Печорский ковчег
Мы не в изгнании, мы в послании. Миссия, именно миссия, тяжкая, но и высокая, возложена судьбой на нас.
Иван Бунин
Русская эмиграция первой послереволюционной волны, часто называемая «белой», — явление уникальное, беспримерное в мировой истории. И дело не только в масштабах этой эмиграции — по данным Лиги Наций, всего Россию после революции покинули 1 160 000 беженцев, — но и в том огромном вкладе, который она сделала в мировую и русскую культуру. Причем речь идет не только о сохранении, но и о преумножении, обогащении многих традиций отечественной культуры.
Национальным своеобразием и интенсивностью отличалась культурная жизнь в Печорском крае в 1920-30-е годы. Печорский уезд, с его 36 тысячами коренного населения, будучи оторванным от России и включенным в состав Эстонии согласно Юрьевскому (Тартускому) договору 1920 года, стал местом притяжения для многих эмигрантов из России, и прежде всего псковичей. Немало участников Белого движения связали свою судьбу с этим единственно для них доступным уголком исконно русской земли и, несмотря на материальные и житейские трудности, нашли свое место в культурной жизни края. Учителями Печорской гимназии и школ уезда стали вчерашние офицеры Северо-Западной армии: А.А.Гессе, С.К.Сергеев, Н.И.Блинов, А.М.Максимов, Г.А.Батарин и другие. По мнению И.А.Отто-Сергеевой, хорошо знавшей учительскую среду тех лет, не менее половины работников образования Печорского края составляли бывшие военнослужащие белой армии. В местной гимназии преподавал также бывший приват-доцент Санкт-Петербур-
гского университета, естествоиспытатель, путешественник, гласный Псковской городской думы П.В.Нестеров. Немало северозападников было представлено и в других областях деятельности. В здравоохранении работали врач, депутат Эстонского парламента (Рийгикогу) Г.И.Орлов, заведующий ветеринарной службой в Печорах Г.А.Свидзинский, участковый врач А.Р.От-то. Предпринимательской деятельностью занимались Л.И.Солнцев, бывший военный моряк В.К.Костенко-Родзиевский, И.А.Гаршнек. Свое место нашли здесь агроном из Гдовского уезда Н.Э.Госс, юрист В.В.Нерехотский, химик Н.В.Потин, поэт Б.К.Семенов, художник и артист С.С.Берегавских, инженер А.П.Рожанский, банковский служащий Г.И.Копьев. Все они деятельно включились в общественную жизнь Печорского уезда.
Кроме того, в ходе Гражданской войны из Псковской губернии в Печоры эмигрировали вместе с семьями бывший директор Псковского сельскохозяйственного училища, глава псковского Красного Креста, агроном Я.М.Шаховской, в прошлом председатель Псковского земского управления В.В.Назимов, юрист П.П.Златинский. Уже в начале двадцатых годов в свое печорское имение Халахальня приехала вдова тверского губернатора, расстрелянного большевиками, урожденная графиня Медем — С.М.Бюнтинг. Сюда же из Пскова переехали музыканты и хоровые дирижеры М.Ф.Гривский, Н. А.Вех-новский, Б.П.Жемчужин. Из Петрограда вернулся со своей семьей уроженец Печор скульптор-самородок, в прошлом смотритель скульптур Царскосельского ансамбля А.М.Денисов. Немало псковских священников нашли себе пристанище в Псково-Печерской обители и при местных церквах (И.Коведя-ев, П. Жемчужин, игумен Агафон Бубиц и др.). Они тоже не стояли в стороне от культурной жизни края.
Можно только удивляться тому, как в небольшом, еще вчера глухом, небогатом уголке земли, каким был Печорский уезд до революции, волею судьбы оказалось столь много образованных и, что очень важно, общественно деятельных людей. Это и понятно -ведь эмигрировали, прежде всего, те, кому было не все равно, при каком режиме жить, под какой властью находиться.
Во многом благодаря этой своеобразной послевоенной ситуации сложились судьбы и многих коренных печерян, принявших участие в культурно-просветительном движении в крае. Многие годы Печорское культурно-просветительное общество возглавлял учитель математики и общественный деятель М.В.Пимкин. Деятельное участие в этом обществе принимали братья Иван и Александр Соловские, а несколько позже и более молодое поколение печерян — их сестра Зинаида Соловская, В.Ф. Каринский, Н.П.Златинс-кий. Н.С.Ермихов. Молодой печорский учитель Н.Н.Пенькин вместе с эмигранткой из ПетроградаТ.Е.Дезен стали организаторами Печорского отделения Русского студенческого христианского движения (РСХД), а с 1930-х годов и крестьянского христианского молодежного движения. Всеобщим уважением пользовалось в крае имя председателя Печорского уездного союза учителей А.Анисимова. Несмотря на свой преклонный возраст, живое участие в общественной жизни довоенных Печор принимал бывший старейшина собрания пригорода, владелец пекарни А.М.Лабутин. Далеко за пределами Старого Изборска была известна подвижническая деятельность учителя и историка А.Н.Макаровского, чьи учебники для русских школ в Эстонии были незаменимы в деле формирования русского национального самосознания у детей.
Большой вклад в духовную культуру края, в развитие культурных связей Печор с другими центрами Русского зарубежья, а также в защиту русского коренного населения и Русской православной церкви в Эстонии от притеснений со стороны властей внес епископ Иоанн Булин. Достаточно сказать, что в бытность владыки Иоанна настоятелем Псково-Печерским (1920 -1932) обитель
стала цветущей, в ней проходили съезды Русского студенческого христианского движения, оказавшие огромное влияние на подъем русского самосознания эмигрантов не только в Эстонии, но и во многих европейских странах.
Доступность Печорской земли с его русскими древностями и знаменитым православным монастырем для русских изгнанников делали эти места притягательными и для многих деятелей русской культуры за рубежом. В разные годы здесь бывали философы Н.А.Бердяев, В.В.Зеньковский, протоиерей С.Н.Булгаков, Л.Зандер, И .А.Ильин, историк Н.Е.Андреев, писатель Л.Ф.Зу-ров, артистка Н.И.Плевицкая, известный тенор Д.С.Смирнов, художники С.А. Виноградов, С.Н.Антонов, Е.Е.Климов, выпускница Псковской художественно-промышленной школы А.П.Калашникова. Чувства изгнанников от встречи с Печорской землей хорошо и точно выразил в своем рассказе «Рубеж» писатель Иван Шмелев, приезжавший сюда из Парижа в 1936 году:» Я сошел с вокзального приступка и споткнулся: площадь у станции была замощена булыжником, и я разучился ходить по нему. Этот толчок земли так все и осветил во мне, и я сразу узнал осенний воздух родного захолустья, -вспомнил. И стало родное открываться — и в лае собаки из темноты, в постуке — где-то там — телеги, в окрике со двора бабьим визгливым голосом…, в дребезге подкатившего извозчика. И стало так покойно, укладчиво, уютно на душе и во всем существе моем, будто все кончилось и теперь будет настоящее».
Именно здесь взаимосвязь культурных достижений России начала 20 века, носителями которых, безусловно, были многие русские эмигранты, и традиционно православной, самобытной местной культуры, исторически складывавшейся во многом под влиянием Псково-Печерского монастыря, и породила культурный феномен, никогда и нигде больше не повторявший-
ся. Достаточно назвать несколько черт, отчетливо присущих общественно-культурной жизни довоенных Печор: идеологическая и политическая терпимость, или, как сегодня говорят, толерантность, отсутствие не только социальных и сословных противоречий, но даже и различий, подлинный демократизм, что почти невозможно было для дореволюционной русской культуры. Причем это не было связано с какой-либо индифферентностью, безразличием к общественной позиции. Николай Павлович Златинский вспоминал, как остро спорили в общественных местах его отец, П.П.Златинский, монархист по убеждениям, и П.В.Нестеров, сторонник конституционного строя. Однако при этом оба замечательно ладили в просветительских делах. Еще необходимо отметить поистине неустанный энтузиазм, самоотверженность отдельных культурных деятелей, граничившую с жертвенностью.
Страницы: 1 2
Опубликовано 18 Сентябрь 2010 в рубрике Белогвардейцы Пскова
Если Вам интересна эта тема - дополнительный материал Вы найдете в статьях:Новое на сайте: