и развитию этой общины. Вот в кратких чертах содержание докладной записки, поданной Ее Величеству иг. Митрофанией. Ее Величество соизволила вполне одобрить высказанные в этой записке соображения от­носительно целесообразности устройства в Пскове центральной общины сестер милосердия и дала ей от Своего Имени полно­мочие входить в сношения с лицами и учреждениями, от кото­рых могло бы зависеть скорейшее осуществление этого проекта. В это же время Св. Синод со своей стороны дал надлежащий ход этому делу. Мысль иг. Митрофаиии была одобрена преос­вященным Феогностом, архиепископом Псковским, а затем и Св. Синодом, который разрешил ему уступить общине Ильин­скую церковь, приписанную в то время к Космодамианской церкви. Далее, благодаря обширным связям и влиянию, кото­рыми пользовалась учредительница общины, из Петербурга и Москвы стали поступать многочисленные и весьма крупные пожертвования. Государыня Императрица соизволила принести в дар общины две полные ризницы и другие предметы священ­нодействия. Денежные пожертвования возросли до 60 тыс. рублей. Столь значительные денежные средства, поступившие в распоряжение учредительницы, дали ей возможность купить находящиеся вокруг Ильинской церкви два дома и участки земли, обновить и расширить храм, пришедший в совершенную ветхость, перестроить купленные ею совершенно ветхие дома, пристроить к ним еще помещения, выстроить вновь святые
ворота, ограду, службы и т. п. Кроме того, в следующем, 1869 году она начала строить новое двухэтажное здание для помеще­ния в нем операционной больницы и грудного отделения, устро­ила аптеку с лабораторией, которая стоила 5500 рублей.
К 14 ноября 1868 г., дню открытия общины, в ее составе числилось 65 человек; из них испытуемых, пожелавших посту­пить в общину для подготовления к званию сестры милосердия, 12, воспитанниц старшего возраста, обучавшихся в школе об­щины, 20, детей обоего пола от 1 ‘/2Д° 7 лет — 12. Сверх того, для обучения вновь вступивших в общину испытуемых сестер уходу за больными и детьми, приготовлению лекарств, деланию перевязок и др. обязанностям были прикомандированы к общи­не монахиня и 9 послушниц Серпуховского Владычного мона­стыря и 10 сестер Покровской общины.
Таким образом, община, в лице своей учредительницы, задалась весьма широкой задачей. Как видно из отчета за 1869 год, цель ее состояла в следующем: «1) внесение в общество сестер милосердия духа христианского милосердия, труда, само­отвержения и нравственности; 2) вскормление, воспитание и образование бесприютных младенцев и детей обоего пола, без различия сословий, христианского вероисповедания; 3) попече­ние о всех страждущих бедного состояния людях и подаяние им безвозмездно врачебной медицинской помощи с отпуском ле­карств, и 4) приготовление сестер милосердия с преподаванием им фельдшерских познаний, дабы они в мирное время могли с пользою употребляться для дежурства в общественных больни­цах, а в военное время служили бы утешением раненым боль­ным воинам на поле брани и доставляли бы им нужные меди­цинские пособия».
Вновь учрежденная община получила по церкви, при кото­рой находилась, и по монастырю, в ведение которого поступила, название Иоанно-Ильинской. Торжественное освящение и от­крытие ее состоялось в присутствии Г. товарищ обер-прокурора Святейшего Синода графа Ю. Толстого, прибывшего по этому


Страницы: 1 2 3 4

Опубликовано 22 Сентябрь 2010 в рубрике Храмы и монастыри

Если Вам интересна эта тема - дополнительный материал Вы найдете в статьях:
  • КОНФЕССИОНАЛЬНАЯ ГЕОГРАФИЯ
  • Освящение полкового храма
  • Кредиты


  • Новое на сайте:

  • Рекомендации по выбору стиральной машины автомат и продлению ее срока службы
  • Как выбрать блок-хаус?
  • В Пскове началось историческое ориентирование
  • Изучение истории Псковского края в послереволюционный период
  • Рыбное хозяйство Псковской губернии.