В ноябре 1859 г. Псковское училище военного ведомства посетил император Александр II. Государь остался доволен состоянием заведения, лично поблагодарил начальника за службу и подарил училищу икону Святого Князя Гавриила Псковского.
Между тем вся система военного образования в стране переживала глубокую реорганизацию. Кадетские корпуса, являвшиеся в первой половине XIX века основным типом заведений для подготовки офицеров, стали подвергаться жестокой критике. Авторы многочисленных статей акценти­ровали внимание на том, что дети офицеров зачисляются в корпуса в очень раннем возрасте, когда их склонности ещё не сформировались, что они вынуждены получать военную профессию только из-за выбора родителей. Наиболее ярко позицию критиков выразил видный педагог Н. И. Пирогов в статье «Вопросы воспитания», опубликованной журналом «Морской сборник» в конце 1856г. «Кто научил, — возмущён­но спрашивал он, — кто открыл, что дети получили врождён­ные способности и врождённое призвание играть именно ту роль в обществе, которую родители сами назначают?»60. Пирогов сравнивал положение кадет с положением девушки,
(i0 Пирогов Н. И. Вопросы жизни // Морской сборник. 1856. Т. 23. № 9. С. 574.
которую ещё в детстве обручили с нелюбимым и неизвестным ей женихом.
В 1861 г. пост военного министра занял убеждённый реформатор Д. А. Милютин. Он составил на имя Главного начальника военно-учебных заведений великого князя Миха­ила Николаевича записку, в которой указывал, что кадетские корпуса преследуют две совершенно разные цели: образова­тельную и благотворительную. Как учреждения образова­тельные, они должны подготавливать квалифицированные командные кадры, а как благотворительные — обеспечивать детей малоимущих офицеров образованием и воспитанием в интернате за казённый счёт. Преследуя последнюю цель, корпуса и принимают в свои стены детей с не определивши­мися ещё интересами. «Между тем, — писал Милютин, — ни для одного рода занятий не имеет такой важности сердечное к нему призвание, как для военного ремесла»61.
Ущерб от благотворительного принципа, по мнению воен­ного министра, превосходил всю приносимую им пользу. Кадеты младших классов по своему возрасту ещё не могли соблюдать военную дисциплину сознательно, а суровое, чисто внешнее принуждение наносило «существенный ущерб нравственным качествам» детей. «Ныне, — говорится в запис­ке, — в наших военно-учебных заведениях употребляются все старания, чтобы согласовать требования дисциплины с необ­ходимою для детского возраста мягкостью и кротостью обхождения, но такая задача едва ли разрешима: стремление к согласованию двух условий, друг Другу противоположных, естественно ведёт к тому, что ни то, ни другое не соблюдается в должной мере»62.
В мае 1863 г. Александр II подписал указ, согласно которому старшие классы всех кадетских корпусов сводились в три военных училища (не путать с училищами военного ведомства): 1-е Павловское и 2-е Константиновское в Петер­бурге и 3-е Александровское в Москве. Целью этих заведений было предоставление юношам исключительно специальной,
61   Милютин Д. А. Мнение о военно-учебных заведениях // Столетие Военного министерства. Т. 10. Ч. 3. СПб., 1914. С 242.
62  Там же. С. 240.
военной подготовки, а их учебный курс продолжался два года. В 1864 г. в столице появилось ещё одно, Николаевское кавалерийское училище, созданное на основе Училища гвар­дейских юнкеров. Подготовку офицеров для специальных родов войск осуществляли Михайловское артиллерийское и Николаевское инженерное училища с трёхлетним сроком обучения, тоже расположенные в Петербурге. Выпускники перечисленных заведений, успешно окончившие курс, на­правлялись на службу с чином подпоручика (в кавалерию — корнета).
Одновременно с учреждением военных училищ на основе средних и младших классов кадетских корпусов началось формирование общеобразовательных военных гимназий. Утверждённое царём положение гласило: «Военные гимназии вообще имеют целью доставить детям дворян, предназначен­ным к военной службе, приготовительное общее образование и воспитание и служат вместе с тем приготовительными заведениями для поступления в военные училища»63. Однако выпускник военной гимназии вполне мог отказаться от по­ступления в училище и, как тогда говорили, «уйти на сторо­ну», то есть в гражданское учебное заведение. Питомцы гимназий делились не на роты, а на возрастные группы (они так и именовались — «возраста»). На воспитательские долж­ности стали принимать гражданских педагогов, время, отве­дённое на строевые занятия, сокращалось. Раньше прочих, в 1863 г., появилась 2-я военная гимназия, основой для которой послужил 2-й кадетский корпус в Петербурге. В 1864 г. начали действовать 1 -я военная гимназия в Петербурге, 1 -я и 2-я Московские, Орловская и Тульская военные гимна­зии, в 1865 г. — Полтавская, Киевская, Полоцкая, Воронеж­ская. Приоритетным правом на поступление в них по-прежне­му пользовались дети офицеров, в особенности сироты, которые обучались на казённый счёт и жили в интернатах.
В различных городах открывались также юнкерские учи­лища. Они, как и военные училища, готовили офицеров, но
м Положение о военных гимназиях, высочайше утверждённое 15 октября 1866 г. // ПСЗ. Собр. 2. Т. 41. СПб., 1868. С. 132.
принимали лиц с более скромным образованием и, в первую очередь, «унтер-офицеров из вольноопределяющихся»-. Так называли тех, кто добровольно поступил на военную службу «в строй», но ещё не сдал экзамена на офицерский чин. Программа в юнкерских училищах была проще, однако их выпускники обладали худшими «стартовыми позициями», чем вышедшие из военных училищ, так как получали только право на чин подпоручика и производились в него уже в своей воинской части по представлению местного начальства. Тем не менее после введения в 1874 г. закона о всеобщей воинской повинности именно юнкерские училища стали теми воротами, через которые в офицерский корпус вливались выходцы из непривилегированных сословий.
Для руководства военной школой в составе Военного Министерства было сформировано Главное управление воен­но-учебных заведений (ГУВУЗ) во главе с генерал-лейтенан­том Н. В. Исакововым. Интересно, что среди видных сотруд­ников Управления был и уроженец Псковской земли — Леонид Николаевич Мельницкий, который в 1863—1869 гг. занимал в нём должность начальника архива. В условиях постоянных реформ и реорганизаций его служба была отнюдь не синеку­рой. Мельницкий постоянно составлял различные отчёты о достоинствах и недостатках системы военного образования в прошлом, участвовал в заседаниях многочисленных комис­сий. Кстати, родной брат Леонида Мельницкого, Николай Николаевич, был одним из первых историографов военного образования. Ещё в 1857—1860 гг. он выпустил четырёхтом­ное исследование «Сборник сведений о военно-учебных заве­дениях в России Сухопутного ведомства»64.
Совершенствуя систему подготовки офицеров, правитель­ство не забывало и о младшем командном составе. В 1863 г. была сформирована комиссия по дальнейшей реорганизации училищ военного ведомства. В её состав, наряду с офицерами ГУВУЗ, вошли представители Канцелярии и Инспекторского Департамента Военного министерства, Медико-хирургичёс-
64 Мельницкий Н. Н. Сборник сведений о военио-учебных заведениях в России Сухопутного ведомства. Т. 1-4. СПб., 1857-1860.
кой академии и ликвидируемого Управления училищ военного ведомства. Председателем был назначен главный начальник военно-учебных заведений генерал-адъютант Н. В. Исаков. Уже на первом заседании комиссия пришла к выводу, что внутренняя организация большинства училищ очень плоха, но просто упразднить их невозможно, ибо имеет место «…стремление родителей всех сословий, несмотря на совер­шенное отсутствие в этих заведениях воспитательного начала, отдавать туда детей на казённое содержание, чтобы потом всеми мерами стараться избавить их от обязательной и весьма тяжёлой службы»65.


Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12

Опубликовано 21 Сентябрь 2010 в рубрике Обаяние мундира

Если Вам интересна эта тема - дополнительный материал Вы найдете в статьях:
  • Псковский кадетский корпус
  • Заключение
  • СТРОИТЕЛЬСТВО ПСКОВО-РИЖСКОЙ ДОРОГИ


  • Новое на сайте:

  • Рекомендации по выбору стиральной машины автомат и продлению ее срока службы
  • Как выбрать блок-хаус?
  • В Пскове началось историческое ориентирование
  • Изучение истории Псковского края в послереволюционный период
  • Рыбное хозяйство Псковской губернии.