Реорганизация Псковской военно-начальной школы в прогимназию сопровождалась отчислением значительной ча­сти учеников из числа детей «нижних чинов» в школу, учреждённую в то время при Псковском губернском баталь­оне. Одновременно усложнялись учебные программы. При четырёхлетнем сроке обучения они включали такие предме­ты, как Закон Божий (10 часов в неделю во всех четырёх классах), русский язык (19 часов), арифметику с алгеброй ( 23 часа), геометрию с черчением (8 часов), и др. Правда, в отличие от военных гимназий, в прогимназиях вовсе не изучали иностранных языков, которые, впрочем, и не требо­вались для поступления в юнкерские училища.
По данным 1869 г., в прогимназии служили 30 офицеров и чиновников. При этом военные чины имели только четыре человека: директор, инспектор классов, эконом и заведую­щий хозяйством. Любопытно, что последнюю должность занимал тот самый С. Л. Банчук, который в 1858 г. в батальоне кантонистов исполнял обязанности инспектора классов. Все воспитатели (14 чел.) и преподаватели (9 чел.), два медика, секретарь канцелярии, бухгалтер были гражданскими. Среди педагогов многие получили подготовку в учительских классах Петербургского училища военного ведомства и начинали службу в училищах военного ведомства ( И. С. Парфёнов, И. Н. Блюм, К. Я. Курочкин и др.) Видимо, они обладали не очень широким кругозором, но найти других было по-прежне­му трудно.
Сходная ситуация, впрочем, была характерна и для других прогимназий. Поэтому ГУВУЗ приняло решение о создании специальных учебных заведений для подготовки педагогов. В 1866 г. в Москве открылась Учительская семинария военного ведомства, готовившая учителей по различным предметам. Три года спустя, в 1869 г., император утвердил положение Военного совета, специально посвященное этому учебному
заведению. Согласно ему в семинарию могли зачисляться «лучшие по способностям, нравственности и характеру» выпускники военных прогимназий. Наряду с ними к приёму допускались юноши всех сословий, успешно сдавшие вступи­тельные экзамены или имевшие свидетельство об окончании высшего учебного заведения.
Семинаристы, окончившие трёхлетний курс, получали статский чин 12-го класса, причём те из них, кто обучался на казённый счёт (в основном выходцы из прогимназий), долж­ны были отслужить в военно-учебном ведомстве не менее трёх лет. В 1870—1877 гг. семинарию возглавлял убеждённый либерал генерал-майор А. Н. Макаров, который смог при­влечь к сотрудничеству многих видных педагогов: К. Д. Ушинского, К. К. Сент-Илера и др. В Псковскую прогимна­зию первые питомцы сеМинарии стали поступать на службу ужев 1869 г., т. е. из первого выпуска. Среди таковых следует назвать А. М. Яницкого и М. И. Лалетина, которые совмеща­ли должность учителя с должностью воспитателя.
То обстоятельство, что многие сотрудники Учительской семинарии придерживались либеральных взглядов, а среди её воспитанников находилось немало штатских лиц, вызывало крайнее раздражение консервативно настроенных военных и государственных деятелей. Особенно грубо и резко критико­вал семинарию известный публицист М. Н. Катков. На страницах «Московских ведомостей» он издевательски назы­вал учащихся «яузскими студентами», обвинял их в плохой подготовке, верхоглядстве.
В 1877 г. ГУВУЗ поручило директору Симбирской воен­ной гимназии Н. А. Якубовичу выступить с официальным ответом на нападки Каткова. Тот взялся за дело охотно, ибо, по собственному признанию, не мог согласиться с «огульным обвинением и чёрной тенью, проведённой сплошь по целому учреждению»72. Но при этом сам Якубович далеко не во всём одобрял Учительскую семинарию. Характеризуя в своих мемуарах её учеников, он отмечал: «Питомцы этого заведения
72 Якубович Н. А. Летопись и мысли старого-педагога // Русская старина. 1913. № 10. С. 173.
не получили широкого образования и были энциклопедистами по всем предметам в младших классах. Некоторые из них оказались очень хорошими, усердно и толково относились к своим обязанностям и самостоятельно пополняли недочёты в своём образовании… но большинство были ниже всякой критики и не только не вносили даже удовлетворительного в педагогическую сферу, но были вредны по своему грубому, бестактному и невежественному отношению к детям»73. Увы, архивные документы свидетельствуют, что и в Псковской прогимназии случались инциденты, спровоцированные гру­бым или, наоборот, панибратским поведением бывших семи­наристов.
Другой бедой заведения были частые перемены в руковод­стве. В январе 1869 г. Псковскую прогимназию покинул Цытович, который получил место начальника Петербургской военно-фельдшерской школы. Вместо него обязанности ин­спектора классов принял на себя капитан Николай Николае­вич Острогорский, но уже 1871 г. его перевели директором прогимназии в Тифлис. В том же году Попелло-Давыдова назначили директором 1-й Московской военной гимназии. В Пскове должности директора и инспектора классов заняли соответственно полковник М. Л. Левковец и подполковник П. П. Андреев, но и они прослужили недолго. В 1875 г. инспектором классов стал уроженец Санкт-Петербургской губернии коллежский советник Александр Иванович Андреев, однофамилец своего предшественника. В 1876 г. директором назначили полковника Фёдора Ивановича Пышенкова. На долю А. И. Андреева и Ф. И. Пышенкова выпала работа по новой реорганизации заведения.
Приступая к реформе, в 1860-е годы военный министр Д. А. Милютин считал создание военных гимназий и прогим­назий сугубо временной мерой. Ещё в своей «Записке по вопросу о преобразовании военно-учебных заведений», по­данной в 1862 г. в Главный штаб, он писал: «Воспитание отроков и юношей должно совершаться дома и в заведениях гражданских. Заведения же собственно военные могут суще­ствовать только с одной целью — доставлять научное, специ-
альное образование тем молодым людям, кои почувствовали в себе призвание к военной службе»74.
Не менее определённо высказался министр в «Докладе по итогам деятельности Военного министерства в 1863 г.». Характеризуя ликвидацию старших классов 2-го кадетского корпуса, он писал: «С упразднением строевого состава, заведение это получает характер строго воспитательных заведений и сохраняет своё особое предназначение — приго­товлять детей к поступлению в военные училища только до тех пор, когда прилив в сии последние молодых людей, окончивших полное гимназическое образование на свой счёт (имелись в виду гражданские гимназии. — А. М.), сделает возможным постепенное уменьшение таких приготовитель­ных учебных заведений в военном ведомстве постепенною же передачею их в Министерство народного просвещения»75.
Однако многие сотрудники ГУВУ 3 уверенности Милюти­на не разделяли. Они не без основания утверждали, что выпускники гражданских школ не захотят поступать в воен­ные училища, и те будут испытывать постоянный некомплект юнкеров. В наиболее концентрированном виде эти идеи выразил редактор журнала «Педагогический сборник» Н. X. Вессель, который в начале 1867 г. писал: «Лучшие и способнейшие ученики гражданских гимназий, если только они имеют хоть какие-то средства, для того, чтобы добраться до университетского города, всегда будут поступать в универ­ситет, представляющий впоследствии самую широкую дорогу и выгодную карьеру для способного и сведущего молодого человека. Таким образом, гражданские гимназии могут еже­годно уделять военным училищам только самое незначитель­ное число, притом слабейших из окончивших курс учени­ков»76. Обращал внимание Вессель и на то, что нельзя лишать офицеров привилегии обучать своих детей в каких-либо особых закрытых заведениях, ибо «военная служба, сопря-
74 Милютин Д. А Мнение о военно-учебных заведениях // Столетие военного министерства. Т. 10. Ч. 3. СПб., 1914. С. 247.
я РГВИА. Ф. 1. Оп. 2. Д. 4. Л. 59-60.
76 Вессель Н. X. Военные училища и военные гимназии // Педагогичес­кий сборник. 1867. № 1. С. 121.
жённая с частыми переменами местожительства, не позволяет родителям самим заняться воспитанием и образованием де­тей»77.


Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12

Опубликовано 21 Сентябрь 2010 в рубрике Обаяние мундира

Если Вам интересна эта тема - дополнительный материал Вы найдете в статьях:
  • Псковский кадетский корпус
  • Заключение
  • СТРОИТЕЛЬСТВО ПСКОВО-РИЖСКОЙ ДОРОГИ


  • Новое на сайте:

  • Рекомендации по выбору стиральной машины автомат и продлению ее срока службы
  • Как выбрать блок-хаус?
  • В Пскове началось историческое ориентирование
  • Изучение истории Псковского края в послереволюционный период
  • Рыбное хозяйство Псковской губернии.