Педагогика по-кадетски
167 Инструкция по воспитательной части для кадетских корпусов. СПб., 1905. С. 34.
168 Зайцев М. А. Походы и экскурсии в корпусе // Военная быль. 1954. № Ю. С. 6-7.
шимся чувством беззаветной верности монарху и любви к Родине»169.
«Инструкция по воспитательной части» придавала основополагающий характер для формирования личности будущего офицера именно религиозным принципам и гласила: «Всё, чем человек может и должен быть, выражено вполне в Божественном учении, и воспитателю остаётся только прежде всего и в основу всего заложить вечные истины христианства»170. Значение религиозного воспитания подчёркивалось тем особым положением, которое занимал среди учебных дисциплин Закон Божий, являясь в первую очередь не суммой знаний, но воспитательным предметом.
Большинство воспитанников Псковского кадетского корпуса исповедовало православие, хотя были также лютеране и католики. Из представителей иных исповеданий за всю историю заведения обучалось лишь несколько мусульман и армя-но-григориан. Весьма интересный факт приводится в дневниках Константина Константиновича. Рассказывая о посещении корпуса в 1901 г., он упоминает среди псковских кадет «магометанина Туган-Барановского, которому летом послал Новый Завет и Коран». При этом великий князь признаётся, что «не решился спросить, что из двух ему больше понравилось»171 . Во время своего следующего визита в Псков, в ноябре 1902 г., Константин Константинович записал в дневнике: «В одном из классов сидел подле Туган-Барановского (Тугашки), который в марте месяце из мусульман добровольно крестился в православную веру»172. Этот эпизод демонстрирует, как без насилия над личностью был подготовлен переход мальчика в православие. Не последнюю роль здесь сыграло, конечно, и то уважение, которое питало большинство кадет к великому князю. Впрочем, для мальчиков, сохранявших «отеческую» веру, в Псковский корпус регулярно приглашали ксендза и лютеранского пастора.
169 Труды 1-го съезда офицеров-воспитателей кадетских корпусов. СПб., 1909. С. 4.
170 Инструкция по воспитательной части для кадетских корпусов. СПб., 1905. С. 24.
171 ГАРФ. Ф. 660. Оп. 1. Д. 49. Л. 42.
172 Там же. Д. 50. Л. 150.
Важность патриотического воспитания неоднократно подчёркивалась и «Инструкцией по воспитательной части», и «Инструкцией для кадет Псковского кадетского корпуса». Одновременно многие педагоги подчёркивали в своих статьях, что ни в коем случае нельзя допускать конфликтов между учениками разных национальностей и вероисповеданий173. Офицер-воспитатель Псковского корпуса В. А. Бычковский на заседании Педагогического комитета 10 сентября 1902 г. подчёркивал, что на уроках истории и географии «совершенно не должно быть… грубых насмешек над иными обычаями»174.
Многими наставниками патриотическое воспитание расценивалось также, как мера, способная противодействовать формированию у кадет нежелательных идей. В наиболее определённой форме эту мысль сформулировал великий князь Константин Константинович. В конце 1906 г. он посетил Симбирский кадетский корпус и остался недоволен преждевременным ознакомлением кадет с некоторыми книгами (произведениями Ницше и Ренана). « Как ни привлекательно, — писал он, — стремление к всестороннему развитию кадет, нельзя не высказать опасения, как бы поверхностное ознакомление их с приведёнными вопросами не привело к отрицательным следствиям, если в основу этого развития не положено глубокого религиозного чувства и исторической закваски. Мало знать родную литературу и отечественную историю: надо их прочувствовать, проникнуться ими, полюбить их и — тогда с Богом! Пусть наши юноши смело открывают книги по своему выбору. Чуждое природе наших кадет к ним не пристанет. Их духовный и умственный строй отвергнет навязанные с Запада крайние учения»175.
ш В «Инструкции для преподавания отдельных предметов», утверждённой в феврале 1915 г., содержалось обращенное к законоучителям требование показывать во время занятий «красоту, величие, истину Восточного Православия в сравнении с западными вероучениями». Интересно отметить, что в более ранних редакциях «Инструкции» (1889 и 1898 гг.) такое требование отсутствует. Возможно, его появление связано с шедшей тогда Первой мировой войной. Однако и в этом случае подчёркивалось, что «обозрение западных вероисповеданий должно быть чуждо полемического характера и особенно полемического задора» (Общая программа и Инструкция для преподавания учебных предметов в кадетских корпусах. СПб., 1915. С. 33).
174 ГАПО. Ф. Псковского кадетского корпуса. Оп. 1. Д. 81. Л. 29.
175 Педагогический сборник. 1907. Mb 2. С. 7.
Педагоги Псковского корпуса очень активно использовали для патриотического воспитания местный материал. Как уже говорилось, с кадетами часто проводились экскурсии, посвященные историческим памятниками Псковской земли, и соответствующие беседы. Этому в немалой степени способствовало то, что служивший с 1881 по 1901 гг. Ф. А. Ушаков являлся активным членом Псковского археологического общества.
Патриотическое воспитание и в Псковском, и в других кадетских корпусах не ограничивалось одними лишь беседами, экскурсиями и т. д., а пронизывало все направления педагогической работы, всю повседневную жизнь воспитанников. Это проявлялось в преобладании в учебных программах по словесности, истории и географии отечественного материала, подборе книг для корпусной библиотеки, спектаклей для кадетских вечеров и т. д. Неслучайно воспитанник Полтавского кадетского корпуса П. Волошин отмечал в своих мемуарах: «Мальчик, поступивший в корпус, сразу окунался в атмосферу великодержавности нашей России»176. Слова эти в полной мере могут быть применены и к Псковскому корпусу.
Вполне естественно, что в кадетских корпусах, призванных готовить юношей к службе в «офицерском звании», основной задачей являлось воспитание в духе преданности монархии. Именно так трактовалась сама цель этих учебных заведений в «Положении Военного Совета» 1886 г. и «Инструкции по воспитательной части», в многочисленных циркулярах Главного управления военно-учебных заведений. «Инструкция по воспитательной части для кадет Псковского кадетского корпуса» гласила: «Кадет воспитывается для того, чтобы из него вышел прямой, твёрдый и честный слуга, преданный своему Государю и Отечеству»177.
Деятельность педагогов по воспитанию у кадет монархических убеждений во многом облегчалась тем, что большинство воспитанников были выходцами из офицерской, дворянской среды. Однако служившие в корпусах воспитатели
176 Волошин П. Ф. Три времени года в четырёх стенах // Военная быль. 1959. М» 34. С. 9.
177 Инструкция для кадет Псковского кадетского корпуса. Псков, 1903. С. 6.
стремились не только укрепить в своих питомцах взгляды, «соответствующие принципам государственного устройства», но и оградить их от «разрушающего влияния вредных идей». Один из параграфов «Инструкции по воспитательной части» гласил: «…каждый воспитанник, хотя бы с отличием преуспевающий во всех других отношениях, но подпавший влиянию атеистической и анархической пропаганды, неминуемо готовит себе верную гибель, родителям своим безысходное горе и всем своим наставникам тяжкую ответственность перед совестью и законом»178. Требование неукоснительно руководствоваться данным положением содержится в речи директора Псковского кадетского корпуса А. С. Курбатова на заседании Педагогического комитета 16 мая 1888 г.179
«Инструкция по воспитательной части для кадетских корпусов» уделяла большое внимание не только содержанию педагогической работы, но и методам её осуществления. «К числу общих воспитательных средств, — говорилось в одном из её параграфов, — должны быть отнесены: установление порядка в жизни воспитанников, производительное наполнение внеклассного времени, постоянный надзор над детьми и неослабное поддержание школьной дисциплины»’80. Для «производительного наполнения внеклассного времени» в Псковском корпусе проводились уже отмеченные балы, концерты, самодеятельные спектакли.
Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17
Опубликовано 21 Сентябрь 2010 в рубрике Обаяние мундира
Если Вам интересна эта тема - дополнительный материал Вы найдете в статьях:Новое на сайте: