Педагогика по-кадетски
Особое место среди форм досуга отводилось воспитательному чтению духовной, научно-популярной и художественной литературы. В «Инструкции по воспитательной части» говорилось: «Внеклассное чтение книг воспитанниками, как самостоятельное, так и с воспитателями, имеет первенствующее, после учебной работы, значение в ряду образовательных средств заведения и вообще оказывает весьма сильное влияние на развитие и направление детей и юношей в нравственном отношении»181. В каждом кадетском корпусе существовали
178 Инструкция по воспитательной части для кадетских корпусов. СПб., 1905. С. 31.
179 ГАПО. Ф. Псковского кадетского корпуса. Оп. 1. Д. 75. Л. 123—123 об.
180 Инструкция по воспитательной части для кадетских корпусов. СПб., 1905. С. 32.
181 Там же. С. 34-35.
главная корпусная и «малые» ротные библиотеки. Офицерам-воспитателям вменялось в обязанность регулярно читать своим подопечным книги и обсуждать с ними их содержание, для чего ежедневно выделялось определённое время.
Однако, как видно из печатавшихся в «Педагогическом сборнике» материалов, на начальном этапе существования кадетских корпусов многие педагоги не придавали «воспитательному чтению» должного значения и предпочитали использовать отведённое на него время на иные нужды (дополнительную учебную подготовку, разбор дисциплинарных проступков, подгонку обмундирования и т. п.). О том, что Псковский корпус не был здесь исключением, свидетельствует протокол заседания Педагогического комитета от 14 апреля 1887 г. На этом заседании директор А. С. Курбатов обратился к своим сотрудникам с просьбой уделять больше внимания чтению, «которое является одним из самых сильных орудий в руках воспитателя для развития в мальчиках и юношах честных, правильных и сердечных отношений ко всему, их окружающему»182. При этом Курбатов указал на ошибку тех воспитателей, которые, подбирая литературу, ограничивались исключительно научными статьями и заботились «больше о количестве новых познаний, чем о действии рассказа на душу и сердце воспитанника»183.
К началу XX в. отношение корпусных педагогов к воспитательному чтению заметно изменилось. Великий князь Константин Константинович при посещении Псковского корпуса в 1904 г. отметил, что «групповое чтение кадетами младших классов образцов русской литературы пришлось очень по сердцу детям». В ноябре 1907 г. великий князь снова побывал во Пскове и на этот раз дал высокую оценку воспитательному чтению во всех классах корпуса, подчеркнув при этом, что «воспитанники втянулись в это занятие и полюбили его»184.
Весьма показателен для характеристики воспитательной и учебной работы в Псковском кадетском корпусе состав книг, избранных офицерами-воспитателями для прочтения каде-
182 ГАПО. Ф. Псковского кадетского корпуса. Оп. 1. Д. 75. Л. 19 об.
183 Там же.
184 Педагогический сборник. 1908. Me 9. С. 178.
там. Согласно периодическим отчётам офицеров-воспитателей за 1884—1885 учебный год во всех семи классах корпуса были прочитаны 73 произведения185. Из них явный приоритет отдавался художественной литературе (64 названия). Шесть произведений могут быть отнесены к научно-популярному жанру. Среди них книга Вегенера «Эллада» и рассказы из истории средневековой Франции (читались в 4-м классе); «Историческая хрестоматия» Гуревича и «Магомет» Петрова (5-й класс); «Домашний быт русских царей» Забелина и сборник «Мученики науки» (7-й класс). Вообще большинство научно-популярных книг, читавшихся псковским кадетам, было посвящено истории, а книги по естествознанию и географии в отчётах не упоминаются вовсе. Между тем в опубликованном в феврале 1885 г. в «Педагогическом сборнике» «Каталоге книг для чтения воспитанников кадетских корпусов» естественнонаучная литература занимала видное место и насчитывала 240 названий186.
Только двумя произведениями была представлена среди прочитанных воспитанниками Псковского кадетского корпуса книг духовная литература. Это «Наша Вера» Смирнова (читалась во 2-м классе) и «Русская церковь» Толстого (4-й класс). На недостаточное внимание офицеров-воспитателей к чтению с кадетами книг религиозного содержания указывал и директор корпуса А. С. Курбатов на заседании Педагогического комитета 7 апреля 1888 г.187
Особое место занимали единственные мемуары, с которыми педагоги сочли нужным познакомить псковских кадет. Это были записки воспитателя Александра II генерала Карла Карловича Мердера (1787—1834), прочитанные офицером-воспитателем Ф. А. Ушаковым кадетам 7-го класса и А. С. Равичем-Щербо — кадетам 4-го класса.
Среди художественных произведений абсолютное большинство (61 название) принадлежало перу отечественных авторов. Из иностранных писателей педагоги знакомили
185 ГАПО. Ф. Псковского кадетского корпуса. Оп. 1. Д. 62. Л. 3—88. 18в Каталог книг для чтения воспитанников кадетских корпусов // Педагогический сборник. 1885. № 3. С. 4—16.
187 ГАПО. Ф. Псковского кадетского корпуса. Оп. 1. Д. 75. Л. 121.
кадет с В. Шекспиром («Кориолан» в 7-м классе и «Король Лир» в б-м классе), Ф. Шиллером («Игра судьбы» в 7-м классе и «Духовидец» — в 5 классе), Г. Лессингом («Натан Мудрый» — в б-м классе), Э. Булвер-Литтоном («Последний день Помпеи» — в б классе), Ч. Диккенсом («Малютка Тим» — в 4-м классе), Майн Ридом («Огненная Земля» — в 3-м классе), М. Твеном («Принц и нищий» — в 3-м классе), Г. Эберсом («Дочь египетского царя» — в 4-м классе), а также с древнегреческими мифами в пересказе Шталь (3-й класс).
Среди отечественных писателей предпочтение отдавалось И. С. Тургеневу, Н. В. Гоголюи А. С. Пушкину. Надолюэтих авторов приходилась почти четверть (23%) всех прочитанных произведений русской литературы. Особой любовью педагогов пользовался Тургенев,« Записки охотника» которого читались с 1-го по б-й класс. Заметную роль играли в кадетском чтении произведения, посвященные отечественной истории, и в первую очередь войнам. Педагоги часто читали воспитанникам романы Г. Данилевского и И. Лажечникова. Интересно, что среди произведений последнего предпочтение отдавалось не хрестоматийному «Ледяному дому», а «Басурману».
Очень продуманным представляется распределение прочитанной литературы по классам. В младшем, 1-м классе кадетам читали отрывки из детского журнала «Игрушечка», «Бежин луг» И. С. Тургенева, «Кавказского пленника» Л. Н. Толстого, «Старосветских помещиков» Н. В. Гоголя и другие произведения, направленные на развитие доброты, мягкости, терпимости. Это было очень важно во время «акклиматизации» детей после семейной жизни и их приспособления к новым условиям закрытого учебного заведения.
Во 2-м классе среди прочитанного увеличивалась доля книг, посвященных военной тематике. В 1884—1885 учебном году это были в основном произведения ныне забытого писателя Чистякова188. Так начиналось ознакомление детей с теми качествами, которые были нужны им как будущим офицерам.
В 3-м классе доминирующую роль приобретала литерату-
pa с напряжённым, увлекательным сюжетом, рассчитанная именно на детей переходного возраста с их тягой к романтике и приключениям. Псковским кадетам-третьеклассникам были прочитаны в это время «Антон Горемыка» Д. Григоровича, «Принц и нищий» Марка Твена, а воспитатель И. Н. Блюм решился познакомить питомцев с Майн Ридом, к которому педагоги из Главного управления военно-учебных заведений относились с некоторым предубеждением189. Именно в 3-м классе кадетам читались древнегреческие мифы, ибо именно в это время воспитанники приступали к изучению «Древней или героической Греции» в курсе истории.
Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17
Опубликовано 21 Сентябрь 2010 в рубрике Обаяние мундира
Если Вам интересна эта тема - дополнительный материал Вы найдете в статьях:Новое на сайте: