Кроме сих вещей сохраняется древняя железная алебарда. По виду своему она должна быть отнесена не далее как к XV веку. До прибытия настоящего отца казначея, Иеромонаха Амв­росия, с нею обыкновенно ходил ночной дозор вокруг монасты­ря; а в настоящее время сохраняется в ризнице.
Библиотека
Монастырская библиотека помещается в ризнице. Она весьма не велика и состоит из богослужебных книг и рукописных бого­словских и философских систем, частию на Латинском языке. Последние книги, вероятно, оставлены настоятелями монасты­ря, бывшими Префектами и Ректорами Семинарии. Особенного внимания заслуживают следующие две рукописные книги:
1) Книга в осьмую долю листа рукописная без заглавия, пи­санная полууставом с большими против ударений погрешностя­ми. Она содержит в себе: а) службу на 24 день Сентября: «праз­днуем по Бозе пречудное знамение Пресвятой Богородицы, иже есть над Мирожею рекою в обители боголепного Преображения Христа Бога нашего»; б) «Слово похвально Пресвятой Влады­чицы Богородицы и приснодевы Марии. Сложено от божествен­ных писаний; сказание, как и коим образом бысть знамение от образа Матери Господня Святой иконы честного его воплоще­ния. Быша слезы яко струй течаше, из очей ея, в приснослову-щей обители, у боголепного Преображения Господа Бога и спаса нашего Иисуса иже есть иад Мирожею рекою». Слово это, как значится в конце его, «поставлено и сложено в лето 713» (1595 г.), следовательно, вскоре после совершения самого чуда; в) Сказа­ние о том же чуде; г) служба Святителю Нифонту на 28 день Сентября; д) «Житие и жизнь преподобного отца нашего Ни­фонта, бывшего в пощении в велицей Лавре Киевский пещеры. В начальстве преподобных отец Антония и Феодосия. По сем бывша Епископом в великом Нове-граде. И достойно память ис-правивша дело. Списано священноиноком Варлаамом, благосло­ви отче».
2) Синодик, писанный в 1699 году. (В монастырской описи написание его отнесено к 1207 году; вероятно потому, что на од­ном из заглавных листов обозначено СЗ (107) года. Но к этой цифре следует прибавить не тысячу, а семь тысяч.) Он содержит: а) заглавный лист следующего содержания: «изложение Святых
Апостол и Святых отец семи Соборов, како православным Хре-стианам жити в вере Христове: и како поминаемым быта душам Христианским». Но вместо сего следующие два листа заняты пе­речислением  дней  смерти  некоторых  князей  русских;
6)  Предисловие просвещению Святого Духа, предзнамение си­нодика, по Вознесении Христове, еже на небеси сиде». Следует сказание о времени установления делать поминовение по усоп­шим, и каким образом священник должен совершать поминова-ние на проскомидии. Затем несколько извлечений из слов отцов и Учителей Церкви, а также и Священного Писания. «Вопроше­ние о умерших душах, будет ли познание тамо, братии с братиею и друг со другом». Повесть о Макарии Александрийском; в) Двадцать восемь картинок, писанных акварелью, следующего содержания: 1) Господь Вседержитель. 2) Иаков, брат Госпо­день, представлен сидящим за столом и пишущим на хартии: «по Вознесении Господни, на небеса сошедшимся Святым Апосто­лом, вкупе Петру Верховному, Иакову, брату Господню, и про­чим, и многое Божественное писание изъявиша, изложиша и цер­кви придаша в пользу умершим». 3) Апостол Петр, крестящий народы, при нем надпись: «по воли Божий рассеяни быша Апо­столы по вселенной, проповедающе закон Христов, и неверныя языки в веру приводя и крещаху их во имя Отца и Сына и Свя-таго Духа, и учаху, како им во плоти чисто жить и закон Божий хранити». 4) Представлены Священник и дьякон во время совер­шения проскомидии. 5) Представлены Священник и дьякон слу­жащими панихиду. 6) Изображена смерть праведного человека.
7)  Изображение умершего человека и Ангела, показывающего отошедшей душе различные места, где она обитала. 8) Ангел Гос­подень   проводит   душу   по   воздушным   мытарствам. 9) Ангел показывает душе рай. 10) Ангел показывает душе ад. 11) Ангел приводит душу на поклонение Христу. 12) Изображе­ние богатого лежащим на постели и около нея стоящим его друга.
13)  Изображение друга сидящим за сундуком с сокровищами.
14) Изображение друга перед женою, а за ним беса, внушающе-
го мысли о сребролюбии. 15) Изображение друга лежащим на постели, а пред ним стоящими жены и двух детей. 16) Изображе­на смерть друга, два дьявола принимают душу. 17) Изображение матери и детей по смерти друга. 18) Повесть о лихоимце умер­шем: изображен человек, лежащий в огне, из чрева его выросло дерево и на нем вниз головами повешены его дети, пред ними мо­нах. 20) Изображена смерть бражника, пред ним дочь его. 21) Изображено состояние бражника по смерти. Дочь его узнает, что отец по смерти пьет чашу с огнем. 22) Изображена смерть мздо­имца: тело мздоимца лежит в церкви, дьявол тащит его вон, при­чем присутствуют два сторожа. 23) Изображение того же мздо­имца, найденного на другой день в пропасти. 24) Изображение смерти верхом на лошади, за плечами у ней разного вида оружия, в одной руке коса, а другою рукою касает­ся грешника. 25) Повесть о девице блуднице. Девица представ­лена на огненном змее, в ушах ее стрелы, в глазах жабы, огонь пылает из уст, змеи сосут груди, а собаки рвут руки. Перед нею священник. 26) Повесть о мирянине умершем. Изображена внут­ренность церкви, Богородица, перед нею священник, а за ним народ. 27) Представлена внутренность церкви, посох прозябший, священник и народ. 28) Изображен священник в огне, а дети его духовные бросают в него каменьями. Изображения эти дают на­глядное понятие об образе древних одежд, монашеской, священ­нической, мирян — мужчин и женщин. Особенно обращает вни­мание головной убор женщин и то, что священники все представ­лены в маленьких шапочках вроде скуфьи.
В конце книги собственно начинается синодик, где записа­ны имена Патриархов, Князей и Царей Московских, Цариц, Ца­ревичей, Царевен, Митрополитов Московских, Псковских, Все­ленских Патриархов, Митрополитов Новгородских и т. д.
Архив
Помещается в ризнице и состоит из собрания указов Псков­ской Духовной Консистории настоящего столетия и только неко-
торых от прошлого века. Из дел его видно, что собрание указов по годам началось только вследствие настоятельного требования Епархиального Начальства в 1820 году, а до того времени о сбе­режении получаемых бумаг весьма мало заботились. Даже в то время, как предписано было полученные указы и другие доку­менты переплести в книги, то картоны на них были сделаны из указов XVIII века; чему обязаны сохранением некоторых сведе­ний о настоятелях прошлого столетия. В настоящее время все со­хранившееся документы тщательно подобраны по годам и хра­нятся в ризнице под ведением Казначея.
Хронологический список настоятелей, о которых сохранились известия
Игумены:
Преподобный Авраамий, первый игумен Монастыря, скончав­шийся в 1158 году. Мощи его хранятся под спудом в монастыре.
Преподобный Василий, игумен, убиенный в 1299 году при нашествии на Псков Ливонских немцев.
Карп, упоминается при построении Церкви Св. Архидиако­на Стефана в 1404 году.
Григорий, упоминается в надписях двух колоколов под 1650 и 1521 годами.
Митрофан, упоминается в первой Псковской летописи под 1589 годом; впоследствии Архимандрит Псково-Печерского Монастыря.
Архимандриты:
Аарон, упоминается в надписи на Евангелии, значащемся по описи под № 23.
Киприан, упоминается там же под 1703 годом.
Маркелл, упоминается под 1721 годом в надписи иа потире, значащемся по описи под № 16.
Герасим. На его имя сохранились два указа 1736 и 1744 года Стефана, Епископа Псковского и Нарвского.
Иоасаф, им надписана триодь цветная в 1754 г., принадле-
жавшая Архиепископу Симону Тодорскому и хранящаяся ныне в библиотеке Псковского Кафедрального Собора, а также упо­минается в надписи на ризе храмовой иконы Преображения.
Иринарх, на его имя сохранился указ 1764 года.
Сверх сего в монастырском диптихе, писанном в конце XVII в., записаны имена Архимандритов Мирожских: Иоакима, Парфения, Дионисия, Митрофана, Изосимы, Порфирия, Иако­ва и Корнилия.
Игумены:


Страницы: 1 2 3 4 5 6

Опубликовано 22 Сентябрь 2010 в рубрике Храмы и монастыри

Если Вам интересна эта тема - дополнительный материал Вы найдете в статьях:
  • Реставрация и освящение древнего Мирожского храма
  • Освящение полкового храма
  • Спасо-Мирожский мо­настырь.


  • Новое на сайте:

  • Для нагревания табака от компании glo
  • Погружение в мир ставок и увлекательного азарта
  • Крем Сустарад: для суставов он станет как целебное зелье
  • Калькутта красочная
  • Сочиняшка: сайт где есть всё для любителей литературы и не только