В итоге явно победило мнение оппонентов Д. Милютина. Военные гимназии не только не были закрыты, но сеть их постоянно расширялась. Однако на создание абсолютно новых заведений на «пустом месте» у военного ведомства средств не имелось. Поэтому «жертвой» развития гимназий стали прогимназии. 13июля 1876 г. вышло в свет утверждён­ное императором Положение о переформировании Псковс­кой, Ярославской и Московской военных прогимназий в гимназии. Реформа осуществлялась постепенно: уже набран­ные классы проходили прогимназический курс, а новых учеников обучали так, как было положено в гимназиях.
В1877 г. для всех военных гимназий, включая Псковскую, были введены новые приёмные правила. Толчком к их приня­тию послужила Русско-турецкая война, в результате которой резко возросло количество сирот офицеров. Новые правила ознаменовали поворот от сословной системы комплектования воспитанников к корпоративной. Согласно им на «иждивение правительства» могли поступать только сыновья офицеров и чиновников военного ведомства, как принадлежавшие, так и не принадлежавшие к потомственному дворянству78. Дети потомственных дворян, не состоявших в военной службе, отныне могли обучаться в военных гимназиях только за плату («своекоштными» или на стипендии благотворителей)79.
77  Там же. С. 124.
78  Всеподданнейший отчёт о деятельности Военного министерства за 1877 г. Отчёт о состоянии военно-учебных заведений. СПб., 1879. С. 26.
79  Мотивируя необходимость пересмотра правил приёма, Н. В. Исаков писал: «В силу такого (прежнего. — А. М.)   порядка, дети военнослужащих обер-офицеров и штаб-офицеров (майоров и подполковников), не принадле­жавших к потомственному дворянству, вовсе не имели права на определение в военные гимназии, а между тем военные офицеры не дворяне, а особенно штаб-офнцеры,   могущие  занимать места начальников отдельных  частей, посвящая себя военной службе и служа интересам военного ведомства, по справедливости заслуживали того, чтобы ведомство пришло им в помощь по доставлению образования их сыновьям, доставить каковое попечением самих отцов оказывается для них весьма затруднительным» (Всеподданнейший отчёт о деятельности Военного министерства за 1876 г. Отчёт о состоянии военно-учебных заведений. СПб., 1878. С. 28).
Продолжительность военно-гимназического курса к тому времени составляла семь лет. Программа включала довольно обширный список дисциплин и, как видно из приведённой ниже таблицы, превосходила по объёму программы граждан­ских общеобразовательных учебных заведений.
Особенно впечатляюще выглядела программа военных гимназий по математике. Она включала изучение арифметики,
алгебры (до логарифмов), геометрии, стереометрии и триго­нометрии. Во всех семи классах на изучение математических дисциплин отводилось 42 урока в неделю, т. е. 20% всего учебного времени. Для сравнения можно отметить, что в семи классах гражданских гимназий на математику было выделено 14% недельных уроков, а в реальных училищах — 15%. Неудивительно, что начальники военных училищ часто жало­вались на недостаточную подготовку по математике поступав­ших к ним выпускников гражданских школ в сравнении с военными гимназистами.
В Псковской военной гимназии на протяжении всего её существования математику преподавали надворный советник Леонид Васильевич Васильев и коллежский секретарь Платон Фёдорович Рожанский. Васильев родился в 1836 г. в мещан­ской семье, обучался в неражированном батальоне 4-го учеб­ного стрелкового полка, т. е. по сути дела в кантонистской школе. Службу свою он начал в Нижегородском училище военного ведомства, из которого в 1865 поступил на учёбу в открывшуюся в Петербурге Учительскую семинарию военно­го ведомства. Год спустя Васильев занял должность учителя математики в Псковской военно-начальной школе и одновре­менно исполнял там обязанности воспитателя. Леонид Васи­льевич благополучно «пережил» реорганизацию школы в прогимназию, а прогимназии в гимназию. Разумеется, осваи­вать новую, более сложную гимназическую программу 40-летнему педагогу было очень непросто, но должности он не оставил. Интересно, что одновременно с военной гимназией Васильев преподавал математику в Мариинской женской гимназии.
П. Ф. Рожанский был гораздо моложе (родился в 1850 г.), принадлежал к дворянству, но тоже получил весьма скромное образование, пройдя Чугуевское училище военного ведом­ства и Московскую военную прогимназию. В 1870 он посту­пил на службу в Псковскую прогимназию, причём преподавал только арифметику в трёх младших классах.
Военно-гимназическая программа русского языка вклю­чала грамматику, церковнославянский язык и словесность. Интересно, что общий объём этого курса превышал объём
аналогичного курса не только в реальных училищах, но и в классических гимназиях, ориентированных на углубленное изучение гуманитарных предметов. В тех разделах програм­мы, которые были посвящены собственно русскому языку, учащиеся получали знания по орфографии, этимологии и синтаксису. Военных гимназистов обучали не только писать без ошибок, но и разбирать предложения по составу, разли­чать части речи, определяя.их соотношение, разбирать состав слова, объяснять употребление знаков препинания и т. д. Для закрепления полученных знаний применялись диктанты и сочинения.
Курс церковнославянского языка носил вспомогательный характер. Изучая фрагменты «Остромирова Евангелия», ученики должны были получить навыки перевода церковнос­лавянского текста на современный им русский язык, научить­ся находить формы синтаксического построения, отличаю­щие эти языки друг от друга.
Изучение словесности ограничивалось знакомством с про­изведениями русских писателей XVIII—XIX веков: Н. М. Карамзина, В. А. Жуковского, И. А. Крылова, Н. В. Гоголя и др. Иностранная литература была представлена только первой частью «Иллиады» Гомера и первым актом «Макбета» В. Шекспира. Впрочем, те произведения, которые в програм­му внесли, предполагалось изучать глубоко. «От окончивших курс в военных гимназиях, — говорилось в «Инструкции» Главного управления военно-учебных заведений, — требуется знание не историко-литературных заметок об образцах сло­весности, указанных в программе, а знание самих образцов, основанное на непосредственном изучении»80.
При изучении иностранных языков ГУВУ3 рекомендова­ло сосредоточить основное внимание на переводе текстов, тогда как разговорная речь и в особенности изучение фоне­тики отодвигались на второй план. Очень подробны были программы по естественной истории, составленные под руко­водством видного педагога К. К. Сент-Илера. Они включали сведения по минералогии, ботанике, зоологии, анатомии.
Многие современники полагали, что подобная подробность излишняя, а чиновники Министерства просвещения даже обвиняли ГУВУЗ в увлечении науками, способными повре­дить нравственности воспитанников. Возражая на подобные нападки, сотрудник Главного управления А. Л. Громачевский писал в журнале «Педагогический сборник»: «Естественные науки сами по себе не заключают ничего опасного для религии, и потому нет никакого основания не знакомить воспитанников с основами естествознания… Естественные науки могут представить нам такие неопровержимые доказа­тельства разных религиозных истин, которые по силе и убедительности нисколько не слабее, а может быть, даже сильнее многих из них, приводимых в разных богословских системах»81.
Общая беда многих провинциальных военных гимназий, однако, заключалась в невозможности найти для преподава­ния столь сложного курса квалифицированного специалиста. Псковская гимназия исключением не являлась. Уроки по естественной истории здесь вёл губернский секретарь Нико­лай Федотович Черняк, сын унтер-офицера, который имел за плечами только Учительскую семинарию. Интересно, что впоследствии он перешёл на совершенно «непедагогическую» должность эконома, но долгое время (с 1873 по 1906 год) преподавал естественную историю в Мариинской женской гимназии82.


Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12

Опубликовано 21 Сентябрь 2010 в рубрике Обаяние мундира

Если Вам интересна эта тема - дополнительный материал Вы найдете в статьях:
  • Псковский кадетский корпус
  • Заключение
  • СТРОИТЕЛЬСТВО ПСКОВО-РИЖСКОЙ ДОРОГИ


  • Новое на сайте:

  • Рекомендации по выбору стиральной машины автомат и продлению ее срока службы
  • Как выбрать блок-хаус?
  • В Пскове началось историческое ориентирование
  • Изучение истории Псковского края в послереволюционный период
  • Рыбное хозяйство Псковской губернии.