(называемый «Нового») в Пскове
Сегодня мы торжественно празднуем обновление храма Нового Вознесения.
Храм этот, второй в Пскове в честь и славу Вознесения Господня, один из древнейших Псковских храмов. Он явился во второй половине 15-го столетия после храма Вознесения Старо-Вознесенского женского монастыря’1* и попросту назы­вался, как и доселе называется, Новым Вознесением. Постро­енный на возвышенном урочище, начинающемся от Сергиевс­кой улицы и идущем к Старо-Вознесенскому монастырю, храм Нового Вознесения в цветущую пору процветал и красовался среди других храмов, находившихся на том же урочище, зани­мая высший пункт его*2). В последующее время при храме возникла женская обитель: около него ютились кельи смирен­ных инокин-подвижниц; под осенением его жаждавшие спасения души их возрастали в духовной жизни и созревали для неба и царства небесного (Монастырь Ново-Вознесенский существо­вал в 17 и 18 в.) С упадком Пскова, с оскудением и числа жителей, и их благосостояния, обитель прекратила свое суще­ствование, а храм обращен был в приходскую церковь. Впослед­ствии к храму Нового Вознесения приписаны были две церкви: св. Анастасии Узорешителъницы и препод. Сергия.
В начале текущего столетия Нововознес енский храм пред­назначен был в числе других церквей к упразднению и дело об этом уже было представлено в Св. Синод. (В 1805 г. архиепис­коп Ириней (1798—1814 г.) представил в Синод дело об упраз­днении в Пскове 11 церквей, в том числе и Нововознесенской.) Но неисповедимы судьбы Божий! Другие церкви упразднены и
исчезли, а храм Нового Вознесения уцелел… Благочестивые граждане: Постников, Подзноев, Истомин и др. — подали Им­ператору Александру Павловичу прошение, в котором просили Государя оставить храм Нового Вознесения, причем дали обя­зательство упрочить его и обеспечить дальнейшее его существо­вание. Государь изъявил согласие на просьбу граждан, и Синод сделал распоряжение восстановить Нововознесенский храм при­ходским, а Сергиевскую и Анастасиевскую церкви — приписны­ми. Ревнители храмов Божиих исполнили данное ими обяза­тельство: для поддержания храма Нового Вознесения они поло­жили в Опекунский Совет 4600 руб. ассигнациями (1500 руб. сер.) на вечные времена в 4% билетах непрерывного государ­ственного дохода. Но процентов с этого капитала (60 руб.), из коих часть (23 руб.) отделяется на причт, не могло, естественно, доставать на поддержание храма Нового Вознесения в прочном состоянии и в подобающем дому Божию виде. Прихожане, малочисленные, слабые материальными средствами, не имели возможности поддерживать храм, имея у себя еще две церкви. Нововознесенский храм стал упадать, и год с годом все больше и больше, и в наши дни пришел в крайнюю ветхость и убоже­ство. На деревянной крыше его появилась трава; сквозь сгнив­шие доски проникал внутрь дождь. В самом храме все стало черно, старо и убого. Равнодушные к святыне соседи стеснили его, придвинув почти к самому храму свои хозяйственные стро­ения. Душою и сердцем скорбели прихожане, смотря на вет­хость и убожество Нового Вознесения в сознании своей невоз­можности помочь ему; грусть и печаль наводил храм своим видом и на всех ревнителей благолепия дома Божия; сожмется, бывало, сердце, когда случайно взглянешь на обветшавший и убогий храм…
Попечительство Нововознесенского прихода (утвержден­ное в 1884 году) в 1888 году едва могло возобновить наруж­ную сторону храма: сделать новую крышу, новую главу и проч. (даже оставался долг, еще не уплаченный). Внутренность цер-
кви оставалась в том же печальном состоянии. При малочислен­ности прихожан, при необходимости поддерживать Сергиевский храм, четыре года тому возобновленный, а главным образом — Анастасиевский, в коем большую часть года отправляется бого­служение, не предвиделось в близком будущем средств к возоб­новлению и приведению в благолепный вид Нововознесенского храма… Но в делах Божьих, когда иссякают человеческие средства, открывается нередко действие самого верховного Рас­порядителя судеб царств и народов, городов и весей и самых храмов — мест таинственного обитания Его… Так и тут было. Неожиданно ни для кого явился ревнитель благолепия храмов Божиих, изъявил желание и готовность возобновить внутрен­ность храма Нового Вознесения и дал на это достаточные сред­ства (Е. А. Х(иловский) — главный благотворитель. Оказали посильное пожертвование: И. М. К(афельников), В. И. Кон­стантинов), А. В. П.(оташев) и др.)
Видимо, Всевышний Сам проявил промышление о древнем святилище своем, Сам подвиг раба своего на св. дело, вложил в боголюбивое сердце его мысль и усердие привести в благолеп­ный вид внутренность древнего храма… И вот храм, пришед­ший в ветхость и убожество, возобновлен, упрочен и благоук-рашен и является теперь воистину новым храмом преславного Вознесения Господня.
Да! великое событие сегодня для храма Нового Вознесе­ния! Знаменательный день в его судьбе! Отныне начнется для обновленного храма новая жизнь: в нем теперь чаще, чем преж­де, будет совершаться Божественная служба, будет приноситься Бескровная Жертва о мире всего мира, о благоденствии нашего богоспасаемого града, о здравии и спасении живых и упокоении в Боге усопших отец и братии наших. (Положено отправлять богослужение в Ново-Вознесенском храме с Вознесения Гос­подня до 5 июля, когда начнется служба в Сергиевской церкви.)
Древность дорога и священна, старина почтенна и присно­памятна. Древний храм Нового Вознесения есть живой памят-
ник веры и благочестия наших предков — древних псковитян. К чести и заслуге боголюбивого обновителя сего древнего святи­лища и участвовавших в деле его обновления надобно отнести то, что храм возобновлен в том самом виде, в каком он нахо­дился прежде. Ничего в нем не изменено; все, что уцелело от лет древних, все в нем так и оставлено, явилось только в новом, благолепном виде. И радостно побыть в таком храме, отрадно помолиться в древнем святилище Божием. В нем все глядит глубокою древностью, все переносит в отдаленную старину, все напоминает о славных благочестием и простотою жизни предках: и четырехсторонняя форма храма с тремя алтарными полукру­жиями, с массивными железными ставнями и звонницею, на коей два древних колокола; и высокий в несколько ярусов ико­ностас с старинною резьбою, с иконами древле-русского письма; и каменный престол, сложенный из неотесанных, целиком взя­тых из природы, плит, — сложенный так, как бы с мыслью, что «Твое, Боже, как оно есть, Тебе от нашей веры и любви приносим и освящаем»; и тяжелые простой стариной работы паникадила, и хоругви. Да! отрадно и утешительно побыть и помолиться в таком священно-древнем храме!
Возблагодарим Всевышнего за промышление о древнем столь дорогом для нас Его святилище: обновление храма Ново­го Вознесения — Его св. действие, Его — благое промышление. Возблагодарим — частым по возможности посещением обнов­ленного храма и молитвою о нем, да стоит он и красуется среди других храмов нашего града и еще веки и веки.
С любовью, благожеланием и сердечною благодарностью относимся к благочестивому обновителю древнего храма Ново­го Вознесения и ко всем, трудившимся в св. деле его обновле­ния. Вспомянем их на молитве: будем молить Господа, да посе­тит их своими милостями и щедротами и продлит их жизнь на благо св. церкви, храмов Божьих и наше с вами благо, Хрис­товы боголюбцы, и вчера и сегодня молившиеся в храме Ново­го Вознесения в светлый праздник его обновления.
Примечания:


Страницы: 1 2

Опубликовано 22 Сентябрь 2010 в рубрике Храмы и монастыри

Если Вам интересна эта тема - дополнительный материал Вы найдете в статьях:
  • Реставрация и освящение древнего Мирожского храма
  • О храме Св. великомученицы Анастасии в Пскове
  • ПСКОВСКАЯ АРХИТЕКТУРНАЯ ШКОЛА


  • Новое на сайте:

  • Рекомендации по выбору стиральной машины автомат и продлению ее срока службы
  • Как выбрать блок-хаус?
  • В Пскове началось историческое ориентирование
  • Изучение истории Псковского края в послереволюционный период
  • Рыбное хозяйство Псковской губернии.