ОБЩЕСТВО И ШКОЛА НЕРАЗДЕЛЬНЫ
Проводимая в школе краеведческая работа положительно влияет на успеваемость и поведение детей, на их общее, физическое и эстетическое развитие. На уроках, экскурсиях, при проведении наблюдений краеведы, как правило, резко отличаются от остальных учащихся своими конкретными знаниями, практическими умениями и навыками. Экспонаты, собранные учащимися в походах и экскурсиях, дневники и другие записи ребят широко используются учителями. Большинство уроков учителя географии, биологии, истории проводят с использованием краеведческого материала. Особенно интересными, содержательными, идейно направленными’ бывают уроки по теме «Наша область». На этих уроках используются, материалы и экспонаты из школьного краеведческого музея,
знания и наблюдения учащихся-краеведов, полученные во время экскурсий, летних походов, итоги выполнения семилетнего плана по городу и области, данные р работе бригад коммунистического труда. Это вызывает у учащихся гордость за старших товарищей, успешно строящих коммунизм, и горячее желание самим участвовать в выполнении семилетнего плана. На уроках по теме «Климат своей местности» используются диаграммы, графики, цифровые данные. Наглядный материал, подготовленный краеведами, рассказывает о среднемесячных и среднегодовых температурах, о количестве выпа-даемых осадков, о господствующих ветрах в пределах города, когда происходит вскрытие и замерзание реки Ловать и т. д. Все явления природы рассматриваются во взаимосвязи и взаимозависимости, что способствует выработке правильного научного мировоззрения у детей
Отдельные уроки учителями проводятся непосредственно на местности. Роль учителя при этом возрастает, так, как кроме развития у ребят активности, самостоятельности, необходимо выработать у них исследовательские навыки, придать уроку общественно полезную направленность. Так, например, при проведении в 7-м классе урока по теме «Рельеф своей местности» перед учащимися была поставлена цель:
познакомиться с рельефом окружающей местности;
изучить породы, слагающие низменность реки Ловать;
выявить причины образования оврагов и найти способы закрепления их склонов;
научиться измерять высоту холма.
Для проведения этого урока были созданы звенья. Руководителями звеньев назйачалйЪь наиболее подготовленные члены краеведческого общества. Были изготовлены эклиметры для проведения измерительных работ. На уроке была установлена непригодность песков района для цементной промышленности, так как в нлх имеется большой процент глины. С помощью учителя дети объяснили происхождение плотной глины «поддубица» и особых форм рельефа, именуемых оза-ми. Ребята собрали коллекцию полезных ископаемых, встречающихся на берегах реки Ловать, и сделали описание рельефа местности. После исследования оврагов были выяснены причины их образования и намечены меры по закреплению их склонов.
На уроке по теме: «Воды своей местности» учащиеся выявили, что река Ловать после постройки на ней плотины ежегодно доставляет к городу массу намывного песка, пригодного
для строительства, что происходит постепенное зарастание озер, в результате чего увеличиваются запасы торфа (озеро Божно и др.). Составлена коллекция «Торф», гербарий растений торфообразователей.
Знания, получаемые учащимися-краеведами на уроках, закрепляются во время экскурсий и походов, когда им прихо дится измерять ширину рек, высоту предмета, проводить маршрутную съемку, ориентироваться по местным признакам, оборудовать туристский лагерь и выполнять другие виды работ.
Краеведение используется и в целях антирелигиозного воспитания учащихся. Изучая по берегам реки Ловать отложение песка, слои глины и плодородного ила, ребята установили, что со времени только последнего оледенения прошло много тысяч лет, что в образовании рельефа не принимала участия никакая сверхъестественная сила, что человек, используя достижения науки, активно преобразует природу В этом учащиеся не раз убеждались во время походов.
Благоприятные условия для воспитания создают беседы у костра. Темами бесед обыкновенно служат важнейшие политические события. Юных туристов интересуют и поездки Н. С. Хрущева в другие страны, достижения в области науки и техники, постановления партии и правительства, направлен1 ные на улучшение благосостояния трудящихся, борьба колониальных народов за свою свободу и независимость и т. д. Большое впечатление на ребят оказывают встречи со знатными людьми, с членами бригад коммунистического труда. После встречи с членами бригады коммунистического труда на ударной комсомольской стройке Ливенского сахарного завода в Орловской области краеведы с подъемом сами работали по очистке завалов на территории стройки.
Краеведческая работа создает хорошие условия для физической закалки детей, для укрепления их здоровья. Во врейя походов ежедневно проводится утренняя физзарядка, ребята принимают солнечные и воздушные ванны, купаются. На привалах организуются различные игры: лапта, волейбол, попадание в цель и т. д. Устраиваются спортивные соревнования с сельскими школьниками и молодежью. Особенно любят краеведы спортивные туристские эстафеты с преодолением различных естественных препятствий. Укреплению здоровья служит и физическая работа, выполняемая учащимися на колхозных полях. Во время походов у детей вырабатываются такие качества, как смелость, настсрчивость, взаимовыручка, выносливость.
Красота и величие окружающей природы положительно влияют на развитие эстетических чувств у детей. Реки и озера, поля и леса, горы и долины, голубое небо и ночные звезды, пение птиц и аромат полевых цветов — все это ребенок чувствует, глобоко переживает и восхищается красотой природы. Вот почему важно воспитывать в детях любовь к природе и понимание ее красоты. Воспитывающее воздействие природы на человека многогр’анно. Под влиянием природы человек становится чутким к красоте, способным воспринимать и понимать ее, стремится к ней в жизни, в быту. Не случайно многие замечательные люди, живущие в тесном общении с окружающей природой, черпали в ней для себя краски, звуки, обогащались возвышенными идеалами и чувствами. Любовь к природе усиливает любовь к родной земле вообще. Нередко это чувство предопределяет выбор профессии.
Руководителям экскурсий, туристских походов часто приходится видеть, как учащиеся проявляют равнодушное отно-
шение к красотам природы, к своему внешнему виду, к беспорядкам на бивуаке, неряшливо оформляют альбомы, при посещении музеев, выставок не интересуются содержанием картин, проявляют излишний интерес к танцам. Над устранением этих недостатков проводится большая’ работа. Ребят приучают наблюдать восход солнца, слушать раннее щебетание птиц, рассматривать цветы, покрытые каплями росы, улавливать журчание ручейка, выбирать удобное и красивое место для ночлега и-т. д. У школьников постепенно просыпается чувство любви к прекрасному, нередко они сами предлагают полюбоваться красивым лугом, рощей, заходом солнца, облаками.
Чувство прекрасного воспитывается на самом обыденном. Группа туристов разбила свой лагерь. Вокруг валяются щепки, бумага, рюкзаки разбросаны, небрежно свалено в кучу топливо, палатки перекошены и в них беспорядок. Дети вначале не замечают этого. В дальнейшем они убеждаются, что красота и порядок в туристской жизни не только приятны на взгляд, но и необходимы в походной жизни. Воспитанию любви к прекрасному способствует и посещение выставок, картинных галерей, краеведческих музеев.
Научились краеведы красиво и аккуратно оформлять дневники, альбомы, стенды и др. материалы. В этом им помог учитель рисования А. Панов.
Страницы: 1 2
Опубликовано 20 Сентябрь 2010 в рубрике Краеведение в школе
Если Вам интересна эта тема - дополнительный материал Вы найдете в статьях:Новое на сайте: