Образ жизни монастырской и число братии
4) По описи монастырской эта икона названа явленною, именуемою Спасо-Мирожскою. В рукописном сборнике, хранящемся в монастырской библиотеке, записано следующее сказание, составленное, как значится в надписи, в лето 7103 (1595), т. е. спустя 28 лет после совершившегося от иконы чуда. (Сказание приводится в изложении, доступном для молодых читателей начала XXI века. — Н. Л.) В славном и Богом хранимом граде Пскове есть монастырь между двух рек: большой рекой Великой и малой — Мирожей. В том монастыре соборная церковь во имя святого Преображения, свершившегося на горе Фавор, Господа и Спасителя нашего Иисуса Христа, и другая церковь — святого первомученика Стефана. В боголепном храме Преображения Гос-
подня была икона Матери Божией, местный образ Пречистой Богородицы. На той иконе с молитвою написан слева благоверный князь Домант псковский, нареченный во святом крещении Тимофеем, а на другой стороне от образа Матери Господней — княгиня Мария, супруга того князя Доманта, внучка великого князя Александра Ярославича Невского. От того пречистого образа Матери Господня, заступницы роду Христианскому, показались таинственные чудеса: с обоих глаз Пречистой потекли слезы, как струи. О чудо!..
Игумен честной той обители Мирожской со всеми монахами того монастыря, где стояла многочудная икона, тотчас пошли в город возвещать священникам собора Святой Троицы, а также князю, посадникам и всем Христолюбивым людям. По сему священники, князь с посадниками и со всем народом, взяв честные кресты и святые иконы, со свечами и фимиамом, радуясь душою, пришли в обитель Стасова Преображения, взяли чудотворную икону Матери Господа, Владыки нашего Иисуса Христа и сразу понесли ее в богоспасаемый град Псков, распевая духовные песни Богородице. Радуясь духом, люди прыгали перед образом Матери Господней, как в древности перед киотом завета Господня, и восторженно восклицали «Господи, помилуй!», видя, как свыше показано нам предивное знамение. И поставили ее в соборной церкви святой Живоначальной Троицы возле алтаря у южных дверей. С того времени начались многие и разные исцеления, б» шившие с людьми, приходящими с верою к образу Матери Господа.
5) С надписями сохранились три колокола: а) на большом значится: При державе благоверного и христолюбивого великого Князя Василия, Божиею милостию Царя и Государя всея Руси, владимировского и московского и новгородского и псковского и смоленского и тверского и югорского и пермского и вятского и иных, лета 7029 (1521)… месяца сентября 14 дня на Воздвижение Честного Креста Господня слит сей колокол в преименитом и славном граде Пскове в обитель Благолепного Преображения Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа за Мирожею при
великого Князя дьяке Мисюре Мунехине повелением раба Бо-жия Игумена Григория и всех его о Христе братии того же лета и месяца в 14 день выгорело Запсковье от Святого Козьмы и Да-миана и до Преподобного Варлаама, а делали мастера Андреевы дети Михайло священник да Ануфрий да Максим дьяк. Слава свершителю Богу; б) На другом: При державе царства благоверного и христолюбивого великого Князя Василия Божиею милос-тию царя и Государя всея Руси владимировского и московского и новгородского и псковского и смоленского и тверского, югорского и пермского и вятского и иных лета 7028 (1520) месяца Января 8 дня слит сей колокол в преименитом и славном граде Пскове в обитель благолепного Преображения Бога и Господа и Спаса нашего Иисуса Христа за Мирожею при Великого Князя Дьяке Мисюре Мунехине повелением раба Божия игумена Григория и всех его о Христе братии, а делали мастера Андреевы дети Михайло священник да Ануфрий да Максим дьяк. Слава свершителю Богу. (Расшифрованы сокращения слов, имевшиеся на надписях. Подлинный текст надписей на колоколах приведен в книге графа М. В. Толстого «Святыни и древности Пскова» (М., 1861), переизданной в 1993 году. — Н. Л.); в) На колоколе заграничного литья с разными изображениями, в верхнем и нижнем венцах надписи латинские: 1) Gloria. In. Excejsis. Deo. Et. In. Terra. Pax 2) Laudate. Dominun. In. Cymbaljs. In. Cymbalis. Me. Fundebat. Johan. Meyer. Anno. 1666. По сторонам две надписи шведские. Из дела монастырского архива видно, что существовал еще один колокол с следующей надписью: «лета 7108 (1600) Октября во 2 день Божиею милостию слиты сии колоко-лы бысть в обитель Боголепному Преображению Мирожского монастыря при державе царя и Государя и великого князя Бориса Федоровича, а весу в нем три пуда тридцать шесть фунтов». Колокол этот в 1820 году передан в Варваринскую церковь по просьбе прихожан на время, но не возвращен еще.
Опубликовано 22 Сентябрь 2010 в рубрике Храмы и монастыри
Если Вам интересна эта тема - дополнительный материал Вы найдете в статьях:Новое на сайте: