167  Инструкция по воспитательной части для кадетских корпусов. СПб., 1905. С. 34.
168  Зайцев М. А. Походы и экскурсии в корпусе // Военная быль. 1954. № Ю. С. 6-7.
шимся чувством беззаветной верности монарху и любви к Родине»169.
«Инструкция по воспитательной части» придавала осново­полагающий характер для формирования личности будущего офицера именно религиозным принципам и гласила: «Всё, чем человек может и должен быть, выражено вполне в Божествен­ном учении, и воспитателю остаётся только прежде всего и в основу всего заложить вечные истины христианства»170. Зна­чение религиозного воспитания подчёркивалось тем особым положением, которое занимал среди учебных дисциплин Закон Божий, являясь в первую очередь не суммой знаний, но воспитательным предметом.
Большинство воспитанников Псковского кадетского кор­пуса исповедовало православие, хотя были также лютеране и католики. Из представителей иных исповеданий за всю исто­рию заведения обучалось лишь несколько мусульман и армя-но-григориан. Весьма интересный факт приводится в дневни­ках Константина Константиновича. Рассказывая о посещении корпуса в 1901 г., он упоминает среди псковских кадет «магометанина Туган-Барановского, которому летом послал Новый Завет и Коран». При этом великий князь признаётся, что «не решился спросить, что из двух ему больше понрави­лось»171 . Во время своего следующего визита в Псков, в ноябре 1902 г., Константин Константинович записал в дневнике: «В одном из классов сидел подле Туган-Барановского (Тугашки), который в марте месяце из мусульман добровольно крестился в православную веру»172. Этот эпизод демонстрирует, как без насилия над личностью был подготовлен переход мальчика в православие. Не последнюю роль здесь сыграло, конечно, и то уважение, которое питало большинство кадет к великому князю. Впрочем, для мальчиков, сохранявших «отеческую» веру, в Псковский корпус регулярно приглашали ксендза и лютеранского пастора.
169  Труды 1-го съезда офицеров-воспитателей кадетских корпусов. СПб., 1909. С. 4.
170  Инструкция по воспитательной части для кадетских корпусов. СПб., 1905. С. 24.
171  ГАРФ. Ф. 660. Оп. 1. Д. 49. Л. 42.
172  Там же. Д. 50. Л. 150.
Важность патриотического воспитания неоднократно под­чёркивалась и «Инструкцией по воспитательной части», и «Инструкцией для кадет Псковского кадетского корпуса». Одновременно многие педагоги подчёркивали в своих статьях, что ни в коем случае нельзя допускать конфликтов между учениками разных национальностей и вероисповеданий173. Офицер-воспитатель Псковского корпуса В. А. Бычковский на заседании Педагогического комитета 10 сентября 1902 г. подчёркивал, что на уроках истории и географии «совершенно не должно быть… грубых насмешек над иными обычаями»174.
Многими наставниками патриотическое воспитание расце­нивалось также, как мера, способная противодействовать формированию у кадет нежелательных идей. В наиболее определённой форме эту мысль сформулировал великий князь Константин Константинович. В конце 1906 г. он посетил Симбирский кадетский корпус и остался недоволен преждевременным ознакомлением кадет с некоторыми книга­ми (произведениями Ницше и Ренана). « Как ни привлекатель­но, — писал он, — стремление к всестороннему развитию кадет, нельзя не высказать опасения, как бы поверхностное озна­комление их с приведёнными вопросами не привело к отрица­тельным следствиям, если в основу этого развития не поло­жено глубокого религиозного чувства и исторической заквас­ки. Мало знать родную литературу и отечественную историю: надо их прочувствовать, проникнуться ими, полюбить их и — тогда с Богом! Пусть наши юноши смело открывают книги по своему выбору. Чуждое природе наших кадет к ним не пристанет. Их духовный и умственный строй отвергнет навязанные с Запада крайние учения»175.
ш В «Инструкции для преподавания отдельных предметов», утверждён­ной в феврале 1915 г., содержалось обращенное к законоучителям требование показывать во время занятий «красоту, величие, истину Восточного Правосла­вия в сравнении с западными вероучениями». Интересно отметить, что в более ранних редакциях «Инструкции» (1889 и 1898 гг.) такое требование отсут­ствует. Возможно, его появление связано с шедшей тогда Первой мировой войной. Однако и в этом случае подчёркивалось, что «обозрение западных вероисповеданий должно быть чуждо полемического характера и особенно полемического задора» (Общая программа и Инструкция для преподавания учебных предметов в кадетских корпусах. СПб., 1915. С. 33).
174  ГАПО. Ф. Псковского кадетского корпуса. Оп. 1. Д. 81. Л. 29.
175  Педагогический сборник. 1907. Mb 2. С. 7.
Педагоги Псковского корпуса очень активно использова­ли для патриотического воспитания местный материал. Как уже говорилось, с кадетами часто проводились экскурсии, посвященные историческим памятниками Псковской земли, и соответствующие беседы. Этому в немалой степени способ­ствовало то, что служивший с 1881 по 1901 гг. Ф. А. Ушаков являлся активным членом Псковского археологического об­щества.
Патриотическое воспитание и в Псковском, и в других кадетских корпусах не ограничивалось одними лишь беседа­ми, экскурсиями и т. д., а пронизывало все направления педагогической работы, всю повседневную жизнь воспитан­ников. Это проявлялось в преобладании в учебных програм­мах по словесности, истории и географии отечественного материала, подборе книг для корпусной библиотеки, спектак­лей для кадетских вечеров и т. д. Неслучайно воспитанник Полтавского кадетского корпуса П. Волошин отмечал в своих мемуарах: «Мальчик, поступивший в корпус, сразу окунался в атмосферу великодержавности нашей России»176. Слова эти в полной мере могут быть применены и к Псковскому корпусу.
Вполне естественно, что в кадетских корпусах, призван­ных готовить юношей к службе в «офицерском звании», основной задачей являлось воспитание в духе преданности монархии. Именно так трактовалась сама цель этих учебных заведений в «Положении Военного Совета» 1886 г. и «Инст­рукции по воспитательной части», в многочисленных цирку­лярах Главного управления военно-учебных заведений. «Ин­струкция по воспитательной части для кадет Псковского кадетского корпуса» гласила: «Кадет воспитывается для того, чтобы из него вышел прямой, твёрдый и честный слуга, преданный своему Государю и Отечеству»177.
Деятельность педагогов по воспитанию у кадет монархи­ческих убеждений во многом облегчалась тем, что большин­ство воспитанников были выходцами из офицерской, дворян­ской среды. Однако служившие в корпусах воспитатели
176  Волошин П. Ф. Три времени года в четырёх стенах // Военная быль. 1959. М» 34. С. 9.
177  Инструкция для кадет Псковского кадетского корпуса. Псков, 1903. С. 6.
стремились не только укрепить в своих питомцах взгляды, «соответствующие принципам государственного устройства», но и оградить их от «разрушающего влияния вредных идей». Один из параграфов «Инструкции по воспитательной части» гласил: «…каждый воспитанник, хотя бы с отличием преуспе­вающий во всех других отношениях, но подпавший влиянию атеистической и анархической пропаганды, неминуемо гото­вит себе верную гибель, родителям своим безысходное горе и всем своим наставникам тяжкую ответственность перед совестью и законом»178. Требование неукоснительно руковод­ствоваться данным положением содержится в речи директора Псковского кадетского корпуса А. С. Курбатова на заседании Педагогического комитета 16 мая 1888 г.179
«Инструкция по воспитательной части для кадетских корпусов» уделяла большое внимание не только содержанию педагогической работы, но и методам её осуществления. «К числу общих воспитательных средств, — говорилось в одном из её параграфов, — должны быть отнесены: установление порядка в жизни воспитанников, производительное наполне­ние внеклассного времени, постоянный надзор над детьми и неослабное поддержание школьной дисциплины»’80. Для «про­изводительного наполнения внеклассного времени» в Псков­ском корпусе проводились уже отмеченные балы, концерты, самодеятельные спектакли.


Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17

Опубликовано 21 Сентябрь 2010 в рубрике Обаяние мундира

Если Вам интересна эта тема - дополнительный материал Вы найдете в статьях:
  • Заключение
  • Последние годы Псковского кадетского корпуса
  • Псковский край — жемчужина России!


  • Новое на сайте:

  • Рекомендации по выбору стиральной машины автомат и продлению ее срока службы
  • Как выбрать блок-хаус?
  • В Пскове началось историческое ориентирование
  • Изучение истории Псковского края в послереволюционный период
  • Рыбное хозяйство Псковской губернии.