От гарнизонной школы к военной гимназии
В ноябре 1859 г. Псковское училище военного ведомства посетил император Александр II. Государь остался доволен состоянием заведения, лично поблагодарил начальника за службу и подарил училищу икону Святого Князя Гавриила Псковского.
Между тем вся система военного образования в стране переживала глубокую реорганизацию. Кадетские корпуса, являвшиеся в первой половине XIX века основным типом заведений для подготовки офицеров, стали подвергаться жестокой критике. Авторы многочисленных статей акцентировали внимание на том, что дети офицеров зачисляются в корпуса в очень раннем возрасте, когда их склонности ещё не сформировались, что они вынуждены получать военную профессию только из-за выбора родителей. Наиболее ярко позицию критиков выразил видный педагог Н. И. Пирогов в статье «Вопросы воспитания», опубликованной журналом «Морской сборник» в конце 1856г. «Кто научил, — возмущённо спрашивал он, — кто открыл, что дети получили врождённые способности и врождённое призвание играть именно ту роль в обществе, которую родители сами назначают?»60. Пирогов сравнивал положение кадет с положением девушки,
(i0 Пирогов Н. И. Вопросы жизни // Морской сборник. 1856. Т. 23. № 9. С. 574.
которую ещё в детстве обручили с нелюбимым и неизвестным ей женихом.
В 1861 г. пост военного министра занял убеждённый реформатор Д. А. Милютин. Он составил на имя Главного начальника военно-учебных заведений великого князя Михаила Николаевича записку, в которой указывал, что кадетские корпуса преследуют две совершенно разные цели: образовательную и благотворительную. Как учреждения образовательные, они должны подготавливать квалифицированные командные кадры, а как благотворительные — обеспечивать детей малоимущих офицеров образованием и воспитанием в интернате за казённый счёт. Преследуя последнюю цель, корпуса и принимают в свои стены детей с не определившимися ещё интересами. «Между тем, — писал Милютин, — ни для одного рода занятий не имеет такой важности сердечное к нему призвание, как для военного ремесла»61.
Ущерб от благотворительного принципа, по мнению военного министра, превосходил всю приносимую им пользу. Кадеты младших классов по своему возрасту ещё не могли соблюдать военную дисциплину сознательно, а суровое, чисто внешнее принуждение наносило «существенный ущерб нравственным качествам» детей. «Ныне, — говорится в записке, — в наших военно-учебных заведениях употребляются все старания, чтобы согласовать требования дисциплины с необходимою для детского возраста мягкостью и кротостью обхождения, но такая задача едва ли разрешима: стремление к согласованию двух условий, друг Другу противоположных, естественно ведёт к тому, что ни то, ни другое не соблюдается в должной мере»62.
В мае 1863 г. Александр II подписал указ, согласно которому старшие классы всех кадетских корпусов сводились в три военных училища (не путать с училищами военного ведомства): 1-е Павловское и 2-е Константиновское в Петербурге и 3-е Александровское в Москве. Целью этих заведений было предоставление юношам исключительно специальной,
61 Милютин Д. А. Мнение о военно-учебных заведениях // Столетие Военного министерства. Т. 10. Ч. 3. СПб., 1914. С 242.
62 Там же. С. 240.
военной подготовки, а их учебный курс продолжался два года. В 1864 г. в столице появилось ещё одно, Николаевское кавалерийское училище, созданное на основе Училища гвардейских юнкеров. Подготовку офицеров для специальных родов войск осуществляли Михайловское артиллерийское и Николаевское инженерное училища с трёхлетним сроком обучения, тоже расположенные в Петербурге. Выпускники перечисленных заведений, успешно окончившие курс, направлялись на службу с чином подпоручика (в кавалерию — корнета).
