Разбойничье нападение фашистской Германии всколых­нуло всю страну. В полдень 22 июня Советское прави­тельство обратилось к народу с призывом встать на защиту Отечества. Этот призыв нашел отклик в каж­дом городе и в каждой деревне. В Дно деповский гудок созвал железнодорожников на митинг. Машинисты, слесари, путейцы высказывали свое возмущение веро­ломным нападением. Машинист электростанции ком­сомолец Иван Ефимов заявил: «Я, как и все советские люди, до глубины души возмущен наглым выступлением фашистских правителей. Я прошу военный комиссариат принять меня добровольцем в Красную Армию. Хочу с оружием в pyiKax драться против    врагов    Родины».
Президиум Верховного Совета СССР объявил все-‘ общую мобилизацию, и сразу в военкоматы хлынул по­ток заявлений. Только за полдня в Дновский райвоен­комат пришли 75 человек. Среди первых приходили ком­мунисты. «Я как коммунист считаю своим долгом быть на передней линии борьбы с врагами нашей страны. Прошу послать меня на фронт. Я с честью оправдаю доверие нашей Родины, сыном которой являюсь»,— пи­сал рабочий Виктор Федоров.
В первые дни войны на фронт ушли сотни дновцев.
Паровозников не отпустили — они были нужны на желез­ной дороге, которая стала работать по законам воен­ного времени. Перекрашивались в защитный цвет зда­ния, вагоны. Несмотря на то что стояли белые ночи, бы­ла введена светомаскировка. Через станцию потянулись эшелоны на фронт—с войсками и техникой, со стороны фронта — с эвакуированными людьми и имуществом, с ранеными. Тяжелораненых отправляли дальше, дру­гих оставляли в местной больнице, в развернутом не­давно госпитале. Пионеры приходили к санитарным по­ездам, дарили раненым цветы.
На фронте шли тяжелые бои. Из Восточной Пруссии на Ленинград рвалась немецкая группировка «Север» и часть сил группировки «Центр». На этом направлении враг сосредоточил 42 дивизии, 1,5 тысячи танков и 1000 самолетов. Бои шли в Литве, потом в Латвии. Немцы приближались к Острову.
2 июля первые бомбы упали на Псков и Великие Луки. Дно пока не бомбили, но городок железнодорож­ников уже успел пережить горечь утрат. Дновские па­ровозники, водившие поезда в сторону Пскова, попада­ли под бомбежку. Вражеские самолеты на бреющем по­лете расстреливали эшелоны с беженцами и ранеными и в первую очередь старались поразить паровоз. Первым погиб любимец Дно, капитан футбольной .команды Ми­хаил Кукушкин. Похоронили его у родного дома на улице Красина, в небольшом садике.
Впервые фашистские самолеты бомбили Дно 10 июля. В тот день на станции скопилось много людей — военные, эвакуированные. Рвались бомбы, рушились зда­ния, загорелись составы на путях… Жертв было много.
Враг наступал. 9 июля наши войска оставили Псков и, оказывая упорное сопротивление, стали отходить на Лужском и Новгородском направлениях. 15 июля по до­роге   Псков — Дубровно — Шимск  фашистские   мотори-
зованные части вышли к реке Шелони на границе Днов-ского района. Наши части, оборонявшиеся на этом уча­стке, нанесли контрудар. Было захвачено много техники и пленных. На другой день противник, перегруппиро­вав силы, потеснил наши войска, угрожая обойти Дно с севера.
17 июля фашисты заняли Порхов и продолжали дви­гаться на восток, в сторону Дно. Советское командова­ние стремилось удержать в своих руках важный желез­нодорожный узел — Дновский «крест», как называли его военные. Однако сил было мало. Обескровленный в боях 22-й стрелковый корпус с трудом сдерживал натиск вра­жеских дивизий. Командир бросил в бой последние ре­зервы, оставив без прикрытия даже штаб корпуса. В этот момент враги подошли к штабу и окружили его. В бой с ними вступила небольшая группа связистов 415-го отдельного батальона, жидкой цепью прикрыв командный пункт. Было их всего 20 человек. Они лежа­ли на опушке рощи и вели огонь из винтовок и пулеме­та. Возглавлял их заместитель политрука роты Арнольд Мери.
Фашисты пошли в атаку при поддержке минометов. Они ложились под огнем пулемета и опять поднимались для очередного броска. У связистов кончились патроны. Раненный к этому времени Арнольд Мери добрался до склада и притащил ящик с патронами. Связисты усили­ли огонь. Но враги напирали и были уже совсем близко. Тогда раненный вторично замполит стал бросать грана­ты. Его поддержали бойцы…
На выручку подоспела наша часть. Трижды ранен­ный Арнольд Мери был отправлен в медсанбат. За этот подвиг А. К- Мери было присвоено звание Героя Совет­ского Союза.
В тот же день фашистские войска перерезали желез­ную дорогу на   Витебск в шести  километрах от города.
Две группы бойцов дновского истребительного баталь­она вступили в перестрелку с врагами, но дновцев было мало, и они отошли.
К этому времени фашистские танки вошли в город Сольцы, что стоит севернее Дно на железной дороге. Та­ким образом путь на Ленинград был также отрезан. Воз­никла угроза окружения наших войск, оборонявших же­лезнодорожный узел. Начался их отход. 18 июля врага уже сдерживали только отряды прикрытия. Город эва­куировался. Были вывезены оборудование депо, часть колхозного скота. Бойцы истребительного батальона вместе с солдатами железнодорожных войск взорвали депо, электростанцию, водокачку. Последний эшелон уходил из Дно в 3 часа ночи 19 июля под грохот боя с вражеским десантом на северной окраине города.
Дновские железнодорожники уходили в паровозные колонны резерва Главного командования, чтобы обслу­живать фронты разных широт, машинистами на броне­поезда, в железнодорожные войска, чтобы впоследствии построить множество мостов и станций. 26 дновских па­ровозников топили в блокадном Ленинграде котлы 5-й ГЭС. Тысячи дновцев сражались на фронте и в парти­занских отрядах, работали в глубоком советском тылу.
…От окраин, где падали в некошеную траву убитые фашистские десантники и защитники города, враг про­двигался к центру. Солнце уже успело высушить ночную росу, и от нагретых рельсов и шпал поднималось маре­во, в котором плыл дым пожаров. Горели последние станционные постройки, побывавшие не под одной бом­бёжкой, деревянные домики железнодорожников.
Дворец культуры, построенный в 1931 году, гордость дновцев, не был взорван. Здесь стояла доска Почета, на которой висели портреты лучших людей железнодорож­ного узла. Фашистский офицер, разыскав кого-то из ра­ботников клуба, подошел к цепочке  портретов,   выпол-
НенныХ на больших листах   плотной   фанеры.   ВытаЩИЁ пистолет, ткнул дулом в первый портрет:
—  Коммунист?
Не дожидаясь ответа, выстрелил.
—  Коммунист? Еще выстрел…
Многие знатные люди города, чьи портреты нарисо­вал художник, не были членами партии, но фашист за­очно, символически расстрелял их всех: и учителя музы­ки А. П. Брусенцова, и машиниста И. М. Петропавлов­ского, и кондуктора С. Е. Орлова, и дежурного по стан­ции В. П. Павлова, и других.
С первого дня оккупации города гитлеровцы стали расстреливать и живых людей. За появление на улице после 18 часов — расстрел, за появление на железнодо­рожных путях — расстрел…
Немцы провели перерегистрацию населения. Все трудоспособные от 14 до 65 лет должны были отбывать трудовую повинность. Захватчики установили 14-часо­вой рабочий день.
Дновскому железнодорожному узлу в военных пла­нах гитлеровцев было отведено важное место. Здесь сходились дороги от Ленинграда и Старой Руссы, где наши войска остановили врага. По железной дороге Ленинград—Витебск при необходимости удобно было вести переброску войск с одного направления на дру­гое. Но чтобы узел начал работать, требовалось восста­новить путевое хозяйство, депо и другие взорванные объекты. Необходимо было думать и об укреплениях: Дновский «крест» бомбила советская авиация, он нахо­дился под пристальным вниманием наших разведчиков и партизан.
В городе фашисты создали так называемый рабочий лагерь. Из деревень согнали жителей и заставили ре­монтировать   пути, рыть  траншеи, разгружать   вагоны.


Страницы: 1 2 3 4 5

Опубликовано 22 Сентябрь 2010 в рубрике Город Дно

Если Вам интересна эта тема - дополнительный материал Вы найдете в статьях:
  • ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫЕ КОЛОННЫ ОСОБОГО РЕЗЕРВА
  • ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНИКИ ПСКОВЩИНЫ В ДНИ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ 1941-1945 гг.
  • ПЕРЕКРЕСТОК ЖЕЛЕЗНЫХ ДОРОГ


  • Новое на сайте:

  • Рекомендации по выбору стиральной машины автомат и продлению ее срока службы
  • Как выбрать блок-хаус?
  • В Пскове началось историческое ориентирование
  • Изучение истории Псковского края в послереволюционный период
  • Рыбное хозяйство Псковской губернии.