Совершенно особое место занимал в курсе военных гим­назий Закон Божий. Педагоги того времени считали его предметом в первую очередь воспитательным, а не образова­тельным. ГУВУЗ даже рекомендовало не ставить по нему низких оценок. Понятно, что особую роль в привлечении гимназистов к предмету играла личность законоучителя. Псковской военной гимназии здесь явно повезло: Закон
81  Громачевский А. Л. О религиозно-нравственном воспитании примени­тельно к современным потребностям общества // Педагогический сборник. 1867. № 5. С. 471.
82 См.: Стопневич М. И. Историческая записка о ходе учебно-воспитатель­ного дела в Мариинском женском училище 1-го разряда и преобразовании из него Мариинской женской гимназии. Псков, 1910.
Божий продолжал преподавать о. Андрей Сенаторский, чрез­вычайно любимый и учениками, и сотрудниками.
Очень много внимания уделялось в 1870-е годы выработке новых методов учебной работы. Главное управление военно-учебных заведений и подчинённый ему Педагогический музей стали настоящей лабораторией педагогического поиска. Не­малую роль сыграло то, что Министерством народного про­свещения тогда руководил консерватор Д. А. Толстой, и многие педагоги-новаторы переходили в военно-учебное ве­домство, под менее «тяжёлую руку» Н. В. Исакова.
В дореформенных кадетских корпусах, как в старших, так и в младших классах, господствовала лекционная система преподавания, крайне трудная для младшеклассников. Кри­тикуя подобный порядок, «Педагогический сборник» писал в 1870г.: «Много времени на (на лекциях. —А. М.)тратится даром, а дети приучаются наполовину спать, наполовину слушать и вообще работать крайне небрежно»83. Теперь в младших классах стал широко применяться «катехический» метод, позволявший учителям вести беседы с детьми и по их ответам судить о качестве усвоения учебного материала. В старших классах военных гимназий педагоги использовали смешанный метод, в основе которого лежало чтение лекций с последующим опросом. Особое внимание, под влиянием идей Ушинского, стало уделяться развитию у детей способ­ностей к самостоятельной работе. Другим важнейшим прин­ципом учебной работы в военных гимназиях являлось актив­ное использование наглядных пособий. В Псковской военной гимназии, как видно из протоколов заседаний педагогическо­го комитета, поиск новых методов преподавания шёл в духе времени. И вопросы наглядности, и развитие самостоятельно­сти у воспитанников составляли постоянный предмет заботы педагогов.
В основу воспитательной работы всех военных гимназий была положена идея об «общем», а не специально-военном,
83 Материал для составления инструкции по воспитательной части // Педагогический сборник. 1870. № 2. С. 95.
как в дореформенных корпусах, воспитании. «Специальные способности, специальное призвание человека, — писал в связи с этим Н. Вессель, — остаются долгое время скрытыми, не только от других, но и от него самого и для проявления своего требуют предварительного общего развития всех сил и способностей всего человека, совершенствующегося по неизменным природным законам»84.
Основное внимание в военных гимназиях уделялось раз­витию таких качеств личности, как честность, способность к самодисциплине, отзывчивость, трудолюбие. Под последним понималась не только хорошая учёба, но и уважение к работе вообще. Так, в Псковской военной гимназии воспитанники трудились в переплётной мастерской и в саду, специально разбитом рядом со зданием.
Внутренний режим был гораздо мягче, чем в «старых» кадетских корпусах или, тем более, в кантонистских школах. Из педагогической практики постепенно удалялись телесные наказания. Воспитателями становились, как уже говорилось, в основном штатские Лица. Правда, многие из них не могли сосредоточиться только на своей должности. Маленькое жалование заставляло военно-гимназических педагогов под­рабатывать в различных учебных заведениях города. Так, выпускник Учительской семинарии Александр Михайлович Яницкий, начав службу ещё в Псковской прогимназии, в 1873 г. был утверждён в должности воспитателя. Однако почти одновременно (в 1872 г.) он поступил учителем пейия в Мариинскую женскую гимназию. Другой воспитатель, Антон Александрович Александров, одновременно работал учите­лем и воспитателем в Псковской военной гимназии и учителем чистописания в Мариинской гимназии. И всё же подобные трудности носили частный характер. Казалось, для Псковс­кой военной гимназии наступил период спокойного, поступа­тельного развития. Но судьба распорядилась иначе: как и всю систему военного образования, её ожидали новые, существен­ные перемены.


Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12

Опубликовано 21 Сентябрь 2010 в рубрике Обаяние мундира

Если Вам интересна эта тема - дополнительный материал Вы найдете в статьях:
  • Псковский кадетский корпус
  • Заключение
  • СТРОИТЕЛЬСТВО ПСКОВО-РИЖСКОЙ ДОРОГИ


  • Новое на сайте:

  • Рекомендации по выбору стиральной машины автомат и продлению ее срока службы
  • Как выбрать блок-хаус?
  • В Пскове началось историческое ориентирование
  • Изучение истории Псковского края в послереволюционный период
  • Рыбное хозяйство Псковской губернии.