3) В озере большом вверх от полуострова Кашеварова озерки Березовое большое и малое, озерко Клины и с разливной поло­вой водой, в рыбной же ловле тросняк и ситняк; в рыбьей горке ловля в Кулейской губе, в реке Пижме на загубье и в реке Будо-вижской. Ловли эти по силе именного Высочайшего указа 18 де­кабря 1797 года отданы во владение Мирожского монастыря, но 15 февраля 1807 г. Псковское Губернское правление сообщило Духовной Консистории, что озеро Березовое малое, по исследо­ванию земским судом обще с уездным землемером Глотовым, оказалось принадлежащим помещику Сновидову, о чем и было дано знать монастырю. По неимению в монастыре планов и ме­жевых книг на оставшиеся у него ловли доход они приносили весь­ма незначительный.
Вклады:
1) Помещицы Карамышевой билет на 300 руб. ассигна­циями.
2) Почетной гражданки Развозовой на 1000 руб. ассигна­циями.
3) Графини Орловой на 5000 руб. сер.
Все эти билеты с другими жертвованными суммами ныне заменены билетами Государственного Банка непрерывно-доход­ными, которых числом четыре и сверх того расчетная книжка Го­сударственного Банка, всего на сумму 8851 рубль.
Сверх постоянных доходных статей монастырь пользуется также единовременными пожертвованиями и доходами от про­дажи свеч. Но эти средства монастыря весьма скудны. В 1806 году, напр., Казначей доносил настоятелю, бывшему в то время в Петербурге, что в храмовый праздник Преображения продано свеч на 21 руб. 3 коп., на свечу собрано от доброхотных дателей 19 р. 50 коп., в кружку доходных денег поступило 7 р. 5 коп., (счет на ассигнации). Из отчетности монастыря за разное время видно, что свечная продажа в начале нынешнего века простира­лась в год на сумму от 150 руб. до 300 руб. ассигнациями.
Так, в 1815 г. продано свеч на 304 р. 5 к., в 1816 году на 267 руб. 18 коп., в 1817 г. на 267 руб. 18 к., в 1818 г. на 164 р., 82 коп., в 1820 году продано свеч и собрано в кошелек на 185 руб. ассигнациями.
(Далее следует длинный, в три страницы, рассказ о тяжбе по поводу мельницы, назначенной в 1803 году к пе­редаче монастырю, но так и не поступившей в его владе­ние. — Н. Л.)
Ризница
Она устроена на хорах в юго-западном углу храма Преобра­жения и состоит из небольшой палатки с двумя маленькими окна­ми. Ризница монастыря весьма не богата утварью; но в ней хра­нятся следующие священные предметы, замечательные по своей древности:
1) Чаша св. Нифонта. Она вырезана из корня неизвестного дерева и окрашена в позднейшее время красной краской. В ере-
дине чаши на дне ее находится серебряная позлащенная бляха с изображением распятия и следующей надписью: «в лето 6664 Апреля 8 дня в пречестную обитель Спасова Мирожского Мона­стыря». Края чаши обложены тонкою серебряною полосою рабо­ты 1707 г. с следующей надписью: «Святой Епископ Нифонт рож-• дение имея града Киева от благочестивых родителей и монаше­ство восприять в Киево-Печерской обители и на престоле Епис­копства в Великом Новгороде 25 лет и будучи на престоле мно­гие святые обители и церкви устрой, с благоверным князем Все­володом Псковским и по преставлении князя Всеволода приидет Святой Нифонт во Псков и созда между рек Великою и Миро-жею церковь Преображения Господня и обитель преславную ук-раси, и братию собра и игумена постави и села многая вдаде на устроение церкви и обители». Серебряная обложка по краям сде­лана в предупреждение от распадения чаши по причине ее значи­тельной ветхости. С боку чаши приделано маленькое серебряное кольцо. (В старой монастырской описи значится, что с сею чашею и с посохом Св. Нифонт делал сбор на построение Мирожского монастыря.)
2) Панагия черная из неизвестного вещества весьма древ­няя с разным изображением Спасителя с предстоящими; до 1839 года она была обложена скалым серебром с несколькими встав­ками из перламутра и каменьев. По указу Псковской Духовной Консистории от 12 ноября 1839 года разрешено было обложку эту употребить на переделку церковных сосудов.
3) Панагия небольшая (в квадратный дюйм) деревянная с изображением Богоматери с Младенцем, обложена серебряной обкладкой чеканной работы. Живопись от времени значительно повреждена, но чеканная работа самого оклада обращает на себя внимание по искусству и древности.
4)  Крест наперстный (должно быть, княжеский) медный, величиною в один вершок, разделяется на две половины; внутри устроены пять отделений для вложения мощей. Крест этот заме­чателен своей грубой работой, по которой ясно можно видеть,
что он сделан в то время, когда искусство резьбы на металлах было еще в младенческом состоянии. Художнику потребовались громадные усилия, чтобы нарезать на кресте простые дорожки по краям и самой грубой работы изображение распятого человека, в которое нужно очень пристально всмотреться, чтобы заметить подобие человека. Прицепка к ушку креста серебряная и хотя не современная кресту, но древней работы. Крест этот едва ли по времени не раньше самого монастыря.
5) Крест наперстный, малахитовый, древний, но рбкладка с него снята и употреблена на устройство церковных сосудов.
6) Крест наперстный, пожертвованный Епископом Генна­дием (1608 г.).
7) Евангелие напрестольное, печатанное на Александрийской бумаге, обделанное с обеих сторон чеканным вызолоченным се­ребром. По краям сего Евангелия изображено резьбою: «лета Господня 1703 индикта 16 месяца июля устроено сие святое Еван­гелие при Иосифе Митрополите Псковском и Изборском в оби­тель Боголепного Преображения, что над Мирожею рекою близ града Пскова по вере и обещанию той обители Архимандрита Аарона, который ныне в Печерском монастыре Архимандритом, от его даяния и подаянием христолюбцев той обители при Архи­мандрите Киприане с братиею и сему Евангелию в той святой обители впредь быть во веки не искосно».
8) Потир серебряный позолоченный, чаша его позднейшей работы, а пьедестал и поддонок с резными изображениями като­лических святых весьма изящной работы в готическом вкусе. На поддоне небольшое за стеклом изображение Богоматери. Долж­но полагать, что пьедестал сделан был для католической церкви. Есть на нем несколько букв; но что они означают, разобрать нельзя.
9)  Напрестольный крест 1703 года, серебряной чеканной работы.
10)  Ковш серебряный, местами вызолоченный. В средине его государственный герб, а по краям на внешней стороне в че-
тырех кругах надпись: «Божьею милостью Великий Государь Царь и Великий Князь Петр Алексеевич всея Великая и Малая и Белая России Самодержец; и в стороне: пожаловал сим ков­шом Псковитянина посадского человека Фадея Гурьева за при­бор свой Великого Государя денежной казны, что он в 701 году, будучи в Пскове на кружечном дворе с бурмистром Иваном Пе-ченевым Ларечным против настоящего 700 году». Весу в нем один фунт.
До 1805 года хранился в монастыре посох Преподобного Нифонта. По описанию он имел следующий вид: в длину мерою аршин и шесть вершков; золоченный по дереву и вверху обло­женный серебром гладким, на нем камни — хрустальный белый и лазоревый. На нем была следующая надпись, вырезанная на се­ребре старинным письмом: «лета 6664 сей посох Святителя Ни­фонта Епископа Новгородского чудотворца, создателя Мирож-ского монастыря построения (обложения серебром) Михаилы Сарпукова». В 1805 году во время чтения Евангелия над умер­шим Архимандритом Иаковом неизвестно кем похищен, и самое дело о розыскании его в том же году предано суду Божью.
До 1839 года были три блюда серебряные: Крестовое, Бо­городичное и Предтечево. На Крестовом по бокам была надпись: «во смирение его суд его взяться, род же его кто исповесть, яко вземлется от земли живот его, всегда и ныне, яко овца на эаколе-ние ведеся и яко агнец прямо стригущего его безгласен, саде не отверзает уст своих». На Богородичном: «бысть чрево твое Свя­тая трапеза, имеющая небесного хлеба Христа Бога нашего, от него же всякядый не умирает, яко же рече всяческая Богородица питательница жизни нашея; честнейшую Херувим и славнейшую во истинну Серафим без нетления».


Страницы: 1 2 3 4 5 6

Опубликовано 22 Сентябрь 2010 в рубрике Храмы и монастыри

Если Вам интересна эта тема - дополнительный материал Вы найдете в статьях:
  • Реставрация и освящение древнего Мирожского храма
  • Освящение полкового храма
  • Спасо-Мирожский мо­настырь.


  • Новое на сайте:

  • Рекомендации по выбору стиральной машины автомат и продлению ее срока службы
  • Как выбрать блок-хаус?
  • В Пскове началось историческое ориентирование
  • Изучение истории Псковского края в послереволюционный период
  • Рыбное хозяйство Псковской губернии.