Одновременно с учреждением военных училищ на основе средних и младших классов кадетских корпусов началось формирование общеобразовательных военных гимназий. Утверждённое царём положение гласило: «Военные гимназии вообще имеют целью доставить детям дворян, предназначенным к военной службе, приготовительное общее образование и воспитание и служат вместе с тем приготовительными заведениями для поступления в военные училища»63. Однако выпускник военной гимназии вполне мог отказаться от поступления в училище и, как тогда говорили, «уйти на сторону», то есть в гражданское учебное заведение. Питомцы гимназий делились не на роты, а на возрастные группы (они так и именовались — «возраста»). На воспитательские должности стали принимать гражданских педагогов, время, отведённое на строевые занятия, сокращалось. Раньше прочих, в 1863 г., появилась 2-я военная гимназия, основой для которой послужил 2-й кадетский корпус в Петербурге. В 1864 г. начали действовать 1 -я военная гимназия в Петербурге, 1 -я и 2-я Московские, Орловская и Тульская военные гимназии, в 1865 г. — Полтавская, Киевская, Полоцкая, Воронежская. Приоритетным правом на поступление в них по-прежнему пользовались дети офицеров, в особенности сироты, которые обучались на казённый счёт и жили в интернатах.
В различных городах открывались также юнкерские училища. Они, как и военные училища, готовили офицеров, но
м Положение о военных гимназиях, высочайше утверждённое 15 октября 1866 г. // ПСЗ. Собр. 2. Т. 41. СПб., 1868. С. 132.
принимали лиц с более скромным образованием и, в первую очередь, «унтер-офицеров из вольноопределяющихся»-. Так называли тех, кто добровольно поступил на военную службу «в строй», но ещё не сдал экзамена на офицерский чин. Программа в юнкерских училищах была проще, однако их выпускники обладали худшими «стартовыми позициями», чем вышедшие из военных училищ, так как получали только право на чин подпоручика и производились в него уже в своей воинской части по представлению местного начальства. Тем не менее после введения в 1874 г. закона о всеобщей воинской повинности именно юнкерские училища стали теми воротами, через которые в офицерский корпус вливались выходцы из непривилегированных сословий.
Для руководства военной школой в составе Военного Министерства было сформировано Главное управление военно-учебных заведений (ГУВУЗ) во главе с генерал-лейтенантом Н. В. Исакововым. Интересно, что среди видных сотрудников Управления был и уроженец Псковской земли — Леонид Николаевич Мельницкий, который в 1863—1869 гг. занимал в нём должность начальника архива. В условиях постоянных реформ и реорганизаций его служба была отнюдь не синекурой. Мельницкий постоянно составлял различные отчёты о достоинствах и недостатках системы военного образования в прошлом, участвовал в заседаниях многочисленных комиссий. Кстати, родной брат Леонида Мельницкого, Николай Николаевич, был одним из первых историографов военного образования. Ещё в 1857—1860 гг. он выпустил четырёхтомное исследование «Сборник сведений о военно-учебных заведениях в России Сухопутного ведомства»64.
Совершенствуя систему подготовки офицеров, правительство не забывало и о младшем командном составе. В 1863 г. была сформирована комиссия по дальнейшей реорганизации училищ военного ведомства. В её состав, наряду с офицерами ГУВУЗ, вошли представители Канцелярии и Инспекторского Департамента Военного министерства, Медико-хирургичёс-
64 Мельницкий Н. Н. Сборник сведений о военио-учебных заведениях в России Сухопутного ведомства. Т. 1-4. СПб., 1857-1860.
кой академии и ликвидируемого Управления училищ военного ведомства. Председателем был назначен главный начальник военно-учебных заведений генерал-адъютант Н. В. Исаков. Уже на первом заседании комиссия пришла к выводу, что внутренняя организация большинства училищ очень плоха, но просто упразднить их невозможно, ибо имеет место «…стремление родителей всех сословий, несмотря на совершенное отсутствие в этих заведениях воспитательного начала, отдавать туда детей на казённое содержание, чтобы потом всеми мерами стараться избавить их от обязательной и весьма тяжёлой службы»65.
Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
Опубликовано 21 Сентябрь 2010 в рубрике Обаяние мундира
Если Вам интересна эта тема - дополнительный материал Вы найдете в статьях:Новое на сайте: