Образ жизни монастырской и число братии
Кроме сих вещей сохраняется древняя железная алебарда. По виду своему она должна быть отнесена не далее как к XV веку. До прибытия настоящего отца казначея, Иеромонаха Амвросия, с нею обыкновенно ходил ночной дозор вокруг монастыря; а в настоящее время сохраняется в ризнице.
Библиотека
Монастырская библиотека помещается в ризнице. Она весьма не велика и состоит из богослужебных книг и рукописных богословских и философских систем, частию на Латинском языке. Последние книги, вероятно, оставлены настоятелями монастыря, бывшими Префектами и Ректорами Семинарии. Особенного внимания заслуживают следующие две рукописные книги:
1) Книга в осьмую долю листа рукописная без заглавия, писанная полууставом с большими против ударений погрешностями. Она содержит в себе: а) службу на 24 день Сентября: «празднуем по Бозе пречудное знамение Пресвятой Богородицы, иже есть над Мирожею рекою в обители боголепного Преображения Христа Бога нашего»; б) «Слово похвально Пресвятой Владычицы Богородицы и приснодевы Марии. Сложено от божественных писаний; сказание, как и коим образом бысть знамение от образа Матери Господня Святой иконы честного его воплощения. Быша слезы яко струй течаше, из очей ея, в приснослову-щей обители, у боголепного Преображения Господа Бога и спаса нашего Иисуса иже есть иад Мирожею рекою». Слово это, как значится в конце его, «поставлено и сложено в лето 713» (1595 г.), следовательно, вскоре после совершения самого чуда; в) Сказание о том же чуде; г) служба Святителю Нифонту на 28 день Сентября; д) «Житие и жизнь преподобного отца нашего Нифонта, бывшего в пощении в велицей Лавре Киевский пещеры. В начальстве преподобных отец Антония и Феодосия. По сем бывша Епископом в великом Нове-граде. И достойно память ис-правивша дело. Списано священноиноком Варлаамом, благослови отче».
2) Синодик, писанный в 1699 году. (В монастырской описи написание его отнесено к 1207 году; вероятно потому, что на одном из заглавных листов обозначено СЗ (107) года. Но к этой цифре следует прибавить не тысячу, а семь тысяч.) Он содержит: а) заглавный лист следующего содержания: «изложение Святых
Апостол и Святых отец семи Соборов, како православным Хре-стианам жити в вере Христове: и како поминаемым быта душам Христианским». Но вместо сего следующие два листа заняты перечислением дней смерти некоторых князей русских;
6) Предисловие просвещению Святого Духа, предзнамение синодика, по Вознесении Христове, еже на небеси сиде». Следует сказание о времени установления делать поминовение по усопшим, и каким образом священник должен совершать поминова-ние на проскомидии. Затем несколько извлечений из слов отцов и Учителей Церкви, а также и Священного Писания. «Вопрошение о умерших душах, будет ли познание тамо, братии с братиею и друг со другом». Повесть о Макарии Александрийском; в) Двадцать восемь картинок, писанных акварелью, следующего содержания: 1) Господь Вседержитель. 2) Иаков, брат Господень, представлен сидящим за столом и пишущим на хартии: «по Вознесении Господни, на небеса сошедшимся Святым Апостолом, вкупе Петру Верховному, Иакову, брату Господню, и прочим, и многое Божественное писание изъявиша, изложиша и церкви придаша в пользу умершим». 3) Апостол Петр, крестящий народы, при нем надпись: «по воли Божий рассеяни быша Апостолы по вселенной, проповедающе закон Христов, и неверныя языки в веру приводя и крещаху их во имя Отца и Сына и Свя-таго Духа, и учаху, како им во плоти чисто жить и закон Божий хранити». 4) Представлены Священник и дьякон во время совершения проскомидии. 5) Представлены Священник и дьякон служащими панихиду. 6) Изображена смерть праведного человека.
7) Изображение умершего человека и Ангела, показывающего отошедшей душе различные места, где она обитала. 8) Ангел Господень проводит душу по воздушным мытарствам. 9) Ангел показывает душе рай. 10) Ангел показывает душе ад. 11) Ангел приводит душу на поклонение Христу. 12) Изображение богатого лежащим на постели и около нея стоящим его друга.
13) Изображение друга сидящим за сундуком с сокровищами.
