С самого начала основания монастыря образ жизни мона­шеской был общий всем монастырям Псковской страны, потому что в исторических памятниках нет известий, чтобы в Мирожском монастыре когда-нибудь проявлялись обычаи, обращавшие на себя особенное внимание Псковитян. Настоятель заведовал монастырем во всех отношениях, не давая никому отчета. Выбор его часто зависел от братии, но утверждение в должности зави­село сперва от Новгородских Владык, потом от Псковских, а с изданием духовного Регламента утверждение в должности на­стоятеля принадлежит Святейшему Синоду. Какое в древности имел отношение Игумен к белому духовенству Пскова и его со­борам — не известно. Из летописей видно, что игумены вместе со старшими священниками стояли во главе народа и во многих слу-
чаях являлись представителями его; но должно полагать, что бе­лое духовенство, тяготившееся сборами на подъезд Новгородс­ких Владык и стоявшее за независимость от них Псковской цер­кви, не могло иметь тесной связи с монастырями, находившимися в непосредственной зависимости от Новгородских Владык. Так, встречается несколько заметок, подобных тому, что при построй­ке, например, двора для Новгородского владыки духовенство бе­лое отказалось от участия в этом, между тем как монахи мшили строенные для его приезда комнаты.
О жизни монахов известно, что под общим управлением Игумена каждый брат жил в особой келье и исполнял особенное, возлагаемое на него послушание. С изданием штатов послуша­ние каждого определено особенною должностью казначея, ключ­ника, чашника, просфорника и других. Но и по издании штатов каждый брат располагал своими средствами жизни и имел от­дельную трапезу. В конце прошлого века вменено в обязанность всей братии иметь общую трапезу, а по кельям рассылать пищу только больным.
Со времени учреждения монастыря и до учреждения в Рос­сии Патриаршества настоятелями в Мирожском монастыре были игумены. С конца XVI века, со времени учреждения особой Псковской Епархии, до издания штатов в 1764 году — Архиман­дриты. По штатам Мирожский монастырь причислен к третьему классу и считается 32 по счету монастырей этого класса. Настоя­тельство положено было Игуменское, но в 1798 году, на основа­нии Высочайшего указа 1797 года, учреждена Архимандрия 3-го класса. С 1850 года по 1864 год монастырь был приписан Архи­ерейскому дому и управлялся Архиерейскими наместниками, а с 1864 года снова учреждена Архимандрия.
Что касается до числа братии, то должно полагать, что в прежнее время Мирожская обитель была многолюдною, потому что она считалась второю из числа четырех больших Псковских монастырей (первым был Снетогорский, третьим Елиазаровский и четвертый Великопустынский).
По штату 1764 года положено: Игумен, четыре Иеромона-
ха, два Иеродьякона, четыре послушника, один подьячий и во­семь служителей. Но число братии редко доходило до положен­ного штатами; притом вместо монашествующих были или вдовые священники или другие священно- и церковнослужители, прислан­ные в монастырь в подначалие за какие-нибудь проступки. Число последних было весьма немало сравнительно с общим числом бра­тии. В 1798 году налицо состояло братии: три иеромонаха, вдо­вый священник, два иеродьякона, пономарь, ключник, чашник и просфорня; в 1879 году: иеромонах, два священника, иеродьякон, послушник и подьячий, в 1820-м: иеромонах, священник, иеродь­якон и четыре послушника. В 1830 г.: иеромонах, два священни­ка, дьякон и пять послушников. В1841 году: два иеромонаха, иеро­дьякон, монах, четыре послушника.
Вообще, впрочем, должно заметить, что монашествующих, за исключением в последнее время настоятелей, весьма мало было из духовного сословия, большей частью монашество принимали лица из военного звания, мещан и крестьян. В настоящее время братии состоит налицо: два иеромонаха, священник, иеродьякон и два послушника, всего же с настоятелем семь человек.
Средства к содержанию монастыря
Первоначальные средства монастыря, как значится в од­ной из древних надписей, состояли в приписке к монастырю сел. Приписанные к нему села обеспечивали монастырь, доставляя натурой все необходимое для поддержания монастыря и содер­жания братии. Со временем закрепления крестьян за владель­цами их, в том числе и за монастырями, за Мирожским монас­тырем в XVIII веке считалось 952 человека. По указу Импе­ратрицы Екатерины II в 1764 году крестьяне были отобраны от монастырей и приписаны к казне, на содержание же монастырей назначены были штатные суммы, а вместо приписных крестьян определены штатные служители с положенным на содержание их жалованьем и подушным окладом. По штатам на содержание монастыря положено всей суммы 1481 руб. 28 коп. на ассигна-
ции, а по указу 1768 года сверх того прибавлено в жалованье братии 150 р.
Всего же с прибавочными в год          1631 р. 28 к.
Из них;, Настоятелю                          200 р.
4 Иеромонахам по 24 р. каждому       96 р.
2 Иеродьяконам по 24 р. каждому     48 р.
4 Послушникам по 20 р. каждому      80 р.
1 Подьячему                                      34 р.
8 Служителям по 23 р. 66 к.              189 р. 28 к.
На церковные потребы и просфоры    40 р.
На починку церквей, монастыря и поддержание ризницы 400 р.; на конюшенные припасы, железо и уголь 80 р.; властям для при­езда и праздников: на рыбу 100 р., на вино 60 р., на пиво 30 р. Дополнительного оклада 150 р.
Последняя сумма делилась на две равные части, из которых одна поступала настоятелю, а другая братии. До 1824 года оста­ток от некомплекта служащих сдавался обратно в казначейство; но с этого времени, по докладу Святейшего Синода от 6 августа, Высочайше конфирмованному, остаток от штатной суммы оста­вался в пользу монастыря, о чем последовал от 25 августа 1824 года указ на имя Евгения, Архиепископа Псковского, Лифлянд-ского и Курляндского. С 1842 года, по переложении на серебро, Мирожский монастырь получает штатного содержания 412 руб. 38 коп. Со времени же освобождения крестьян из крепостной зависимости монастырским служителям предоставлены права дворовых людей, вышедших из зависимости помещика, и вместо них Мирожскому монастырю назначено содержание в 400 р. сер. из общественного сбора государственных крестьян.
Кроме денежного вспоможения от казны монастырь имеет следующие угодья:
Земли:
1) Выгонная земля, данная от Коллегии экономии, с пашен-ною землею, сенокосом и прочими угодьями, состоящая в городе Пскове, 1781 года межевания. В ней пашенной земли 17 дес. 245 квадр. сажень, под дорогами 351 саж., под речкою Мирожею 4 дес. 1670 с.
2) Псковского уезда Лубутской волости, пустошь Гайкова, Гайдук тож, межеванная в 1781 году 10 июля: в ней покоса 11 дес. 1766 саж., под речкою и ручьем 743 саж.
3) Псковского уезда Завелицкой засады, в Каменской губ. перинская земля с пашенною землею, сенными покосами и прочи­ми угодьями, данная от Коллегии экономии, межеванная тоже в 1781 году 31 июля: в ней земли пашенной 4 дес. 274 саж., покосу 1 дес. 480 саж., под огородами, гуменниками, конопляниками и бывшей под селениями 1650 саж., под упраздненною церковью 100 саж., и под дорогою 195 саж., под бичевником 1720 саж. и под рекой Великой 4 дес. 1580 саж.
4) Пахотная земля, называемая Степанова или Степково, в которой числится 49 десят. 263 квадр. саж.
Всего во всех пустошах 93 десят. 1437 саж., из них удобной 83 десят. 2278 саженей.
Рыбные ловли:
1) В речке Мирожке, близ монастыря и на реке Великой.
2) Исад Лисье и Кутни да исад Будовичи.


Страницы: 1 2 3 4 5 6

Опубликовано 22 Сентябрь 2010 в рубрике Храмы и монастыри

Если Вам интересна эта тема - дополнительный материал Вы найдете в статьях:
  • Реставрация и освящение древнего Мирожского храма
  • Освящение полкового храма
  • Спасо-Мирожский мо­настырь.


  • Новое на сайте:

  • Погружение в мир ставок и увлекательного азарта
  • Крем Сустарад: для суставов он станет как целебное зелье
  • Калькутта красочная
  • Сочиняшка: сайт где есть всё для любителей литературы и не только
  • Девушки по вызову: почему не стоит пользоваться их услугами?