В 1866 г. училища военного ведомства были преобразова­ны в военно-начальные школы. Последним присваивался четырёхлетний курс, по объёму своему равный курсу уездных училищ Министерства народного просвещения. В материалах комиссии особо подчёркивалось, что, так как военные гимна­зии принимают почти исключительно потомственных дворян, военно-начальные школы должны обеспечить образованием детей военнослужащих, которые «по своим сословным пра­вам» в военные гимназии поступить не могут. Выпускники новых заведений, по принятым правилам, поступали на служ­бу писарями и телеграфистами, а также переводились в Пиротехническую, Военно-чертёжную, фельдшерские шко­лы.
Ко времени новой реорганизации в Псковском училище военного ведомства заметно изменился состав педагогов. В июне 1865 г. М. В. Фурсов получил место директора в Шавельской классической гимназии. Вместо него инспекто­ром классов стал надворный советник Н. И. Скандовский. Год спустя покинул свою должность и полковник Ермолин, передав начальство над заведением полковнику Гарину. Но­вый начальник взялся за претворение в жизнь решений начальства очень энергично. В августе 1866 г. в приказе по училищу он объявил, что в соответствии с проектом «Поло­жения о военно-начальных школах» все воспитанники будут разделены на четыре «возраста», состоящие, в свою очередь,
65 Всеподданнейший отчёт о действиях Военного министерства за 1864 г. Отчёт о состоянии заведений. СПб., 1866. С. 25.
из отделений по 25 человек. Для начала Гарин приказал сформировать самый младший, 4-й возраст в составе шести отделений. Руководство каждым отделением поручалось граж­данскому воспитателю. Воспитанникам старшего возраста было решено позволить закончить учёбу по старым правилам, в составе рот.
Перемены в штатах тем временем продолжались. Скандов-ский не прослужил в заведении и года. Вместо него инспек­тором классов был назначен надворный советник К. А. Голубинов, которого уже в декабре 1866 г. сменил полковник Платон Степанович Цытович. На личности этого незаурядно­го человека стоит остановиться несколько подробнее. Цыто­вич получил образование в Артиллерийской академии, слу­жил учителем в Новгородском кадетском корпусе и воспита­телем в 1-й военной гимназии, где, по отзыву современника, «принял самых старых и загрубелых воспитанников старшего класса, но в один год изменил их нравы до такой степени, что к концу года их нельзя было узнать»66. Однако педагогичес­кие таланты соседствовали у Цытовича с такими качествами характера, как гордость и независимость. Поссорившись с инспектором классов П. Н. Белохой, Платон Степанович покинул Петербург и занял должность начальника Смоленс­кого училища военного ведомства. Там он прослужил всего несколько месяцев. При реорганизации училищ военного ведомства в военно-начальные школы Смоленское училище закрыли, а Цытовича направили на службу в Псков.
В мае 1867 г. ГУВУ3 распорядилось полностью прекра­тить приём в Псковскую военно-начальную школу учителей, не имевших классного чина. Тем из них, кто уже находился на службе, надлежало сдать экзамен на звание учителя при уездном училище. Цытович, не жалея сил, искал новых педагогов, образованных и инициативных. Гарин, напротив, относился к реформам весьма настороженно. Будучи офице­ром «николаевского закала», он считал, что либеральные новшества подрывают дисциплину и порядок.  Один из
66 Фон Бооль В. Г. Воспоминания педагога // Русская старина. 1904 № и. С  317.
приказов начальника по училищу гласил: «Неоднократно было замечено мной, что некоторые из гг. воспитателей, вступивших в эту обязанность по моему назначению, весьма легко стали смотреть на отношения свои ко всем старшим их по службе и летам сослуживцам, как равно и на добросовес­тное исполнение своих обязанностей, а потому объявляю всем, до кого это может относиться, что на будущее время, всякая неприличная выходка и каждое незаконное заявление, кому бы то ни было, повлечёт за собой примерное взыскание, так как испытанные по сие время кроткие и гуманные меры оказались, к крайнему моему сожалению, не приносящими никакой пользы»67.
Гарин в своих взглядах был не одинок. Недовольство усилением гражданских начал в общеобразовательных воен­но-учебных заведениях выражали многие офицеры, которые полагали, что штатские воспитатели несут будущим команди­рам «вредные идеи». С другой стороны, Д. А. Милютин и его сторонники действовали очень решительно и тех, кто нов­шеств не принимал, зачастую просто снимали с должностей. Сложившуюся ситуацию довольно чётко охарактеризовал Ф. А. Ушаков: «Всё военное (в учебных заведениях. —А. М.) было в загоне у высшего начальства, которое его только терпело, но пользовалось доверием начальства ближайшего. Все же, от кого начальство высшее ждало обновления, были в загоне у начальства местного и, в свою очередь, его доверием не пользовались»68.
Трудно даже представить, как уживались в Псковской школе «старый служака» Гарин и сторонник реформ, гордый и самолюбивый Цытович. Впрочем, срок их совместной службы оказался невелик: в конце 1867 г. Гарин получил новое назначение, а на его место пришёл полковник Михаил Яковлевич Попелло-Давыдов. Новый начальник происходил из дворян Харьковской губернии, служил в Лейб-гвардии Павловском полку ив 1852—1863 гг. преподавал фортифика­цию в Полтавском кадетском корпусе, где его сослуживцем
67  Ушаков Ф. А. Материалы для истории Псковского кадетского корпуса. Псков, 1901   С  45
68 Там же.
являлся А. Д. Бутовский, в будущем видный военный педагог. В своих мемуарах Бутовский охарактеризовал Попелло-Давыдова следующим образом: «Это был человек неглупый, не лишённый наблюдательности и образования и умевший жить с людьми, которые ему были нужны, но у него было много эгоизма, и близких приятелей у него некогда не было»69. Ф. А. Ушаков оценивал деятельность Попелло-Давыдова в Псковской военно-начальной школе гораздо благосклоннее: «…Он человек беспримерной энергии, сам входил во все подробности воспитательного дела: здесь он учил воспитате­ля, там воспитанника; в самые критические моменты, без всякого зова, являлся на помощь воспитателю в возрасте, в классе бывал наставником и руководителем преподавате­лей»70. По инициативе Попелло-Давыдова в Псковской школе были введены уроки танцев, переплётного дела и столь любимого директором хорового пения. Для желающих также проводились уроки по стенографии. Увеличился оклад учи­телей и одновременно была ликвидирована старая практика отпуска педагогам продуктов со стола воспитанников.
В 1868 г. специально собранная при ГУ ВУЗ комиссия приняла решение о преобразовании военно-начальных школ в военные прогимназии. 17 июля того же года статус прогим­назии получила и Псковская военно-начальная школа. Спе­циальное «Положение» определяло, что новые заведения должны готовить юношей для поступления в юнкерские училища71. Курс прогимназий был рассчитан на четыре года, причём в 1-й класс шли мальчики 12—14 лет, во 2-й класс — 13—15 лет, в 3-й — 14—15 лет, в 4-й — 15—17 лет. Приоритетным правом на обучение за казённый счёт обладали дети офицеров и чиновников военного ведомства, независимо от принадлежности отцов к дворянству. Оставшиеся после их зачисления свободные места распределялись следующим
69  Бутовский А. Д. Первые шаги на учебной службе // Русская старина. 1917. № 2. С. 354.
70 Ушаков Ф. А. Материалы для истории Псковского кадетского корпуса. Псков, 1901. С. 48.
71   Положение  о  военных  прогимназиях,   высочайше  утверждённое   19 апреля 1869 г. // ПСЗ. Т. 44. Отд. 1. СПб., 1873. С. 338.
образом: 1. Сыновья служащих и неслужащих потомствен­ных дворян; 2. Сыновья личных дворян; 3. Сыновья прочих лиц, пользующихся правами вольноопределяющихся 1-го и 2-го разрядов. Кроме того, в прогимназии часто направляли воспитанников военных гимназий, исключённых за плохую учёбу.


Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12

Опубликовано 21 Сентябрь 2010 в рубрике Обаяние мундира

Если Вам интересна эта тема - дополнительный материал Вы найдете в статьях:
  • Псковский кадетский корпус
  • Заключение
  • СТРОИТЕЛЬСТВО ПСКОВО-РИЖСКОЙ ДОРОГИ


  • Новое на сайте:

  • Рекомендации по выбору стиральной машины автомат и продлению ее срока службы
  • Как выбрать блок-хаус?
  • В Пскове началось историческое ориентирование
  • Изучение истории Псковского края в послереволюционный период
  • Рыбное хозяйство Псковской губернии.