14) Изображение друга перед женою, а за ним беса, внушающе-
го мысли о сребролюбии. 15) Изображение друга лежащим на постели, а пред ним стоящими жены и двух детей. 16) Изображена смерть друга, два дьявола принимают душу. 17) Изображение матери и детей по смерти друга. 18) Повесть о лихоимце умершем: изображен человек, лежащий в огне, из чрева его выросло дерево и на нем вниз головами повешены его дети, пред ними монах. 20) Изображена смерть бражника, пред ним дочь его. 21) Изображено состояние бражника по смерти. Дочь его узнает, что отец по смерти пьет чашу с огнем. 22) Изображена смерть мздоимца: тело мздоимца лежит в церкви, дьявол тащит его вон, причем присутствуют два сторожа. 23) Изображение того же мздоимца, найденного на другой день в пропасти. 24) Изображение смерти верхом на лошади, за плечами у ней разного вида оружия, в одной руке коса, а другою рукою касается грешника. 25) Повесть о девице блуднице. Девица представлена на огненном змее, в ушах ее стрелы, в глазах жабы, огонь пылает из уст, змеи сосут груди, а собаки рвут руки. Перед нею священник. 26) Повесть о мирянине умершем. Изображена внутренность церкви, Богородица, перед нею священник, а за ним народ. 27) Представлена внутренность церкви, посох прозябший, священник и народ. 28) Изображен священник в огне, а дети его духовные бросают в него каменьями. Изображения эти дают наглядное понятие об образе древних одежд, монашеской, священнической, мирян — мужчин и женщин. Особенно обращает внимание головной убор женщин и то, что священники все представлены в маленьких шапочках вроде скуфьи.
В конце книги собственно начинается синодик, где записаны имена Патриархов, Князей и Царей Московских, Цариц, Царевичей, Царевен, Митрополитов Московских, Псковских, Вселенских Патриархов, Митрополитов Новгородских и т. д.
Архив
Помещается в ризнице и состоит из собрания указов Псковской Духовной Консистории настоящего столетия и только неко-
торых от прошлого века. Из дел его видно, что собрание указов по годам началось только вследствие настоятельного требования Епархиального Начальства в 1820 году, а до того времени о сбережении получаемых бумаг весьма мало заботились. Даже в то время, как предписано было полученные указы и другие документы переплести в книги, то картоны на них были сделаны из указов XVIII века; чему обязаны сохранением некоторых сведений о настоятелях прошлого столетия. В настоящее время все сохранившееся документы тщательно подобраны по годам и хранятся в ризнице под ведением Казначея.
Хронологический список настоятелей, о которых сохранились известия
Игумены:
Преподобный Авраамий, первый игумен Монастыря, скончавшийся в 1158 году. Мощи его хранятся под спудом в монастыре.
Преподобный Василий, игумен, убиенный в 1299 году при нашествии на Псков Ливонских немцев.
Карп, упоминается при построении Церкви Св. Архидиакона Стефана в 1404 году.
Григорий, упоминается в надписях двух колоколов под 1650 и 1521 годами.
Митрофан, упоминается в первой Псковской летописи под 1589 годом; впоследствии Архимандрит Псково-Печерского Монастыря.
Архимандриты:
Аарон, упоминается в надписи на Евангелии, значащемся по описи под № 23.
Киприан, упоминается там же под 1703 годом.
Маркелл, упоминается под 1721 годом в надписи иа потире, значащемся по описи под № 16.
Герасим. На его имя сохранились два указа 1736 и 1744 года Стефана, Епископа Псковского и Нарвского.
Иоасаф, им надписана триодь цветная в 1754 г., принадле-
жавшая Архиепископу Симону Тодорскому и хранящаяся ныне в библиотеке Псковского Кафедрального Собора, а также упоминается в надписи на ризе храмовой иконы Преображения.
Иринарх, на его имя сохранился указ 1764 года.
Сверх сего в монастырском диптихе, писанном в конце XVII в., записаны имена Архимандритов Мирожских: Иоакима, Парфения, Дионисия, Митрофана, Изосимы, Порфирия, Иакова и Корнилия.
Игумены:
Опубликовано 22 Сентябрь 2010 в рубрике Храмы и монастыри
Если Вам интересна эта тема - дополнительный материал Вы найдете в статьях:Новое на сайте: