Проводимая в школе краеведческая работа положительно влияет на успеваемость и поведение детей, на их общее, фи­зическое и эстетическое развитие. На уроках, экскурсиях, при проведении наблюдений краеведы, как правило, резко отли­чаются от остальных учащихся своими конкретными знания­ми, практическими умениями и навыками. Экспонаты, собран­ные учащимися в походах и экскурсиях, дневники и другие записи ребят широко используются учителями. Большинство уроков учителя географии, биологии, истории проводят с использованием краеведческого материала. Особенно интерес­ными, содержательными, идейно направленными’ бывают уроки по теме «Наша область». На этих уроках используются, материалы и экспонаты из школьного краеведческого   музея,
знания и наблюдения учащихся-краеведов, полученные во время экскурсий, летних походов, итоги выполнения семилет­него плана по городу и области, данные р работе бригад ком­мунистического труда. Это вызывает у учащихся гордость за старших товарищей, успешно строящих коммунизм, и горячее желание самим участвовать в выполнении семилетнего плана. На уроках по теме «Климат своей местности» используются диаграммы, графики, цифровые данные. Наглядный ма­териал, подготовленный краеведами, рассказывает о средне­месячных и среднегодовых температурах, о количестве выпа-даемых осадков, о господствующих ветрах в пределах города, когда происходит вскрытие и замерзание реки Ловать и т. д. Все явления природы рассматриваются во взаимосвязи и взаи­мозависимости, что способствует выработке правильного научного мировоззрения у детей
Отдельные уроки учителями проводятся непосредственно на местности. Роль учителя при этом возрастает, так, как кро­ме развития у ребят активности, самостоятельности, необходи­мо выработать у них исследовательские навыки, придать уро­ку общественно полезную направленность. Так, например, при проведении в 7-м классе урока по теме «Рельеф своей местно­сти» перед учащимися была поставлена цель:
познакомиться с рельефом окружающей местности;
изучить породы, слагающие низменность реки Ловать;
выявить причины образования оврагов и найти способы за­крепления их склонов;
научиться измерять высоту холма.
Для проведения этого урока были созданы звенья. Руково­дителями звеньев назйачалйЪь наиболее подготовленные чле­ны краеведческого общества. Были изготовлены эклиметры для проведения измерительных работ. На уроке была уста­новлена непригодность песков района для цементной промыш­ленности, так как в нлх имеется большой процент глины. С помощью учителя дети объяснили происхождение плотной глины «поддубица» и особых форм рельефа, именуемых оза-ми. Ребята собрали коллекцию полезных ископаемых, встре­чающихся на берегах реки Ловать, и сделали описание релье­фа местности. После исследования оврагов были выяснены причины их образования и намечены меры по закреплению их склонов.
На уроке по теме: «Воды своей местности» учащиеся вы­явили, что река Ловать после постройки на ней плотины еже­годно доставляет к городу массу намывного песка, пригодного
для строительства, что происходит постепенное зарастание озер, в результате чего увеличиваются запасы торфа (озеро Божно и др.). Составлена коллекция «Торф», гербарий ра­стений торфообразователей.
Знания, получаемые учащимися-краеведами на уроках, закрепляются во время экскурсий и походов, когда им прихо дится измерять ширину рек, высоту предмета, проводить маршрутную съемку, ориентироваться по местным признакам, оборудовать туристский лагерь и выполнять другие виды ра­бот.
Краеведение используется и в целях антирелигиозного воспитания учащихся. Изучая по берегам реки Ловать отло­жение песка, слои глины и плодородного ила, ребята устано­вили, что со времени только последнего оледенения прошло много тысяч лет, что в образовании рельефа не принимала участия никакая сверхъестественная сила, что человек, исполь­зуя достижения науки, активно преобразует природу В этом учащиеся не раз убеждались во время походов.
Благоприятные условия для воспитания создают беседы у костра. Темами бесед обыкновенно служат важнейшие поли­тические события. Юных туристов интересуют и поездки Н. С. Хрущева в другие страны, достижения в области науки и техники, постановления партии и правительства, направлен1 ные на улучшение благосостояния трудящихся, борьба коло­ниальных народов за свою свободу и независимость и т. д. Большое впечатление на ребят оказывают встречи со знатны­ми людьми, с членами бригад коммунистического труда. Пос­ле встречи с членами бригады коммунистического труда на ударной комсомольской стройке Ливенского сахарного завода в Орловской области краеведы с подъемом сами работали по очистке завалов на территории стройки.
Краеведческая работа создает хорошие условия для физи­ческой закалки детей, для укрепления их здоровья. Во врейя походов ежедневно проводится утренняя физзарядка, ребята принимают солнечные и воздушные ванны, купаются. На при­валах организуются различные игры: лапта, волейбол, попада­ние в цель и т. д. Устраиваются спортивные соревнования с сельскими школьниками и молодежью. Особенно любят крае­веды спортивные туристские эстафеты с преодолением различ­ных естественных препятствий. Укреплению здоровья служит и физическая работа, выполняемая учащимися на колхозных полях. Во время походов у детей вырабатываются такие каче­ства, как смелость, настсрчивость, взаимовыручка, выносли­вость.
Красота и величие окружающей природы положительно влияют на развитие эстетических чувств у детей. Реки и озера, поля и леса, горы и долины, голубое небо и ночные звезды, пение птиц и аромат полевых цветов — все это ребенок чув­ствует, глобоко переживает и восхищается красотой природы. Вот почему важно воспитывать в детях любовь к природе и понимание ее красоты. Воспитывающее воздействие природы на человека многогр’анно. Под влиянием природы человек ста­новится чутким к красоте, способным воспринимать и пони­мать ее, стремится к ней в жизни, в быту. Не случайно мно­гие замечательные люди, живущие в тесном общении с окру­жающей природой, черпали в ней для себя краски, звуки, обо­гащались возвышенными идеалами и чувствами. Любовь к природе усиливает любовь к родной земле вообще. Нередко это чувство предопределяет выбор профессии.
Руководителям экскурсий, туристских походов часто при­ходится видеть, как учащиеся проявляют равнодушное отно-
шение к красотам природы, к своему внешнему виду, к беспо­рядкам на бивуаке, неряшливо оформляют альбомы, при по­сещении музеев, выставок не интересуются содержанием кар­тин, проявляют излишний интерес к танцам. Над устранением этих недостатков проводится большая’ работа. Ребят приучают наблюдать восход солнца, слушать раннее щебетание птиц, рассматривать цветы, покрытые каплями росы, улавливать журчание ручейка, выбирать удобное и красивое место для ночлега и-т. д. У школьников постепенно просыпается чувство любви к прекрасному, нередко они сами предлагают полюбо­ваться красивым лугом, рощей, заходом солнца, облаками.
Чувство прекрасного воспитывается на самом обыденном. Группа туристов разбила свой лагерь. Вокруг валяются щеп­ки, бумага, рюкзаки разбросаны, небрежно свалено в кучу топливо, палатки перекошены и в них беспорядок. Дети вна­чале не замечают этого. В дальнейшем они убеждаются, что красота и порядок в туристской жизни не только приятны на взгляд, но и необходимы в походной жизни. Воспитанию любви к прекрасному способствует и посещение выставок, картинных галерей, краеведческих музеев.
Научились краеведы красиво и аккуратно оформлять днев­ники, альбомы, стенды и др. материалы. В этом им помог учи­тель рисования А. Панов.


Страницы: 1 2

Опубликовано 20 Сентябрь 2010 в рубрике Краеведение в школе

Если Вам интересна эта тема - дополнительный материал Вы найдете в статьях:
  • ШКОЛЬНЫЙ  КРАЕВЕДЧЕСКИЙ МУЗЕЙ
  • ИНТЕРЕСНО. УВЛЕКАТЕЛЬНО
  • КРАЕВЕДЧЕСКОЕ ОБЩЕСТВО В ШКОЛЕ


  • Новое на сайте:

  • Рекомендации по выбору стиральной машины автомат и продлению ее срока службы
  • Как выбрать блок-хаус?
  • В Пскове началось историческое ориентирование
  • Изучение истории Псковского края в послереволюционный период
  • Рыбное хозяйство Псковской губернии.